Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 октября 2020 года Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием
истца ФИО1,
представителя истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату города Севастополя Центр социального обеспечения о признании действий незаконными, обязании возобновить пенсионные начисления,
у с т а н о в и л:
В сентябре 2020 года истец обратился с исковым заявлением к Военному комиссариату города Севастополя Центр социального обеспечения о признании действий незаконными, обязании возобновить пенсионные начисления.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии осуществлялась военным комиссариатом города Ярославля, с 2019 года военным комиссариатом города Севастополя. В ноябре 2019 года по семейным обстоятельствам выехал за пределы Российской Федерации. По приезду в <адрес> заболел, проходил медицинское обследование и лечение в поликлиниках <адрес>. После окончания лечения не мог обратно вернуться в Российскую федерацию в связи с эпидемиологической ситуацией. После приезда в г. Севастополь, обратил внимание, что не поступает на его расчетный счет пенсия. В связи с данным обстоятельством обратился к Ответчику и узнал, что начисление пенсии было приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении ему выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 статьи 25 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ. Считает действия ответчика незаконными и полагает, что ему должна выплачиваться пенсия в Российской Федерации.
В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика иск признал частично, представил письменные возражения. Пояснил суду, что в ходе ревизии проводимой вышестоящим в порядке подчиненности Минобороны России пенсионным органом – УФО «Минобороны России по Южному военному округу ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» для подтверждения законности возобновления выплаты пенсии ФИО1 было предложено определить (подтвердить) фактическое место жительства в г. Севастополе последнего по месту постоянной регистрации, о чем имеется соответствующая запись в расчете на пенсию ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ комиссионно было проверено фактическое проживание гражданина ФИО1 по месту постоянной регистрации по адресу: г. Севастополь, <адрес>. В ходе указанной проверки факт постоянного проживания пенсионера по данному адресу установлен не был, о чем был составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием документов о фактическом проживании на территории РФ пенсионера, начальником Центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Также указывает, что в случае установления судом юридического факта проживания на территории РФ и срока, с которого истец фактически проживает на территории РФ для решения вопроса его пенсионного обеспечения ответчик готов вернуться к вопросу назначения пенсии Истцу в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в Вооруженных силах бывшего Союза ССР и Вооруженных силах Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии осуществлялась военным комиссариатом города Ярославля по ДД.ММ.ГГГГ.
Военным комиссариатом <адрес> выплата пенсии ФИО1 была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Истцом в Центр социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя было подано заявление о возобновлении ему выплаты пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России. По результатам рассмотрения указанного заявления ФИО1 была возобновлена выплата пенсии по линии Минобороны России с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копии паспорта истца, с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Военным комиссариатом города Севастополя, где ФИО1 стоял на учете, проведена проверка его фактического проживания.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ истца по адресу регистрации на момент проведения проверки дома не было. Со слов соседей указано, чо проживают мужчина и женщина пенсионного возраста, установить их фамилию, имя и отчество не представилось возможным.
Так же, в материалах личного дела имеются сведения о том, что ответчик неоднократно направлял запросы в республику Беларусь о наличии регистрации Истца в <адрес>, вида на жительство или сведений о получении пенсии. В полученных ответах указано, что Истец вида на жительство не имеет, на учете как пенсионер не состоит, пенсию не получает.
Кроме того, имеется справка, представленная Истцом о неполучении пенсии № Военного комиссариата города Минска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 в Военном комиссариате города Минска не состоит, пенсия по линии Министерства обороны <адрес> не назначалась и не выплачивалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начисление пенсии было приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о фактическом проживании пенсионера, составленного сотрудниками Центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя. Также в данном письме разъяснено право о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет будет на основании письменного заявления при личном прибытии в Центр социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя. Данным ответом истцу разъяснялось о выявлении факта его непроживания по месту регистрации, что явилось основанием для приостановления выплаты пенсии.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 статьи 25 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лично обратился на прием с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, которая была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из материалов дела установлено, что пенсия истцу не выплачивалась с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее приостановкой, так как выявлен факт непроживания истца по месту его регистрации в городе Севастополе, а в последствии принято решение о прекращении ее выплаты.
Военным комиссариатом города Севастополя, была проведена проверка проживания получателя пенсии по месту регистрации в РФ. В момент проверки истец отсутствовал по месту жительства, со слов соседей не удалось установить, кто проживает по данному адресу, данных соседей в акте не указано.
Кроме того, на момент принятия решения о прекращении выплаты пенсии истцу Военный комиссариат города Севастополя располагал сведениями об отсутствии вида жительства в <адрес>, а также и том, что он не состоит на учете как пенсионер и не получает пенсию в другой стране. Отсюда следует, что у ответчика не имелось правовых оснований для принятия решения о прекращении выплаты пенсии Истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что у истца имеются правовые основания для возобновления пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Предъявляя требования об обязании ответчика выплатить истцу пенсию, истец считает, что он имеет право на ее получение в России.
Суд, соглашается с такой позицией истца, поскольку обстоятельства дела говорят о следующем.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I. В статье 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I).
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами ", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 146-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 741-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1597-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1059-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 996-О).
Под постоянным проживанием гражданина в конкретном месте понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории.
Установление данного факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Указанными выше материалами дела, факт его постоянного проживания в городе Севастополе подтвержден следующими доказательствами по делу. В материалах пенсионного дела Истца имеется заявление о выплате пенсии на территории РФ в г. Севастополе с указанием адреса: г. Севастополь, <адрес>, копия паспорта, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в г. Севастополе по <адрес>, справки с места жительства управляющей компании по указанному адресу. В составе членов своей семьи ФИО1 имеет супругу, с которой он проживает по одному адресу, она зарегистрирована с ним по адресу в г. Севастополе, <адрес>.
Иных заявлений от Истца о проживании по другому адресу, в Центр социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя не поступало.
До ДД.ММ.ГГГГ пенсия ФИО1 выплачивалась Военным комиссариатом города Севастополя путем перевода на счет ПАО «РНКБ БАНК».
ДД.ММ.ГГГГ Центром социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя принято решение о прекращении выплаты пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Копия принятого решения к письму не прилагалась.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что выплата пенсии приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ до установления действительного постоянного места жительства пенсионера.
Само по себе приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 885н, и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
На момент его обращения в Военный комиссариат г. Севастополя представил достоверные данные о его фактическом месте жительства на территории РФ, поскольку Истец продолжал постоянно проживать по месту регистрации в РФ. Он неоднократно обращался в Центр, предоставляя различные справки и объяснения, в том числе справку с места жительства, копию справки о не получении пенсии № военного комиссариата города Минска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 в Военном комиссариате города Минска не состоит, пенсия по линии Министерства обороны <адрес> не назначалась и не выплачивалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, о том, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, суд полагает, что Истец представил достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что он постоянно проживал на территории города Севастополя, в связи с чем, подтверждается факт его постоянного проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории города Севастополя по адресу <адрес>.
Таким образом, заявленные исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату города Севастополя Центр социального обеспечения о признании действий незаконными, обязании возобновить пенсионные начисления являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату города Севастополя Центр социального обеспечения о признании действий незаконными, обязании возобновить пенсионные начисления – удовлетворить.
Признать незаконными действия Военного комиссариата города Севастополя о принятии решения по прекращению выплаты пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Военный комиссариат города Севастополя возобновить выплату пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья О.В. Гавура