Дело № 2-675/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 22 марта 2017 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.
С участием истца Емельяненко В.В.
Представителя УВИСД Борисенко Е.В.
Представителя АМО г. Новороссийска Левченко Н.В.
при секретаре Свистельник К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Емельяненко ФИО11 к Администрации МФИО9 о признании права на обеспечение жилым помещением
УСТАНОВИЛ:
Емельяненко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к АМО <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением, указав в обоснование иска, что его родители ФИО4 и ФИО5 решением Горячеключевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец был определен в детское государственное учреждение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в общеобразовательной школа-интернат № <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ я находился на воспитании в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся на попечении родителей Детского дома «Радуга» <адрес> на полном государственном обеспечении.С 2005 г. по 2008 г. обучался в ГБОУ НПО ПУ № <адрес>. Своего жилья в <адрес> не имеет, в настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>. В 2016 г. ему стало известно, что детям-сиротам и лицам из их числа предоставляется жилье. Однако после обращения в управление жилищной политики администрации МО <адрес> для постановки заявления на включение в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее-дети-сироты), подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее-список), он получил устный отказ в связи с пропуском сроков подачи заявления на включение в список.
Просит суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска. В дополнение пояснил, что в 1997 году его родителей лишили родительских прав, ему было 9 лет. После детского дома его направили в <адрес> в школу-интернат. Затем перевели в Горячий Ключ в школу-интернат, окончил ее в 2005 году, затем поступил в ПУ. В армии не служил, по результатам медобследования признан не годен. Когда он находился в детском доме, ему объяснили, что он будит жить в доме родителей. Ему было 14 лет, педагог повез его подписать согласие на продажу дома, который принадлежал родителям. С родителями он не общается, мать пьет. Отец приобрел после продажи дома другой дом не пригодный для проживания, в нем живет его мать. На жилье сам не заработал, не позволяет зарплата. Его братья живут с матерью, стоят на очереди, сестру Галину удочерили, где она находится, ему не известно. В органы опеки и попечительства он не обращался. Узнал о наличии права от одноклассников случайно, с которыми учился в школе-интернате. Просил иск удовлетворить.
Представитель АМО <адрес> обоснованных возражений против удовлетворения иска не представил.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства по доверенности ФИО2 Е.В. требования ФИО3 поддержала и суду пояснила, что в 2015 году ФИО3 был выявлен как лицо, относящееся к категории дети-сироты. Истцу не было разъяснено право на жилищное обеспечение, а когда он об этом узнал, срок уже был пропущен.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики <адрес> по вызову суда не явился, уведомлен надлежащим образом, обоснованных возражений по иску не привел.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Стороной истца представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт наличия у ФИО3 права на получение жилой площади по договору социального найма вне очереди, как оставшегося без попечения родителей.
Как видно из копии свидетельства о рождении ФИО3, его родителями являются мать ФИО4, отец ФИО5.
Решением Горячеключевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 был определен в детское государственное учреждение.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в общеобразовательной школа-интернат № <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на воспитании в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся на попечении родителей Детского дома «Радуга» <адрес> на полном государственном обеспечении.
С 2005 г. по 2008 г. обучался в ГБОУ НПО ПУ № <адрес>.
Своего жилья в <адрес> не имеет, в настоящее время он зарегистрирован, по адресу: <адрес>.
Согласно пояснений ФИО2 УВСИД, ФИО3 на квартирный учет по категории дети-сироты не поставлен и не состоит, впервые был выявлен в 2015 году.
Согласно ч.1 ст. 109.1.ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Пунктом 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названных Законов, был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», согласно ч.2 ст. 2 данного Закона, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - договор найма специализированного жилого помещения).
Из п. 1-2 ст. 5 указанного Закона следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, осуществляющим отдельные государственные полномочия <адрес> в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании <адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти <адрес>.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, а также получивших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет средств краевого бюджета (ст. 7.1 данного Закона).
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 с момента окончания учебного заведения по настоящее время жилым помещением не обеспечен.
По правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа "<адрес>" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 федерального закона "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
В судебном заседании было установлено, что органы опеки и попечительства ФИО3 на учет на получение жилья после окончания учебного заведения не поставили. Жилья, закрепленного за ФИО3 не имеется.
Данный факт подтверждается пояснениями ФИО2 Управления по вопросам семьи и детства.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истицы, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах, ФИО3 имеет право на обеспечение жилой площадью.
Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, ч.1 ст. 109.1ЖК Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», Определения Конституционного Суда РФ, в которых сформулирована позиция относительно возникновения права истца, как оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Емельяненко ФИО12 удовлетворить.
Признать за Емельяненко ФИО13 право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителе и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2017 г.