Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1866/2023 ~ М-1706/2023 от 11.07.2023

                                      Дело №2а-1866/2023

                                                                     73RS0013-01-2023-002341-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2023 года                              г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., с участием прокурора Нуретдиновой Э.Р., при секретаре Нурдиновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алиева М. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд с указанным иском к ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России, в обоснование требований указав, что отбывал наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области с (ДАТА) по (ДАТА). с (ДАТА) по (ДАТА), с (ДАТА) по (ДАТА). В указанные периоды нарушены права истца на оказание медицинской помощи. Истец обращался в Генеральную прокуратуру РФ с жалобой о не оказании медицинской помощи. Проведенной проверкой с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области выявлены нарушения при оказании медицинской помощи.

В частности, в период содержания истца в ФКУ Т наблюдение за состоянием здоровья истца проведено не в полном объеме, между медицинскими учреждениями уголовно-исполнительной системы не было осуществлено взаимное информирование о состоянии здоровья административного истца. При наличии диагноза «Артериальная гипертония», осмотр врачом-кардиологом не проводился, не осматривался врачом-инфекционистом с проведением комплексного обследования с обязательным исследованием сыворотки (плазмы) крови.

Истец неоднократно обращался с жалобами о том, что в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области его не лечат. Считает, что в период нахождения в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области подвергался дискриминации, так как нарушалось его право на медицинскую помощь. Из-за отсутствия медицинской помощи, ежедневно страдал.

Просит признать ненадлежащими условия содержания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и взыскать компенсацию морального вреда 300 000 руб.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию по делу в качестве ответчиков привлечены: Федеральная служба исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №* Федеральной службы исполнения наказаний» в лице филиала «Медицинская часть №*», фельдшер ФКУЗ «Медико-санитарная часть №* Федеральной службы исполнения наказаний» филиала «Медицинская часть №*» Лосева Е.А.

    Участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Алиев М.А. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исках, дополнив, что в период его нахождения в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области никакой медицинской помощи, связанной с обследованием имеющихся у него заболеваний, ему оказано не было. Он не имеет денежных средств, чтобы пользоваться медицинской помощью на платной основе. Он неоднократно обращался и говорил о своих жалобах на состояние здоровья, на наличие у него «Гепатита С» сотрудникам медицинской службы ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, но его требования игнорированы, никакие таблетки ему не давали, анализы не брали. Просил исковые требования и удовлетворить в полном объёме. В случае пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском, просил его восстановить, так как на протяжении всего времени пытался защитить свои права, обращался к прокурору, проводилась проверки, о результатах которой ему стало известно недавно. Также указал, что несмотря на проверку прокурора и Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области он так и не получил консультацию врача-инфекциониста.

Представитель административного ответчика ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д.29), в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых иск не признала, указав, что Алиев М.А. (ДАТА) г.р. осужденный (ДАТА) Мещанским районным судом г.Москвы по ст. 111 ч.4, 162 ч.4 п.В. ст.69 ч.5 УК РФ к 13 годам лишения свободы в ИК строгого режима, содержался в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области с (ДАТА) по (ДАТА).

Считает, что истец пропустил 3-х месячный срок обращения в суд с настоящим иском. Оспариваемые условия содержания прекращены (ДАТА), иск подан (ДАТА).

ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, так как в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области медицинскую помощь оказывает Медицинская часть №* ФКУ МСЧ -73 ФСИН России, которая не входит в структуру ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, надлежащим ответчиком является ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России. Действиями ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области права истца не нарушены, в иске просит отказать (л.д.26-27).

Представитель административного ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенностей (л.д.45), в судебном заседании исковые требования также не признал по изложенным представителем ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области основаниям. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административных ответчиков: УФСИН России по Ульяновской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарной части №* Федеральной службы исполнения наказаний России», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Заинтересованное лицо Лосева Е.А., возражала против иска, указав, что является фельдшером Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарной части №* Федеральной службы исполнения наказаний России филиала «Медицинская часть №*». В период отбывания Алиева М.А. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (ДАТА) году, он был направлен на стационарное лечение в ФКУЗ «Медико-санитарную часть №* Федеральной службы исполнения наказаний России», где прошел все обследования и анализы. Не отрицает, что консультацию врача-инфекциониста Алиев не получал, так как в штате отсутствует врач-инфекционист, со своей стороны делает заявки. Относительно отбора анализов у Алиева М.А. пояснить что-либо затруднилась.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от (ДАТА) N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДАТА) N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

    Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от (ДАТА) N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно пункту 4 которых лицам, лишенным свободы, оказываются все виды медицинской помощи с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи.

