Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-188/2016 ~ М-177/2016 от 29.02.2016

Дело 2-188/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2016 г. г. Сердобск.

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

Председательствующего Рыбалко В.А.,

При секретаре Моткиной С. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Панюшкиной И.С. к Администрации Сердобского района Пензенской области, ГБПОУ Сердобский многопрофильный техникум о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Панюшкина И.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что её родителями являются Дурдыева ИЛ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Патрашков С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также у неё имеется родная сестра Патрашкова О.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Её мама ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Патрашков С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГБПОУ ПО «СМТ» по профессии «мастер отделочных работ», пользовалась компенсационными выплатами на содержание детей сирот, и относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На время обучения в техникуме ей и её сестре предоставлялась комната в общежитии, по адресу: гСердобск, <адрес>.Кроме этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась ГБОУ НПО ПО ПУ р.<адрес>, по специальности «повар, кондитер». Однако, в указанный период времени ей не были назначены и не выплачивались компенсационные выплаты на содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к работникам Отдела образования Сердобского района с просьбой оказать содействие в поисках отца, пояснив, что её мама умерла. В связи с данным обращением, работниками Отдел образования Сердобского района был направлен запрос в Украину – по месту прописки отца Патрашкова С.А о чем имеется запись в книге исходящей корреспонденции отдела образования №02-554 от 05.12.2005 года. Несмотря на её обращение в Отдел образования администрации Сердобского района Пензенской области, в нарушении законодательства, а именно ст.ст. 121-123 Семейного Кодекса РФ с учетом предоставленной им информации о том, что она и её сестра остались без попечения родителей, органами опеки и попечительства Сердобского район не было принято никаких мер по защите её прав и интересов, не проведены обследования условий жизни, не принято должных мер по установлению места нахождения её отца.

Не выяснены причины уклонения отца от её воспитания и содержания, не решен вопрос о её устройстве и передаче в приемную семью, до настоящего времени, при наличии достаточных основании, она не признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. Нарушение ее прав было установлено проведенной Прокуратурой Сердобского района Пензенской области проверкой по её обращению, о чем ей дан письменный ответ исх.№890-2013 от 19.11.2013 года, в адрес начальника отдела образования Сердобского района внесено представление об устранении нарушен федерального законодательства об опеке и попечительстве, а ей разъяснено право на обращение в суд за защитой своих прав.

Она обратилась с настоящим иском в суд к надлежащему ответчику -Администрации Сердобского района Пензенской области о взыскании денежных средств на её содержание, так как в силу ст. ст. 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантий по социальной защите -детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выплаты денежных средств на её содержание до исполнения 18 лет должна была осуществлять Администрация Сердобского района Пензенской области.

В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания" или возмещение их полной стоимости.

Статьей 5 этого же Закона определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (при установлении попечительства) имеет попечитель, размер данного пособия составляет 8000 руб. Согласно ст. 4.2 указанного Закона размер пособия индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Аналогичные положения содержатся и в п. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие при решении вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.60 Семейного Кодекса РФ, суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей.

Данные средства расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Поэтому собственниками указанных денежных средств являются дети.

Считает, что в связи с тем, что ей не был назначен, опекун (попечитель) она была лишена возможности получать пособие, причитающееся ей, на её содержание от государства в размере 8000 рублей, а так же иных социальных льгот и выплат, в связи с чем, её имущественные права были нарушены.

Считает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента смерти матери) и до ДД.ММ.ГГГГ (на день совершеннолетия), а так же до 23 лет (период обучения в ГБОУ НПО ПО ПУ р.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) она имела право на пособие по содержанию за 23 месяца, размер которого составляет: 8000 руб. х 29 мес. = 232 000 рублей. Поскольку она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, то имела право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в установленном законом порядке и размере. Поскольку ежемесячная социальная выплата и единовременное пособие по месту её жительства органами опеки и попечительства Администрации Сердобского района Пензенской области не были назначены и не выплачивались, то в её пользу с администрации Сердобского района подлежат взысканию невыплаченные по вине ответчика денежные средства.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшего на тот момент в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Таким образом, в силу вышеприведенной нормы закона учреждения среднего и высшего профессионального образования обязаны были зачислять на полное государственное обеспечение студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по достижении ими 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет.

Федеральным законом от 1712.2009 г. N 315-ФЗ, вступившим в силу с 1.01.2010 г., были внесены изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и в п. 3 ст. 6, в соответствии с которым на полное государственное обеспечение зачисляются не только лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зачислялись так же дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Таким образом, обязанность по зачислению на полное государственное обеспечение обучающихся детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся лица в возрасте до 18 лет, на соответствующие образовательные учреждения возложена только с ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ такая обязанность законом не была предусмотрена.

