Решение в окончательной форме
принято 14 июля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2014 года Полевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Коряковой Н.С.,
при секретаре Ореховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1188/2014 по заявлению Показаньева А.А. о признании отказа в регистрации транспортного средства незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Показаньев А.А. обратилась в суд с жалобой на действия должностного лица о незаконном отказе в регистрации транспортного средства, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что . . . заявителем приобретен кузов ВАЗ-<данные изъяты>, который был установлен на принадлежащий заявителю ВАЗ-<данные изъяты>, г/н №. Заявитель обратился в РЭО ГИБДД по г. Полевскому с заявлением о постановке на учет транспортного средства с новым кузовом. В регистрации было отказано по причине того, что в связи с заменой кузова, меняется идентификационный номер транспортного средства. Считает такой отказ незаконным, поскольку перечень оснований для отказа в регистрации транспортных средств. Замена кузова ТС не является основанием для отказа в его регистрации. Просит признать отказ в регистрации транспортного средства ВАЗ- <данные изъяты> г/н № в связи с заменой кузова, незаконным. Обязать отделение ГИБДД отдела МВД России по городу Полевскому провести регистрацию транспортного средства ВАЗ- <данные изъяты> г/н № в связи с заменой кузова.
В судебном заседании заявитель Показаньев А.А. заявление и его доводы поддержал, пояснил, что не понимает, по какой причине транспортное средство не ставят на учет. Кузов он приобрел на заводе. Он не понял причину отказа в регистрации транспорта. Для постановки транспорта на регистрационный учет он представлял ПТС, документы, подтверждающие куплю-продажу кузова.
Представитель заявителя Чупрунов Д.Л. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что Показаньев приобрел кузов, так как старый кузов пришел в негодность. Он заменил кузов и обратился для регистрации транспортного средства, но ему отказано в регистрации. Ограничений в обороте кузов не имеет, его можно как продавать, так и приобретать. Административный регламент не содержит ограничений по регистрации транспорта при замене кузова. На новый кузов номер нанесен организацией-изготовителем. Идентификационная маркировка не изменена, в данном случае отсутствуют признаки замены и подделки. Отказ в регистрации является незаконным. Заявитель обращался с просьбой о внесении изменений в ПТС.
Представитель заинтересованных лиц - ОМВД России по городу Полевскому Дрожжова Д.В. доводы жалобы не признала, суду пояснила, что . . . Показаньеву направлен отказ в регистрации транспортного средства. Можно было сделать вывод, что автомобиль собран из запасных частей, был заменен номерной агрегат. В связи с заменой произошло несоответствие номера кузова в ПТС. Изменения в паспорт транспортного средства внести невозможно. Ответ Показаньеву дан на основании представленных им документов. Представлял или нет Показаньев договор купли-продажи номерного агрегата, ей не известно. Кузов заменять нельзя, так как будет считаться, что автомобиль собран из запасных частей.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 24 приказа МВД РФ от 07 августа 2013 года N 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» перечень оснований для регистрации транспортных средств закрытый.
Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
неисполнение владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности;
наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
Административным регламентом установлены требования к составу документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Так, в соответствии с 5 Административного регламента для совершения регистрационных действий заявители представляют: заявление, согласно приложению N 1 к Административному регламенту, документ, удостоверяющий личность, документы на транспортное средство и номерные агрегаты (паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу, документы на номерные агрегаты; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся:
заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат;
иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Отнесение статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использования автомобилей (транспортных средств) к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, в том числе специальных правил их допуска в эксплуатацию.
Как видно из материалов дела транспортное средство ВАЗ-<данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>, №, цвет кузова голубой состоит на учете в РЭО ГИБДД Полевского ГОВД с . . . года. Данные о собственнике транспортного средства Показаньеве внесены в паспорт транспортного средства, что видно из копии ПТС (лд.6).
Номерной агрегат приобретен Показаньевым в ЗАО «<данные изъяты>» . . . года, что видно из копии договора купли-продажи № (лд.8). В договоре указана модель транспортного средства ВАЗ-<данные изъяты>, идентификационный номер и номер кузова - №, <данные изъяты> года выпуска, цвет сине-черный метал.
Судом установлено, что данный кузов Показаньев установил на автомашину ВАЗ-21083.
Показаньев А.А. обратился в РЭО ГИБДД ОМВД России по г. Полевскому с заявлением о регистрации транспортного средства.
В указанном заявлении отражено заключение об отказе в регистрации транспортного средства, со ссылкой на письменный от . . . № №.
Отделение ГИБДД ОМВД России по г. Полевскому отказало в совершении регистрационных действий, ссылаясь на требования четвертого абзаца п. 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств, по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменений, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией изготовителем.
В судебном заседании представитель ОМВД России по городу Полевскому Дрожжова Д.В. ссылается на иную причину отказа в регистрационных действиях транспортного средства, не указанную в официальном отказе - сбор автомобиля из запасных частей при замене номерного агрегата.
Иных оснований для отказа в регистрации транспортного средства суду не приведено.
Регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении. При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Суд приходит к выводу, что отказ в регистрации транспортного средства и внесении изменений в паспорт транспортного средства является незаконным.
Основания, препятствующие регистрации транспортных средств, направлены, на устранение любой возможности допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником повышенной опасности для остальных участников движения и граждан.
Признаков скрытия, подделки, изменений, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией изготовителем, по причине которых отказано в регистрации транспортного средства, не имелось.
Номерной агрегат продан заявителю и приобретен не заводе-изготовителе, договор купли-продажи заявителем представлен. Кроме того, заявителем представлен сертификат качества кузова, который соответствует действующим в Российской Федерации стандартам.
В данном случае транспортное средство также не подпадает под понятие «сборочный комплект», поскольку при замене кузова аналогичной марки не вносятся изменения в конструкцию транспортного средства.
Замена кузова транспортного средства на аналогичный не является самостоятельной сборкой транспортного средства, а относится к капитальному ремонту. При этом заявителем не производилось внесение изменений в конструкцию транспортного средства, замена кузова не относится к изготовлению транспортного средства из сборочного комплекта.
Доказательств обоснованности отказа в совершении регистрационных действий при замене кузова транспортного средства на аналогичный, ОМВД России по городу Полевскому не представлено.
Суд приходит к выводу, что следует признать отказ ОГИБДД отдела МВД России по городу Полевскому в совершении регистрационных действий по перерегистрации транспортного средства марки ВАЗ-21083, государственный регистрационный знак № от . . . незаконным.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя следует устранить, обязать ОГИБДД отдела МВД России по городу Полевскому произвести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства марки ВАЗ-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащего Показаньеву А.А., в связи с заменой номерного агрегата – кузова.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ ОГИБДД отдела МВД России по городу Полевскому в совершении регистрационных действий по перерегистрации транспортного средства марки ВАЗ-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак № от . . . незаконным.
Обязать ОГИБДД отдела МВД России по городу Полевскому произвести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства марки ВАЗ-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащего Показаньеву А.А., в связи с заменой номерного агрегата – кузова.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Судья Корякова Н.С.