УИД 36RS0029-01-2020-000339-07
Дело № 2-257/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 22 сентября 2020 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Г.П.,
при секретаре Кистановой С.А.,
с участием прокурора Поворинской межрайпрокуратуры Мерзляковой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поворинского межрайпрокурора к администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Поворинский межрайпрокурор обратился в Поворинский районный суд Воронежской области с иском к администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области об обязании администрации организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>, а также полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании прокурор Поворинской межрайпрокуратуры Мерзлякова А.Ф. исковое заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с исковыми требованиями согласен.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ст. 42 Конституции РФ, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из содержания ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», принятого в целях реализации положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Тем самым данный вопрос отнесен именно к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, а не муниципального района.
Аналогичная норма предусмотрена п. 17 ст. 9 Устава Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
В п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Однако в ходе проверки, проведенной межрайпрокуратурой 08.06.2020, установлено, что администрацией Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области требования вышеуказанного законодательства не всегда исполняются. В сельском поселении не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов, в результате чего в границах муниципального образования допускается размещение отходов в неустановленных местах.
Так, в границах сельского поселения выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке с кадастровым номером № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>.
Несмотря на это, в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией действенные мероприятия по предотвращению накопления мусора в данном месте не предпринимались, работы по вывозу отходов, обезвреживанию земельного участка от токсических компонентов не осуществлялись.
Непринятие администрацией мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Ранее межрайпрокурором в целях устранения данных нарушений природоохранного законодательства 08.06.2020 в адрес главы администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ответу администрации от 30.06.2020 № 170, за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо, ликвидация несанкционированной свалки проведена частично.
Однако, в ходе выездной проверки 07.08.2020 установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована, что подтверждается фототаблицей.
При этом на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Несмотря на истечение более месяца со дня внесения данного представления от 08.06.2020, администрацией по состоянию на 05.08.2020 не приняты конкретные меры по устранению отмеченных в нем нарушений природоохранного законодательства, а именно по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, при наличии реальной возможности для этого.
Согласно объяснениям главы администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области Жидких В.И. от 07.08.2020, администрацией по состоянию на 07.08.2020 не приняты конкретные меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, так как на данный момент для этого отсутствует достаточное бюджетное финансирование, проведение этих работ запланировано на 3 квартал 2020 года, однако точное время пока не определено.
В связи с этим возможность устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства во внесудебном порядке отсутствует.
В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Подобное бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, связанное с длительным непринятием мер по ликвидации данной несанкционированной свалки, ведет к нарушению конституционного права на благоприятную окружающую среду, как жителей этого поселения, так и иных граждан, круг которых является неопределенным.
Установленные обстоятельства подтверждаются копиями: представления от 08.06.2020, информации администрации о результатах рассмотрения представления от 30.06.2020, справки о результатах проверки от 07.08.2020 и приложенной к ней фототаблицы, объяснениями главы администрации от 07.08.2020, а также иными доказательствами.
Учитывая изложенное, суд считает настоящий иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>, а также полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА
УИД 36RS0029-01-2020-000339-07
Дело № 2-257/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 22 сентября 2020 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Г.П.,
при секретаре Кистановой С.А.,
с участием прокурора Поворинской межрайпрокуратуры Мерзляковой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поворинского межрайпрокурора к администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Поворинский межрайпрокурор обратился в Поворинский районный суд Воронежской области с иском к администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области об обязании администрации организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>, а также полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании прокурор Поворинской межрайпрокуратуры Мерзлякова А.Ф. исковое заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с исковыми требованиями согласен.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ст. 42 Конституции РФ, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из содержания ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», принятого в целях реализации положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Тем самым данный вопрос отнесен именно к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, а не муниципального района.
Аналогичная норма предусмотрена п. 17 ст. 9 Устава Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
В п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Однако в ходе проверки, проведенной межрайпрокуратурой 08.06.2020, установлено, что администрацией Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области требования вышеуказанного законодательства не всегда исполняются. В сельском поселении не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов, в результате чего в границах муниципального образования допускается размещение отходов в неустановленных местах.
Так, в границах сельского поселения выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке с кадастровым номером № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>.
Несмотря на это, в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией действенные мероприятия по предотвращению накопления мусора в данном месте не предпринимались, работы по вывозу отходов, обезвреживанию земельного участка от токсических компонентов не осуществлялись.
Непринятие администрацией мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Ранее межрайпрокурором в целях устранения данных нарушений природоохранного законодательства 08.06.2020 в адрес главы администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ответу администрации от 30.06.2020 № 170, за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо, ликвидация несанкционированной свалки проведена частично.
Однако, в ходе выездной проверки 07.08.2020 установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована, что подтверждается фототаблицей.
При этом на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Несмотря на истечение более месяца со дня внесения данного представления от 08.06.2020, администрацией по состоянию на 05.08.2020 не приняты конкретные меры по устранению отмеченных в нем нарушений природоохранного законодательства, а именно по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, при наличии реальной возможности для этого.
Согласно объяснениям главы администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области Жидких В.И. от 07.08.2020, администрацией по состоянию на 07.08.2020 не приняты конкретные меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, так как на данный момент для этого отсутствует достаточное бюджетное финансирование, проведение этих работ запланировано на 3 квартал 2020 года, однако точное время пока не определено.
В связи с этим возможность устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства во внесудебном порядке отсутствует.
В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Подобное бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, связанное с длительным непринятием мер по ликвидации данной несанкционированной свалки, ведет к нарушению конституционного права на благоприятную окружающую среду, как жителей этого поселения, так и иных граждан, круг которых является неопределенным.
Установленные обстоятельства подтверждаются копиями: представления от 08.06.2020, информации администрации о результатах рассмотрения представления от 30.06.2020, справки о результатах проверки от 07.08.2020 и приложенной к ней фототаблицы, объяснениями главы администрации от 07.08.2020, а также иными доказательствами.
Учитывая изложенное, суд считает настоящий иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером № в 500 метрах от жилых домов по <адрес>, а также полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.П. ВОРОНОВА