Считает, что ответчиком по делу является Администрация Сердобского района, а за период с 01.09. 2010 г. по 04.03. 2011 г. -ГБПОУ ПО Сердобский многопрофильный техникум.

Законом Пензенской области от 12.09.2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», установлены следующие меры социальной поддержки указанной категории граждан:

1)Ежемесячная денежная компенсация для самостоятельного приобретения продуктов питания, одежды, обуви, мягкого и жесткого инвентаря, в том числе предметов хозяйственного инвентаря и обихода, личной гигиены, игр. игрушек, книг

2)Денежная компенсация для самостоятельного приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования при выпуске из образовательных
учреждений профессионального образования - 36 922 руб.х 2 = 73 844 руб.(за 2006 г. и 2011г.):

3) Единовременное денежное пособие при выпуске детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования в размере 500 руб.;

4)Выплата социальной стипендии обучающимся в учреждениях профессионального образования - 780 руб. х 22 месяца =17 160 руб.;

5)Выплата ежегодного пособия на приобретение литературы и письменных принадлежностей 2340 руб. х 2 = 4 680 руб. (за 2010 г и 2011 г.);

6)Ежегодные денежные средства на организацию летнего отдыха - 4000 руб. за каждый год (т.е. за 2004 г, 2005г., 2006 г., 2010, 2011 г. ), 4000 руб. х 5 =20 000 руб.;

Считает, что с Администрации Сердобского района Пензенской области подлежит взысканию в её пользу денежная сумма в размере : 232 000 руб.+ 36 922 руб. + 20 000 руб.+ 17 160 руб., а всего сумма 306 082 руб.

Кроме этого, считает, что с Администрации Сердбского района Пензенской области в её пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, за нарушение её личных неимущественных прав, лишения возможности жить и воспитываться в семье, лишения её возможности быть под опекой.

В связи с чем, она с несовершеннолетнего возраста была обделена заботой и вниманием со стороны взрослых, чувствовала себя брошенным и никому не нужным ребенком, приходилось заботиться не только о себе, но и о своей малолетней сестре. Все это причиняло ей нравственные страдания и переживания. Поэтому компенсацию морального вреда она оцениваю в 500 000 рублей.

С ГБОУ СПО ПО «Сердобский многопрофильный техникум» в её пользу подлежит взысканию денежная сумма в размере: 36 922 руб. + 4 680 руб. + 500 руб. = 42 102 руб..

В соответствии с ФЗ №166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», она так же была лишены денежных выплат на содержание по случаю потери кормильца, размер которых составил за указанный период с 01.09.2010 по 04.03.2011 г. за 6 месяцев (время обучения по очной форме до 23 лет) : 6 033 руб. х 6 мес. = 36 198 руб., которые подлежат взысканию с ГУ Управления Пенсионного фонда по г.Сердобску и Сердобскому району.

Просит суд взыскать с Администрации Сердобского района Пензенской области в её пользу сумму в размере 306 082 руб. и компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей;

Взыскать с ГБОУ ПО «СМТ» в её пользу сумму в размере 42 102-руб.;

Взыскать с ГУ УПФР по г.Сердобску и Сердобскому району Пензенской области сумму 36 198 рублей.

В судебном заседании Панюшкина И.С. от требований к ГУ УПФ РФ по г.Сердобску и Сердобскому району о взыскании денежных средств отказалась.

Данный отказ принят судом.

Требования к Администрации Сердобского района Пензенской области денежных средств и компенсации морального вреда, к ГБПОУ Сердобский многопрофильный техникум о взыскании денежных средств уточнила и просила взыскать указанные в исковом заявлении выплаты с ДД.ММ.ГГГГ (с момента смерти матери) и до ДД.ММ.ГГГГ (на день совершеннолетия).

В обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

При этом пояснила, что она трижды выходила замуж. Первый раз был зарегистрирован брак с Плисовым С.В. ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время имеет фамилию мужа Панюшкина. Она действительно обучалась в ГОУ НПО ПУ – 20 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. За время обучения она получила все причитающиеся ей выплаты. Её права администрацией Сердобского района Пензенской области восстановлены не были, в связи с чем она обращалась в Сердобский городской суд Пензенской области для восстановлена её жилищных прав, так как данное право ею не могло быть реализовано по независящим от неё обстоятельствам.