При разрешении настоящего иска, суд полагает необходимым отметить, что требования истца заявлены в рамках административного судопроизводства и были направлены на признание действий должностных лиц учреждения незаконными, заявлены требования о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец Алиев М.А. (ДАТА) г.р. осужден (ДАТА) Мещанским районным судом г.Москвы к 13 годам 12 годам лишения свободы, отбывал наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в следующие периоды:

Прибыл (ДАТА) из ФКУ ИК-11 УФСИН России по респ.Мордовия, убыл (ДАТА) в ИК-9 (больница) УФСИН России по Ульяновской области ; прибыл (ДАТА) в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, убыл (ДАТА) в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области; прибыл (ДАТА), убыл (ДАТА) в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области (л.д.59).

    Разрешая ходатайство представителя административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области о пропуске Алиевым М.А. срока обращения в суд, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом (часть 7).

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Как установлено судом, Алиев М.А. обращался в Ульяновскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (ДАТА), т.е. в пределах установленного срока, ответ на его обращение получен (ДАТА), с иском истец обратился (ДАТА), при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения с указанным заявлением подлежит восстановлению.

    Разрешая вопрос о ненадлежащих, по мнению истца, условиях содержания в период отбывания наказания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, суд исходит из следующего.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).

В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В Постановлении Пленума от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от (ДАТА) N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от (ДАТА) N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от (ДАТА) N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела сотрудником Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области на основании письма Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области (ДАТА) проведен анализ медицинских документов Алиева М.А.

В ходе проверки установлено:

По данным медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях №* Алиев М.А. находился под наблюдением в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области с (ДАТА) (прибыл из ФКУ ИК-18 УФСИН России по респ.Мордовия) с диагнозом: Гипертоническая болезнь. Эписиндром.Хронический гепатит «С».

По данным медицинской карты амбулаторного больного (дубликат) Алиев М.А. находился под наблюдением в ФКУ ИК-3 с (ДАТА) с диагнозом «Хронический гепатит «С». Эпилепсия вне приступа. Состоит на учтете у психиатра с диагнозом «Органическое расстройство личности с эписиндромом».

В ходе проверки выявлены нарушения:

- п.7 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» утв. приказом Минюста РФ от (ДАТА) №* (далее Порядок), не осуществлено взаимное информирование о состоянии здоровья и оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или осужденным; п.32 Порядка, в связи с отсутствием специалистов в период содержания осужденным динамическое наблюдение за состоянием здоровья больного в части осмотра врачами-специалистами осуществляется не в полном объеме; п. 9 Порядка, при наличии диагноза «Артериальная гипертония» не назначены и проведены исследования ХС-ЛПНП, консультация врача-кардиолога. При проведении диспансерного наблюдения больной не осматривался врачом-инфекционистом с проведением комплексного клинико-лабораторного обследования с обязательным исследованием сыворотки (плазмы) крови на наличие РНК ВГС. (л.д.40 об.).

В деле имеется ответ на имя Прокурора Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области за подписью начальника ФКУ МСЧ №* ФСИН России С.Э. Бакилина, датирован (ДАТА), из которого следует, что в период содержания Алиева М.А. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области вопреки требованиям п. 32 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» динамическое наблюдение за состоянием здоровья осужденного Алиева М.А. в части осмотра врачами-специалистами осуществлялось не в полном объеме. В нарушение п.9 Порядка при наличии у Алиева М.. диагноза «Артериальная гипертония» не проведены исследования ХС-ЛПНП, исследование будет проведено в рамках заключенного государственного контракта №* от (ДАТА).

В нарушение п.7 Порядка не осуществлено взаимное информирование о состоянии здоровья и оказываемой медицинской помощи Алиеву М.А. Вопреки требованиям Клинических рекомендаций «Хронический вирусный гепатит С» (ХВСГ) у взрослых» утв. Минздравом России в (ДАТА) году. При проведении диспансерного наблюдения осужденный Алиев М.А. не осматривался врачом инфекционистом с проведением комплексного клинико-лабораторного обследования с обязательным исследованием сыворотки (плазмы) крови на наличие РНК ВГС. Осужденный Алиев М.А. будет осмотрен врачом-инфекционистом в плановом порядке.

По итогам служебной проверки фельдшер филиала МСЧ-1 Лосева Е.А. привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д.33-34).

Ответственность за выполнение требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, возложена на администрацию исправительного учреждения, на базе которого осуществляется медицинская помощь осужденному Алиеву М.А.

С учетом анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о допущенных со стороны ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в лице филиала «Медицинская часть №*» в период отбывания наказания Алиева М.А. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, требований действующего законодательства, связанных с оказанием медицинской помощи.

Как указано выше на момент нахождения Алиева М.А. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в период с (ДАТА) по (ДАТА) был заключен государственный контракт №* от (ДАТА), в рамках которого имелась возможность провести исследование крови на ХС-ЛПНП, однако, как следует из дела, указанная процедура так и не была проведена Алиеву М.А., консультацию врача инфекциониста административный истец также не получил и на момент рассмотрения настоящего дела судом, а административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в лице филиала «Медицинская часть №*» не принято должных мер по организации медицинского обследования административного истца, суд приходит к выводу о нарушении прав истца на охрану здоровья и своевременное получение медицинской помощи бездействием административных ответчиков в лице ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в лице филиала «Медицинская часть №*» и ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования Алиева М. А. о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации морального вреда следует удовлетворить частично.

Как следует из дела Алиев М.А. (ДАТА) убыл из ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в ИК-9, где проходил стационарное лечение, в деле отсутствуют доказательства, что в указанный период были нарушены условия содержания административного истца в условиях ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

С учетом установленных по делу обстоятельств, следует признать условия содержания Алиева М. А. (ДАТА) г.р. в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» с (ДАТА) по (ДАТА), с (ДАТА) по (ДАТА) ненадлежащими. Доказательств того, в что в иные периоды были нарушены права истца материалы дела не содержат, соответственно в иске о признании ненадлежащими условия содержания истца в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в иные периоды отказать.

        В соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При этом подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДАТА) N 1314, определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Исходя из этого обязанность по выплате административному истцу компенсации должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

С учетом изложенного, обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и перенесенных в связи с этим страданий истца, индивидуальные особенности истца, характер выявленных дефектов, отсутствием доказательств ухудшения состояния здоровья истца в связи с несвоевременным проведением анализа и осмотром врачом-инфекционистом, суд также принимает отсутствие у истца объективной возможности получения медицинской помощи в условиях изоляции иными медицинскими службами помимо ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, и, исходя из принципов разумности и справедливости с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации надлежит взыскать денежную компенсацию в пользу административного истца в размере 10 000 руб., отказав в удовлетворении исковых требований в большем размере по вышеуказанным основаниям.

В удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании условий содержания ненадлежащими, компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Алиева М. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать условия содержания Алиева М. А. г.р. в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» с(ДАТА) по (ДАТА), с (ДАТА) по (ДАТА) ненадлежащими.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Алиева М.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых остальной части исковых требований Алиеву М.А. Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России о признании условия содержания ненадлежащими в иные периоды, взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении исковых требований Алиеву М.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании условий содержания ненадлежащими, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –(ДАТА).

      Председательствующий судья:                                      Н.В. Кудряшева

2а-1866/2023 ~ М-1706/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алиев М.А.
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России
ФКУ Тюрьма МСЧ-1 УФСИН России по Ульяновской области
ФКУ Т УФСИН России Ульяновской области
ФСИН России
УФСИН России по Ульяновской области
Другие
фельдшер филиала МЧ-1 ФКУ МСЧ 73 ФСИН России по Ульяновской области Лосева Елена Александровна
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Кудряшева Н. В.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация административного искового заявления
11.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее