дело № 2-2974/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2011 года г.Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Филиппова Р.Б.,
при секретаре Углановой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Индустриального района г.Ижевска Пушина И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к автономному муниципальному общеобразовательному учреждению «Гуманитарный лицей» и Администрации г.Ижевска о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г.Ижевска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к автономному муниципальному общеобразовательному учреждению «Гуманитарный лицей» (далее по тексту «лицей») и Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В обоснование исковых требований истец указал, что проведенная прокуратурой проверка выявила ненадлежащее состояние антитеррористической защищенности лицея, на что указывает частичное отсутствие ограждения по периметру образовательного учреждения, что делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта.
Просит обязать администрацию города и лицей выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно:
- признать незаконным бездействия лицея в частичном не оборудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру;
- обязать лицей в срок до -Дата- оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру;
- обязать Администрацию г.Ижевска обеспечить в срок до -Дата- обеспечить достаточное финансирование лицея для оборудования здания образовательного учреждения ограждением по всему периметру.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пушин И.Ю. поддержал исковые требования и привел доводы искового заявления (л.д.2-3).
Представитель ответчика - директор лицея Черемных М.П., действующий на основании устава образовательного учреждения (л.д.4-14), исковые требования признал частично, указав, что не признает исковые требования в части бездействия лицея и в случае финансирования со стороны администрации г.Ижевска лицей готов оборудовать территорию забором, но без данного финансирования сделать это не сможет. В лицее есть тревожная кнопка, видеокамера, что является достаточным для обеспечения террористической защищенности. В 2007 году частично был возведен забор, но в дальнейшем из-за отсутствия финансирования данные работы не выполнялись. На 2012 год запланирован ремонт забора, имеется заявка в проекте бюджета.
Согласно оглашенных возражений (л.д.38-39) представитель лицея полагает, что частичное отсутствие ограждения территории лицея не может быть признано каким-либо нарушением антитеррористической защищенности, так как в лицее имеется кнопка экстренного вызова милиции, договор на техническое обслуживание комплекса технических средств охраны, договор на оказание услуг по экстренному вызову наряда вневедомственной охраны, видеокамера внешнего наблюдения. Кроме того, согласно акта проверки готовности лицея к новому 2011-2012 ученому году, представители учредителя и надзорных органов не усматривают недопустимых нарушений в деятельности лицея. Кроме этого, лицей не допускал бездействия по установлению ограждения периметра учреждения, так как в 2007 году были выполнены частичные работы по ограждению территории, но по настоящее время из-за отсутствия необходимого объема финансирования данные работы не были выполнены. В проекте бюджета на 2012 предусмотрено выделение лицею <данные изъяты> на восстановление ограждения. В связи с этим просит отказать истцу в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия лицея в частичном не оборудовании территории образовательного учреждения ограждением.
Представитель ответчика – Администрации г.Ижевска – Иванов И.Н., действующий по доверенности (л.д.41) в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и пояснил, что лицей является автономным учреждением, денежные средства выделяются администрацией на образовательный стандарт и ремонт здания, кроме того, лицей признан готовым к учебному году, никаких замечаний не поступало.
Согласно оглашенных возражений (л.д.40) представителя Администрации г.Ижевска ограждение территории лицея забором не является всеобъемлющим средством, обеспечивающим безопасность образовательного учреждения от угрозы террористического акта и обязанность данного учреждения оборудовать ограждение в целях антитеррористической защищенности законодательством не предусмотрена. Кроме того, санитарно-эпидемиологические требования направлены на охрану здоровья, а не на предотвращение антитеррористической угрозы. Согласно акта готовности, лицей признан годным к новому учебному году без замечаний. Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10, на которые ссылается истец в рассматриваемом исковом заявлении, не могут быть распространены на отношения, возникшие до вступления в силу данного акта, учитывая, что лицей принят в эксплуатацию до введения в действия данных СанПиН. Кроме того, несостоятельны требования истца, в соответствии с которыми он просит обязать Администрацию ... обеспечить финансирование лицея для оборудования территории образовательного учреждения ограждением, так как его финансирование осуществляется за счет средств самого автономного учреждения. Материально-техническое обеспечение осуществляется образовательным учреждением в пределах собственных финансовых средств. В связи с этим представитель просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается в суд в защиту интересов несовершеннолетних учащихся лицея, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие должных мер по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы, как учащихся, так и иных граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в помещении и на территории лицея (родители, опекуны, попечители, иные родственники и т.п.). Определить точное количество таких лиц не представляется возможным. Указанные доводы прокурора суд находит обоснованными и признает право прокурора на обращение с иском по настоящему делу.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора частично обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно п.14 акта проверки готовности муниципального образовательного учреждения к новому 2011-2012 учебному году от -Дата- (л.д.15-19), ограждение территории данного учреждения следующее: металлическая ограда вдоль фасадной части здания, боковые и задняя части отсутствуют.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» понятие «профилактика терроризма» определено, как выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Норм, раскрывающих понятие «необходимый уровень защищенности объектов», указанный закон и действующее законодательство не содержит.
