РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2023 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Воробьева С.А.,
при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области к Можаевой Т.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,признании задолженности безнадежной к взысканию,
у с т а н о в и л:
административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Можаевой Т.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,признании задолженности безнадежной к взысканию.
В обоснование заявленных требований указано, что Можаева Т.А. (далее - административный ответчик, налогоплательщик) является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный действующим законодательством. Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, которое получено административным ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст. 31 и п.6 ст.69 НК РФ. В установленный срок административный ответчик указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи, с чем взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ. Ранее инспекция Федеральной налоговой службы обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. Судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С учетом изложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области просила суд взыскать с Можаевой Т.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 999,89 руб. и пени в размере 16,40 руб., а всего сумму 1016,29 руб.В случае установления судом обстоятельств, свидетельствующих об утрате налоговым органом возможности взыскания указанной задолженности, признать задолженность безнадежной к взысканию.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч.7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.
В силу п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Судом установлено, чтов налоговом периоде 2017 г. на имя налогоплательщика Можаевой Т.А. была зарегистрирована квартира, кадастровый №, по адресу: <адрес>
Налоговым органом налогоплательщику Можаевой Т.А. было направлено налоговое уведомление № от 23.08.2018 об уплате налога в размере 1120 рублей, за 2017 год, в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
Налогоплательщиком Можаевой Т.А. в установленный срок налог не был оплачен. В связи с чем должнику выставлено требование № по состоянию на 05.02.2019 об уплате налога в сумме 1120 руб. и пени в сумме 18,11 руб., в срок до 26.03.2019. Однако указанное требование Можаевой Т.А. добровольно не исполнено.
С учетом положений п.2 ст. 48 НК РФ, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев с даты, указанной в требовании № со сроком уплаты до 26.03.2019, то есть не позднее 26.09.2019.Фактически истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа в октябре 2022 года, пропустив установленный ст.48 НК РФ срок.
После отмены судебного приказа 01.12.2022 административный истец обратился в суд с административным иском 14.04.2023.
Соблюдение в последующем установленного законом срока на обращение в суд с административным иском после отмены мировым судьей судебного приказа не свидетельствует о соблюдении административным истцом сроков, установленных п. 2 ст. 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что административным истцом срок на обращение в суд с требованием о взыскании с Можаевой Т.А. указанной недоимки административным истцом пропущен, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговой инспекцией не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи).
По смыслу положений статьи 44 НК РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
С учетом указанных норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания заявленной в настоящем иске задолженности по налогу и пени, в связи с чем считает возможным признать ее безнадежной к взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области удовлетворить частично.
Признать безнадежной к взысканию задолженность Можаевой Т.А. №) по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 999,89 руб. и пени в размере 16,40 руб., в общей сумме 1016,29 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Судья: