Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-374/2020 ~ М-294/2020 от 06.04.2020

УИД 28RS0008-01-2020-000455-02

Дело №2а-374/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2020 года                        г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Зеи к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О. В., ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Решением Зейского районного суда Амурской области от 18 декабря 2018 г. суд обязал муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи в срок до 30 марта 2019 года оборудовать объекты (территории) учреждения, расположенные по адресам: <адрес>1, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также обязал администрацию города Зеи Амурской области в срок до 30 марта 2019 года обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования город Зея финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объектов (территорий) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 14 города Зеи, расположенных по адресам: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

04 апреля 2019 года на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника - муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

Определением Зейского районного суда от 05 апреля 2019 года МДОАУ Центру развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи представлена отсрочка исполнения решения Зейского районного суда от 18 декабря 2018 года на срок до 19 апреля 2019 года.

02 октября 2019 года заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Администрация города Зеи обратилась в суд с вышеназванным административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от 02 октября 2019 года, указывая на то, что требования исполнительного документа не были выполнены истцом в срок, установленный для добровольного исполнения по причинам, не зависящим от воли и действий должника – администрации города.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В., представитель ответчика ОСП по Зейскому району, представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив и оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствие со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Зейского районного суда Амурской области от 18 декабря 2018 г. суд обязал муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи в срок до 30 марта 2019 года оборудовать объекты (территории) учреждения, расположенные по адресам: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также обязал администрацию города Зеи Амурской области в срок до 30 марта 2019 года обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования город Зея финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объектов (территорий) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 14 города Зеи, расположенных по адресам: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Указанное решение вступило в законную силу 22 января 2019 г.

04 апреля 2019 года на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника - муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

Определением Зейского районного суда от 05 апреля 2019 года МДОАУ Центру развития ребенка - детский сад № 14 города Зеи представлена отсрочка исполнения решения Зейского районного суда от 18 декабря 2018 года на срок до 19 апреля 2019 года.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 15 апреля 2019 года.

02 октября 2019 года заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В обоснование отсутствия объективной возможности исполнить решение Зейского районного суда от 18 декабря 2018 года в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок административным истцом указано на то, что в целях исполнения указанного решения суда между МДОАУ ЦРР детского сада № 14 и ООО «Бастион-С» заключен договор от 27 марта 2019 года <Номер обезличен> на монтаж системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Согласно п.2.4 настоящий договор вступает в силу с момента подписания и становится обязательным для сторон с 04 апреля 2019 года и действует по 19 апреля 2019 года, но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств. Сдача Подрядчиком выполненных работ осуществляется не позднее срока, оговоренного в п.2.5 настоящего договора (п.3.1).

В связи с загруженностью подрядчика на объектах других образовательных организаций, не представлялось возможным исполнение в срок до 30 марта 2019 года, в связи с чем МДОАУ ЦРР детского сада № 14 была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 19 апреля 2019 года, что подтверждается определением Зейского районного суда от 05 апреля 2019 года. Данные обстоятельства делали невозможным исполнение решения к 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства (04.04.2019).

Актом сдачи-приемки работ 48/19 от 23.04.2019 года подтверждается выполнение работ ООО «Бастион-С» на сумму 104958,46 рублей.

Во исполнение указанного договора финансовым управлением администрации города Зеи перечислены денежные средства в размере 104958,46 рублей, что подтверждается платежным поручением <Номер обезличен> от 15.05.2019 года.

16 мая 2019 года судебному приставу-исполнителю было сообщено о полном исполнении решения суда и приложены подтверждающие исполнение документы.

09 октября 2019 года в администрацию города Зеи от УФССП по Амурской области ОСП по Зейскому району поступило постановление от 02.10.2019 года <Номер обезличен> о взыскании исполнительского сбора.

17 октября 2019 года на требование <Номер обезличен> о предоставлении информации об исполнении решения, повторно было сообщено об исполнении указанного решения Зейского районного суда <Номер обезличен> от 18.12.2018 в полном объеме.

Указанные доводы административного истца подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Исполнительский сбор согласно пункту 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в установленный срок.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).

Причем взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин, при наличии таковых должник не может быть привлечен к публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Федеральным законом "Об исполнительном производстве" должнику предоставлено право на обращение в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, а суд наделен полномочием с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Материалами дела подтверждается, что администрацией города Зеи приняты меры по исполнению решения суда от 18 декабря 2018 года, заключен договор на монтаж системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, выделены и перечислены денежные средства по договору, работы по договору (по решению суда от 18 декабря 2018 года) выполнены 23 апреля 2019 года, что на 3 три календарных дня позже установленного судом срока (19 апреля 2019 года).

Анализируя представленные доказательства, суд считает, что судебное решение не было исполнено в установленный срок по независящим от должника обстоятельствам.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для освобождения администрации города Зеи от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации города Зеи удовлетворить.

Освободить администрацию города Зеи от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп. по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, возбужденному 04 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения

.

Председательствующий          О.Б. Ворсина

2а-374/2020 ~ М-294/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Зеи Амурской области
Ответчики
ОСП по Зейскому району УФССП по Амурской области
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носкова Ольга Владиславовна
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее