№ 12-34/2016
РЕШЕНИЕ
17 июня 2016 г. с. Шира Республики Хакасия
Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Любарских Т.В.,
при секретаре судебного заседания Леглер Г.А.,
с участием помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Васильевой К.А.,
лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, Лобковой О.В. и ее защитника в лице адвоката Кочкина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ширинского района Республики Хакасия на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия от 11 мая 2016 г., которым в отношении Лобковой О.В. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, прекращено на основании п. 2 с. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора Ширинского района Республики Хакасия от 17 марта 2016 г. в отношении директора МБОУ Ширинская ОШ № 17 Лобковой О.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, за невыполнение обязательств по уведомлению предыдущего работодателя (нанимателя) государственного служащего МВД Росси по Республике Хакасия о заключении трудового договора с ФИО1, до 04 сентября 2014 г. замещавшей должность заместителя начальника отдела УУПиПДН – начальника отделения УУП ОМВД России по Ширинскому району.
По постановлению мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия от 11 мая 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, возбужденном в отношении Лобковой О.В., прекращено на основании п. 2 с. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, прокурор Ширинского района Республики Хакасия подал на него протест, в котором просил постановление мирового судьи отменить как необоснованное и незаконное, принять по делу об административном правонарушении в отношении Лобковой О.В. новое решение. По мнению прокурора, суд сделал неверный вывод о том, что МБОУ ОШ №17 относится к муниципальным органам, поскольку в Едином государственном реестре юридических лиц оно 22 августа 2003 г. зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является управление образования администрации муниципального образования Ширинский район, а устав муниципального образования Ширинский район сведений об отнесении МБОУ ОШ № 17 к органам местного самоуправления не содержит. Оценка судом отсутствия координации органами ПДН деятельности образовательного учреждения и осуществления надзора за его деятельностью проведена безосновательно, поскольку к составу вменяемого Лобковой О.В. правонарушения отношения не имеет. Также не относится к составу административного правонарушения установление судом обстоятельств, что исполнение должностных обязанностей ФИО1 не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии частных и публичных интересов с прежней занимаемой ей должностью на государственной гражданской службе. Указал на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Обзоре судебной практики за IV квартал 2012 г., согласно которой несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор. Таким образом, прокурор полагал, что судом безосновательно сделан вывод об отсутствии с действиях Лобковой О.В. состава административного правонарушения, а потому выводы суда считал не мотивированными и необоснованными.
В судебном заседании прокурор Васильева К.А. доводы протеста поддержала в полном объеме, ходатайствуя об его удовлетворении и отмене вынесенного мировым судьей постановления. Дополнительно выразила несогласие с выводом мирового судьи, который приравнял МБОУ Ширинская ООШ № 17 к муниципальным органам, полагала, что в данном случае положения ст. 12 Конвенции ООО против коррупции не применимы, поскольку, согласно Уставу школы, МБОУ Ширинская ООШ № 17 является учреждением, некоммерческой организацией, а не органом. Перечень органов местного самоуправления установлен Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и расширительному толкованию не подлежит. В свою очередь, Уставом муниципального образования Ширинский район определен перечень муниципальных органов, к числу которых МБОУ Ширинская ОШ № 17 не относится. Учредителем школы является управление образования, которое является органом, выполняющим какие-либо функции, возложенные на него органом местного самоуправления. Считала вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Лобковой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, неверным. Обратила внимание суда на практику Свердловского областного суда (постановление от 25 декабря 2015 г. № 4А-1130/2015) по вопросу привлечения лиц к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ при заключении трудового договора с бывшим сотрудником полиции и несообщении представителю нанимателя последнего об этом. Указала также, что наличие конфликта интересов в данном случае не является обстоятельством, подлежащим доказыванию, и не относится к квалифицирующим признакам. Решение о наличии либо отсутствии конфликта интересов может быть принято только полномочной рассматривать такие вопросы комиссией при МВД по РХ.
Присутствующие в судебном заседании лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, Лобкова О.В. и ее защитник в лице адвоката Кочкина А.Г. считали постановление мирового судьи законным и обоснованным. Защитник Кочкин А.Г. просил протест прокурора оставить без удовлетворения, указав на правильность выводов мирового судьи, сославшегося на положения Конвенции ООН против коррупции, об отнесении МБОУ Ширинская ОШ № 17 к муниципальной образовательной организации, которая осуществляет государственные функции по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, и об отсутствии у Лобковой О.В. обязанности в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, поскольку бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Также указал, что данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлении от 26 мая 2014 г. № 16-АД15-7. С учетом изложенного считал вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Лобковой О.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАп РФ, верным. Полагал, что ссылка прокурора на практику Свердловского областного суда не состоятельна.
Выслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с доводами протеста прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Срок опротестования постановления мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района от 11 мая 2016 г. не истек, так как согласно входящему штампу в прокуратуру Ширинского района его копия поступила 19 мая 2016 г.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ у гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеется обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).
В свою очередь, у работодателя при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы имеется обязанность сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).
Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Перечень состоит из трех разделов, второй раздел содержит должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов. В частности, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России) к таким относятся руководители (начальники) территориальных органов МВД России, органов предварительного следствия системы МВД России и их структурных подразделений, а также их заместители лиц.
Приказом МВД России от 31 октября 2013 г. № 875 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в МВД РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел РФ, федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В данный перечень в органах внутренних дел Российской Федерации входят в том числе начальники, заместители начальников структурных подразделений.
Согласно подп. «а» п. 1 Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел II, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
Как усматривается из материалов дела, по приказу от 04 сентября 2014 г. № расторгнут контракт о прохождении службы в органах внутренних дел и уволена со службы капитан полиции ФИО1, замещавшая должность заместителя начальника отдела УУПиПДН – начальника отделения УУП ОМВД России по Ширинскому району.
05 сентября 2014 г. директор МБОУ ШООШ № 17 Лобкова О.В. заключила с ФИО1 трудовой договор №, приняв ее по приказу на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя физики.
Прокурор Ширинского района, рассмотрев материалы проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве бывших государственных служащих, усмотрел в действиях директора МБОУ Ширинская ОШ № 17 Лобковой О.В. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку она, заключив трудовой договор с ФИО1, не сообщила об этом в МВД по РХ.
Постановлением прокурора Ширинского района от 17 марта 2016 г. в отношении директора МБОУ Ширинская ООШ № 17 Лобковой О.В. возбуждено дело об административном правонарушении, направленное в тот же день мировому судье.
04 апреля 2016 г. директор МБОУ Ширинская ООШ № 17 Лобкова О.В. направила Министру внутренних дел по Республике Хакасия уведомление о принятии ФИО1 на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и исполнении последней обязанностей заместителя директора по методической и учебной работе.
Согласно абз. 14 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах, к которым, в частности, относятся учреждения, включающие в себя государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
По смыслу положений пп. 1 и 2 ст. 123.21 ГК РФ государственным или муниципальным учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником (соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Среди таких учреждений - учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др.
В силу п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, с учетом положений ст.ст. 6, 61 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (государством либо муниципальным образованием); порядок финансового обеспечения определяется законом.
Как следует из Устава школы, МБОУ Ширинская основная школа № 17 является некоммерческой организацией, не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности, создано для организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пп. 1.1, 1.2). Учредителем учреждения является муниципальное образование Ширинский район (п. 1.6).
В соответствии с п. 1.12 Устава учредитель формирует и утверждает муниципальные задания для Учреждения в соответствии с основными видами деятельности Учреждения, к которым отнесена реализация основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ (п. 2.4).
Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание услуги по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного школьного, дошкольного, начального общего и основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепление здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха детей и создание условий для их культурной, спортивной и творческой деятельности.
Из п. 2.3 Устава следует, что целями деятельности Учреждения является осуществление общеобразовательной программы различных видов, уровней и направлений в соответствии с п. 2.4 Устава.
Как следует из ст. 5 и 25 Устава муниципального образования Ширинский район к вопросам местного значения муниципального образования Ширинский район и к полномочиям администрации муниципального образования Ширинский район относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Хакасия; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Ширинский район, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Рассматривая вопрос о наличии в действиях директора МБОУ Ширинская ООШ № 17 Лобковой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, мировой судья, полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, учел доводы участников по делу об административном правонарушении, которым дал соответствующую оценку.
Суд полагает верным ссылку мирового судьи на рекомендации Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в целях реализации которой, в свою очередь, приняты ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы.
Кроме того, учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что МБОУ Ширинская основная школа № 17 создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, его деятельность связана с предоставлением государственных и муниципальных услуг, суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что исполнение ФИО1 должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на государственной гражданской службе.
Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлениях от 11 ноября 2013 г. № 43-АД13-2, от 26 мая 2014 г. № 46-АД14-14, от 21 июля 2015 г. № 48-АД15-2, от 12 октября 2015 г. № 16-АД15-7, а также изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской федерации № 2, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.
Какие–либо нарушения процессуальных требований, которые не позволили мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлены.
Таким образом, оснований для признания постановления мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия от 11 мая 2016 г., которым в отношении Лобковой О.В. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, прекращено на основании п. 2 с. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, незаконным и внесения в него изменений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия от 11 мая 2016 г., которым в отношении Лобковой О.В. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, прекращено на основании п. 2 с. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а протест прокурора Ширинского района Республики Хакасия – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.
Судья Т.В. Любарских