ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2020 г. п.Одоев Тульская область
Судья Одоевского районного суда Тульской области Романова И.А., изучив в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Грачевой Т.С.,
установил:
20.01.2020 в Одоевский районный суд Тульской области поступил протокол об административном правонарушении №359502/41 от 12.01.2020, составленный УУП ОП «Одоевское» МО МВД РФ «Белевский» ФИО3 в отношении Грачевой Т.С. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ.
Изучив поступивший протокол и приложенные к нему материалы, судья приходит к следующему.
Согласно ст.29.1. КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В силу требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Объективная сторона ст. 14.2 КоАП РФ заключается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
В протоколе об административном правонарушении от 04.01.2020, в описании события административного правонарушения, имеется указание на реализацию Грачевой Т.С. товара, свободная реализация которого запрещена Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995.
Между тем под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся, прежде всего, объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т.п. Также не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством.
Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение.
Действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Ст. 11 названного Федерального Закона предусмотрены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции.
Указанной нормой запрещена розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов.
Административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом предусмотрена ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Таким образом, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, а также урегулированы отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Отсутствие надлежащего описания события правонарушения в протоколе об административном правонарушении при его составлении должностным лицом свидетельствует о том, что им не в полном объеме выполнены требования закона, не установлены юридически значимые обстоятельства.
Протокол об административном правонарушении содержит неоговоренные исправления в части года составления протокола, даты совершения административного правонарушения, семейного положения Грачевой Т.С.
Кроме того определением УУП ОП «Одоевское» ФИО4 №115 от 06.12.2019 возбуждено дело об административном правонарушении для проведения экспертизы изъятой жидкости.
Заключение эксперта приобщено к материалу проверки.
Исследование проведено на основании постановления должностного лица о назначении экспертизы, однако копия данного постановления, имеющаяся в материалах дела, не содержит даты вынесения.
Из содержания п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).
Из представленных материалов следует, что УУП ОП «Одоевское» МО МВД РФ «Белевский» ФИО4 факт продажи спиртного Грачевой Т.С. выявлен в рамках работы по оперативно – профилактическому мероприятию «Быт», между тем к материалу проверки не приобщен акт контрольной закупки.
Кроме этого материал проверки содержит протокол изъятия вещей от 03.12.2019: пластиковой бутылки с жидкостью с характерным запахом спиртного, однако сведений о месте, времени и адресе изъятия у покупателя ФИО5 данного предмета, в протоколе не имеется.
Перечисленные недостатки являются существенными и служат препятствием к рассмотрению данного дела об административном правонарушении.
Как следует из подп.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ в случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Грачевой Татьяны Сергеевны, с приложенными к нему материалами в ОП «Одоевское» МО МВД России «Белевский» на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Судья