В соответствии со ст. 32, 39, 51 Закона РФ от -Дата- № «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств, ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п.6.1. ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, т.е. дошкольные и другие образовательные учреждения.
Положения п. 1 ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся и, конечно же, обязательное соблюдение норм санитарного законодательства.
В силу п. 1 ст. 39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.1.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10 от -Дата- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, настоящие правила, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Согласно п.3.1 данных правил и нормативов, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
При этом указанные правила не регламентируют высоту ограждения, но ограждение территории обязательное условие наряду с зелеными насаждениями.
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждёнными Приказом Минобрнауки РФ от -Дата- N 2106, в подп. 1 пункта 6 устанавливают, что требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что состояние антитеррористической защищенности лицея, соблюдение требований санитарных норм и правил находятся не на должном уровне, в частности по периметру здания образовательного учреждения отсутствует ограждение в боковых и задней частях, что делает возможным въезд и парковку постороннего транспорта вблизи образовательного учреждения, проникновение посторонних лиц, способствует риску возникновения инфекционных заболеваний.
Суд считает, что установка ограждения по периметру территории образовательного учреждения служит одной из мер антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Суд соглашается с доводами прокурора, что фактическое отсутствие ограждения по периметру здания лицея отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, создает негативные предпосылки проведения террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, а так же неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в образовательном учреждении, нарушаются действующие санитарные нормативы и правила, а значит и права несовершеннолетних учащихся и работников учреждения на охрану здоровья, ограждение необходимо и для того, чтобы исключать случайный проход людей (животных), затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию.
Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют принятия мер по их устранению.
В судебном заседании установлено, что нарушения не могут быть устранены по причине отсутствия у образовательного учреждения необходимых денежных средств.
Суд соглашается с доводами ответчика - представителя лицея Черемных М.П. о том, что для устранения выявленных нарушений необходимо предусмотреть бюджетное финансирование на данные цели, так как данная школа является автономным муниципальным учреждением, финансируемым за счет бюджетных поступлений в виде субсидий и субвенций; добровольных пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных; доходов, полученных от реализации продукции и услуг, в том числе, полученных от предпринимательской деятельности; других источников в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку устранение указанных нарушений требует вложения дополнительных денежных средств, в случае недостаточности указанных денежных средств у лицея, обязанность по проведению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений лежит на учредителе - администрации муниципального образования «город Ижевск». Судом достоверно установлено, что лицеем в 2007 году осуществлялись работы по ограждению территории (л.д.29-31), однако, после 2007 года средства на ремонт ограждения не выделялись (л.д.32-34). При этом, на 2012 год запланировано восстановление ограждения территории лицея (л.д.27-28).
В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия школы в не оборудовании её территории ограждением по всему периметру.
При этом, суд полагает, что мнение ответчика – представителя администрации г.Ижевска Иванова И.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, является необоснованным и не законным, по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.31 закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В том числе, данные органы должны предусматривать средства на содержание зданий образовательных учреждений, чтобы они соответствовали лицензионным требованиям.
Согласно п.3 ч.3 ст.32 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.1.4 Устава лицея - его учредителем является муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации г.Ижевска. В соответствии с п.5.1 данного Устава собственником имущества лицея является муниципальное образование «город Ижевск».
В п.5.7 данного Устава, указано, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются: бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций; добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных; доходы, полученные от реализации продукции и услуг, в том числе, полученные от предпринимательской деятельности; другие источники в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.5.5 и п.5.13 Устава, лицей не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества, при этом учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения лицеем задания с учетом расходов на содержание данного имущества.
Таким образом, поскольку ответчик – лицей является, согласно его Устава, общеобразовательным учреждением, а в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 от -Дата-, в том числе, п.1.3 данных санитарных правил, они распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности – в связи с этим, указанные санитарные правила в полном объеме распространяются на данное образовательное учреждение.
Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь между соответствием образовательного процесса требованиям санитарных нормативов и правил, и правом ведения образовательного процесса.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Порядок создания автономного учреждения регулируется Законом об автономных учреждениях.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона об автономных учреждениях решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.
Согласно пункту 10 названной статьи имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.
Таким образом, суд считает, что ограждение по периметру территории лицея является необходимым имуществом для осуществления деятельности учреждения в области образования, предусмотренной уставом, то есть полномочия собственника Администрацией города Ижевска в полном объеме не исполнены.
Судом установлено, что -Дата- Постановлением Администрации г.Ижевска в целях создания необходимых условий для повышения качества образования, обеспечения безопасных условий образовательного процесса, сохранения жизни и здоровья учащихся и педагогов, снижения эксплуатационных затрат на техническое обслуживание была принята ведомственная программа "Содержание и ремонт муниципальных общеобразовательных учреждений города Ижевска на 2009 - 2011 гг." Основными задачами Программы являются (в том числе): приведение зданий и инженерных коммуникаций в соответствие с санитарными нормами и правилами.
В смете расходов на текущий ремонт зданий и инженерных коммуникаций и на развитие материально-технической базы АМОУ «Гуманитарный лицей» в 2009-2011 годах, являющейся приложением к плану финансово-хозяйственной деятельности (л.д.32-33), предусмотрены расходы на ограждение территории в сумме <данные изъяты>.
Согласно бухгалтерской справке от -Дата- (л.д.34), средства на ремонт ограждения (забора) не выделялись.
В связи с этим, доводы представителя Администрации г.Ижевска о том, что она (администрация) фактически является ненадлежащим ответчиком по данному делу являются необоснованными, поскольку именно администрация города является учредителем лицея и собственником её имущества, финансирует образовательное учреждение, в порядке п.5.7 и 5.13 Устава данного лицея.
Таким образом, возложение на школу обязанности оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру без одновременного возложения обязанности предусмотреть бюджетное финансирование на эти цели повлечет невозможность исполнения решения суда, что не соответствует предусмотренному ст.13 ГПК РФ принципу обязательности судебного решения, т.е. на администрацию муниципального образования «город Ижевск» необходимо возложить обязанность по обеспечению достаточного финансирования на названные цели.
Принимая во внимание, что судом бесспорно установлено наличие в лицее ряда недостатков в его технической укрепленности и антитеррористической защищенности, влекущих нарушение прав обучающихся, находящихся в здании образовательного учреждения, на защиту жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, нарушение требований санитарных нормативов и правил, а обязанность по их устранению в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления в сфере образования и образовательные учреждения, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
Суд находит, что предложенный истцом срок до -Дата-, до которого ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, не является разумным и достаточным, учитывая необходимость выделения значительных бюджетных средств и соблюдения процедуры выделения данных средств, время, необходимое для проведения конкурса по выбору подрядчика для выполнения работ по устройству ограждения, сроки выполнения работ, климатические условия, в связи с чем устанавливает срок до -Дата- для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по ограждению территории образовательного учреждения по всему периметру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить в части.
Обязать автономное муниципальное общеобразовательное учреждение «Гуманитарный лицей» в срок до -Дата- оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру.
Обязать Администрацию г.Ижевска обеспечить в срок до -Дата- обеспечить достаточное финансирование автономного муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарный лицей» для оборудования здания образовательного учреждения ограждением по всему периметру.
Отказать прокурору Индустриального района г.Ижевска в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия автономного муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарный лицей».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2011 года.
Судья Р.Б. Филиппов