УИД 24RS0048-01-2020-009354-94
Дело № 2-10837/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при секретаре Пилюгиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Балахтинского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в суд с иском к УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Свои требования мотивировала тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Балахтинский районный суд обязал администрацию Балахтинского района предоставить Беляеву В.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по месту жительства на территории Балахтинского района Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади – 33 кв.м. с допусками установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 «О защите прав ребенка». В целях исполнения указанного решения администрация Балахтинского района ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство образования Красноярского края с просьбой выделить средства на приобретение жилого помещения, на что получен ответ о том, что в 2019 году средства, выделенные на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены в полном объеме. Министерством образования Красноярского края направлено письмо в министерство финансов Красноярского края о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Балахтинского района по приобретению жилых помещений детям-сиротам. Определением Балахтинского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № №-ИП на основании исполнительно листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Беляев В.В. был обеспечен жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Балахтинского района Красноярского края не имела возможности исполнить решение суда ранее из-за отсутствия финансирования, поскольку приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ и напрямую зависело от решений органов государственной власти Красноярского края и времени затраченного на процедуры, установленные действующим законодательством. В связи с изложенным, просит освободить от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Представитель администрации Балахтинского района Красноярского края извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика УФССП России по Красноярскому краю, ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделева О.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Балахтинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по исполнительному производству, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ № №-ИП на основании исполнительного листа ФС № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Балахтинским районным судом по делу № № об обязании предоставить Беляеву В.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по месту жительства на территории Балахтинского района Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади – 33 кв.м. с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 «О защите прав ребенка».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Балахтинского района Красноярского края в адрес министерства образования Красноярского края было направлено письмо о рассмотрении вопроса по предоставлению субвенций бюджету Балахтинского района на исполнение решений суда по приобретению жилых помещений для детей-сирот, в том числе для Беляева В.В.
Из ответа министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2019 году средства, выделенные на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены в полном объеме. Министерством образования Красноярского края направлено письмо в министерство финансов Красноярского края о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Балахтинского района по приобретению жилых помещений детям-сиротам.
Определением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации Балахтинского района Красноярского края представлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Беляеву В.В. было представлено жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Балахтинского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Балахтинского района Красноярского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, исковое заявление администрации Балахтинского района Красноярского края подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
освободить администрацию Балахтинского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Худик