До 18 лет органами опеки в попечительства в отношении неё не исполнялись возложенные федеральным законом обязанности по защите её прав и интересов, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. После совершеннолетия она так же не могла восстановить свои права и обратиться с заявлением о включении её в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это было обусловлено тем, что данные о её отце и сведения о том, что он отбывал наказание в местах лишения свободы, ей поступили только после исполнения ей 23 летнего возраста в ноябре 2012 года. Её отец является гражданином Украины, и после отбытия наказания проживает на территории другого государства. Причем, согласно справке об освобождении, отец находился в местах лишения свободы с 22.02.2000 года по 20 мая 2011 года, т.е. на момент исполнения ей возраста 23 лет, и на весь период её несовершеннолетнего возраста он отбывал наказание в местах лишения свободы. В связи с чем, она непосредственно относилась к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и не могла реализовать самостоятельно свое право на обеспечение её мерами социальной поддержки. Данные на отца по её запросам, поступили только в ноябре 2012 года, после чего она неоднократно обращалась в различные государственные органы для восстановления её социальных прав и гарантий, так как относилась к льготной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, после смерти её мамы ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, в период её несовершеннолетия, она оставшись без попечения родителей, по вине органов опеки и попечительства, не имела возможности в полном объеме реализовать предоставленные ей законом права на вышеуказанные социальные гарантии и льготы. Ей так же не был назначен опекун (попечитель), в результате чего она не получала, причитающиеся ей пособия, стипендию, денежную компенсации, тем самым была лишена положенных и принадлежащих ей в соответствии со ст. 60 Семейного Кодекса РФ имущественных выплат.

Представитель ответчика Администрации Сердобского района Савельева Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Считает, что Администрация Сердобского района является не надлежащим ответчиком, поскольку в силу действующего в период с 2004 года по 2006 года гражданского законодательства органом опеки и попечительства являлся орган местного самоуправления. К данному органу относился отдел образования Администрации Сердобского района. Панюшкина И.С. после смерти матери в орган опеки с заявлением о назначении опекуна не обращалась. При этом заявила ходатайство об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности.

Представитель ответчика ГБПОУ Сердобский многопрофильный техникум Любавская Т.П. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Панюшкиной И.С. за период обучения в ГОУ НПО ПУ-20 получила все причитающиеся ей выплаты.

При поступлении в Сердобский сельскохозяйственный техникум она не предъявляла документы, подтверждающие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Обучение в сельскохозяйственном техникуме Панюшкина И.С. не завершила и была отчислена после первого курса обучения. Следовательно, основания для выплаты ей единовременного денежного пособия при выпуске детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей отсутствуют.

При этом заявила ходатайство об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности.

Представитель ответчика Государственной учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении представитель по доверенности Ульянова О.Н., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области Долгова В.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица отдела образования Сердобского

района Седова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 п. 1 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В судебном заседании установлено, что Панюшкина (Патрашкова) И.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Украина.

Родителями Панюшкиной (Патрашковой) И.С. являются ФИО5 и ФИО7

Мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.Отец ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отбывал наказание в Учреждениях Государственной криминально-исполнительной службы Украины, откуда освобожден условно-досрочно на 9 месяцев 10 дней.

Согласно справке ГБПОУ «СМТ» от ДД.ММ.ГГГГ данное учебное заведение является правопреемником ГОУ НПО ПУ-20.

Как указывается в справке ГБПОУ «СМТ» от ДД.ММ.ГГГГ, Патрашкова И.С. обучалась в ГОУ НПО ПУ-20 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «мастер отделочных работ». Патрашкова И.С. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользовалась компенсационными выплатами на содержание детей-сирот.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии и прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

     Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О

неотложных мерах по социальной, защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных, правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1,2,3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения PФ Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образована РФ от 19 августа 1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, исходя из анализа приведенных выше норм, органы государственной власти РФ установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей- сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органам опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.    

Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 №199 Утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», (утратил силу 20.02.2008).

Пунктом 5 Положения установлено, что назначение денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства.

Выплата денежных средств производится опекуну со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня смерти, вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя.

Исходя из положений ст. 56 ПЖ РФ каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по выплате суммы убытков, в том числе денежных выплат на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и компенсации морального вреда является орган местного самоуправления - администрация Сердобского района Пензенской области, поскольку в период с 1 ноября 1969 года до 1 января 2008 года в соответствии с законодательными и нормативными актами органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, а вопросы опеки и попечительства относились к вопросам местного значения (п.п. 16 п. 1 статьи 14, п.п. 13 пункта 1 статьи 15, подпункт 21 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 6 октября 2003 года 3 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с 8 августа 2003 по 1 января 2008), статья 1 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. № 44-ЗПО «Об органах опеки и попечительства в Пензенской области (с 22 июля 1997 по 9 июля 2004).

Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагалось на отделы образования органов местного самоуправления (статьи 1, 5, 6 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. №44-ЗПО «Об органах опеки и попечительства в Пензенской области», назначение пособия на содержание подопечного относилось к полномочиям органа опеки и попечительства (пункт 5 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой(попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2000 счет №2120 (с 22 июля 2000 по 21 декабря 2004), пункт 6 статьи 5 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 № 44-ЗПО).

Отделы образования в отношении несовершеннолетних лиц подготавливали материалы о назначении пособия на содержание подопечного (пункт 6 статьи 5 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 № 44-ЗПО).

Выплата денежных средств на содержание подопечного относилось к полномочиям органа опеки и попечительства (пункты 1 и 5 Положения).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные законодательством осуществляются данными органами самостоятельно (пункт 3 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 3131 -ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Положением установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря органы опеки и попечительства выплачивают опекунам.

Таким образом, исходя из содержания и смысла вышеуказанной правовой нормы, обязательным условием назначения денежных средств на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, является факт установления опеки (попечительства) над ним.

Согласно сообщению Отдела образования администрации Сердобского района Пензенской области № 02-287 от 13.04.2016, Панюшкина (Патрашкова) И.С., на учете в Отделе образования Сердобского района как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не состояла. Опекун (попечитель) Отделом образования города Сердобска и отделом образования Сердобского района Панюшкиной (Патрашковой) И.С. назначен не был. Выплаты денежных средств на содержание Патрашковой И.С. не назначались и не выплачивались.

В соответствии со ст. ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (при установлении попечительства) имеет попечитель, размер данного пособия составляет 8000 руб. Согласно ст. 4.2 указанного Закона размер пособия индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Требования Панюшкиной И.С. к администрации Сердобского района Пензенской области о взыскании данных сумм, суд находит не обоснованными, поскольку данные выплаты носят целевой характер, выплачиваются опекуну при условии, что таковой назначен опекаемому.

Суд также учитывает, что Панюшкина (Патрашкова) И.С. не имеет и не имела права на денежные средства в размере 4000 рублей, выплачиваемые в целях организации летнего отдыха, так как данная мера социальной поддержки введена Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. №1669 ЗПО и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года, то есть, уже после достижения истцом совершеннолетия (4 марта 2006 года).

Необоснованными суд находит требования истца о взыскании с ГБПОУ Сердобский многопрофильный техникум суммы убытков в размере не предоставленной и не полученной денежной компенсации в размере, необходимом для самостоятельного, приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования при выпуске из образовательных учреждений профессионального образования, единовременного денежного пособия.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 статьи 6 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ данные меры социальной поддержки обеспечиваются за счет средств организаций, в которых обучались выпускники. Такие меры по реализации дополнительных гарантий прав на образование как государственная социальная стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной государственной социальной стипендии выплачиваются образовательными организациями (пункт 7 постановления Правительства Пензенской области от 6 февраля 2014 №67-пП).

Как видно из справки ГБПОУ «СМТ» Патрашковой И.С. компенсационные выплаты за время обучения в ГОУ НПО ПУ-20 выплачены.

Кроме того, требования Панюшкиной И.С. к Администрации Сердобского района Пензенской области, к ГБПОУ Сердобский многопрофильный техникум о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу положений ст. ст. 195, 196, 197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, и общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Пункт 2 ст. 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 198 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░. 26 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2001 ░░░░ N 15 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2001 ░░░░ N 18 "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░", ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 199 ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 205 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.), ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 4.03.2006 ░░░░.

░░░░░░░░ ░.3 ░░.40 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░░ 21 ░ ░░░░░░ 27).

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 2016 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.<░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. ░░.░░. 194-198 ░░░ ░░, ░░░

░ ░ ░ ░ ░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.04.2016 ░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░.

2-188/2016 ~ М-177/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панюшкина Инна Сергеевна
Ответчики
ГБПОУ ПО"Сердобский многопрофильный техникум"
ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области
администрация Сердобского района Пензенской обл.
Другие
Министерство образования Пензенской области
Суд
Сердобский городской суд Пензенской области
Судья
Рыбалко Владимир Афанасьевич
Дело на сайте суда
serdobinsky--pnz.sudrf.ru
29.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2016Передача материалов судье
03.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Подготовка дела (собеседование)
24.03.2016Подготовка дела (собеседование)
04.04.2016Подготовка дела (собеседование)
04.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Судебное заседание
26.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.06.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.06.2016Судебное заседание
17.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.07.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.07.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.07.2016Судебное заседание
01.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.10.2016Дело оформлено
28.10.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее