Судья Кочеткова Т.Ю. дело № 33-39851/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2018 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Комбаровой И.В.,
судей Губаревой С.А., Пшеничниковой С.В.,
при секретаре Дмитриевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата КК и апелляционному представлению прокурора Центрального округа г.Краснодара на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 февраля 2017 года по делу по иску < Ф.И.О. >10 к Военному комиссариату Краснодарского края о назначении сумм о возмещении вреда здоровью.
Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Табаков А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края о назначении сумм о возмещении вреда здоровью. В обоснование исковых требований указано, что с 1994 года он является военным пенсионером, как инвалид 2 группы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС; с 1999 года получает ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 471,30 руб., установленную из расчета минимальной заработной платы. 24.12.2002 установлена утрата трудоспособности 50%, с 15.03.2011 утрата трудоспособности установлена 70%. В соответствии с решением мирового судьи судебного участка №59 Центрального административного округа г.Краснодара от 29.04.2004 истец с 15.02.2004 получал ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 3852,09 руб. Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 18.08.2005 на военный комиссариат Краснодарского края возложена обязанность начиная с 01.09.2005 ежемесячно выплачивать истцу в возмещение вреда, причиненного здоровью 5658,21 руб. с последующей индексацией при изменении, величины прожиточного минимума в Краснодарском крае.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 25.06.2008 на военный комиссариат Краснодарского края возложена обязанность, начиная с 01.07.2008 ежемесячно выплачивать истцу в возмещение вреда, причиненного здоровью 10568,26 руб., с последующей индексацией при изменении величины прожиточного минимума в Краснодарском крае. Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 28.08.2008 резолютивная часть указанного решения изменена, апелляционная инстанция обязала ответчика произвести индексацию ежемесячной компенсации с 01.01.2006 исходя из индекса инфляции на основании постановления Правительства РФ «Об индексации размера компенсаций» №246 от 25.04.2006, №171 от 21.03.2007, №181 от 17.03.2008 и выплатить задолженность за период с 01.01.2006 по 31.08.2008. Поскольку ответчик с 01.01.2012 не проиндексировал сумму возмещения вреда здоровью, истец вновь обратился в суд с иском. Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 19.06.2012 суд установил сумму возмещения вреда здоровью в размере 10328,05 руб. базовой и обязал ответчика с 01.05.2012 ежемесячно выплачивать Табакову А.В. установленную сумму с последующей индексацией исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 ноября 2012 года N 24-П, Табаков А.В. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. В связи с этим, 11.08.2016 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере утраченного денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 70%. Письмом от 01.09.2016 истцу сообщили о невозможности перерасчета компенсации, поскольку ее изменение не предусмотрено законодательством. Истец, считая данный отказ не обоснованным и не соответствующим действующему законодательству, обратился в суд с настоящим иском. Согласно исковым требованиям Табаков А.В. просит суд обязать Военный комиссариат Краснодарского края выплачивать ему, начиная с 01.09.2016, путем включения в ежемесячную общую расчет-заявку по Военному комиссариату Краснодарского края, компенсацию возмещения вреда его здоровью в размере 35 280 руб. ежемесячно, признав ее базовой с последующей ежегодной индексацией указанных выплат, в соответствии с действующим законодательством РФ.
В судебном заседании истец Табаков А.В. и его представитель Шорохов А.Л., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Шевелев В.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Помощник прокурора Центрального округа г. Краснодара Калюжная М.А. считает требования Табакова А.В. подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Краснодарского края
просит обжалуемое решение отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении иска, указав, что решение противоречит правовой позиции Верховного суда Российской Федерации и изменениям, внесенным в Базовый закон Федеральным законом от 12.02.2001 №5-ФЗ.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Краснодара просит обжалуемое решение отменить, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на положения Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", предусматривающего выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
На апелляционную жалобу и апелляционное представление от истца Табакова А.В. и его представителя Шорохова А.Л. поданы возражения, в которых они указывают на необоснованность изложенных ответчиком доводов и законность решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Военного комиссариата Шевелева В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Шорохова А.Л., настаивавшего на оставлении решения суда без изменения, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены нарушения такого характера.
Как следует из материалов дела, Табаков А.В. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и является с 1993 года инвалидом III группы, а с 24.12.2002 установлена инвалидность II группы и утрата трудоспособности 50%, Табаков А.В. в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 1999 года по настоящее время является получателем предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в твердом размере, определенном, исходя из группы инвалидности, которая в дальнейшем индексировалась, в том числе, на основании судебных решений. 15.03.2011 Табакову А.В. утрата трудоспособности установлена 70%.
Полагая, что в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его постановлениях от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 ноября 2012 года N 24-П, он имеет право на перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, в размере 70 %, Табаков А.В. обратился с соответствующим заявлением в Военный комиссариат Краснодарского края с заявлением о выплате ему, начиная с 01.09.2016, путем включения в ежемесячную общую расчет-заявку по Военному комиссариату Краснодарского края, компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 35 280 руб. ежемесячно, признав ее базовой с последующей ежегодной индексацией указанных выплат, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Письмом от 01.09.2016 истцу сообщили о невозможности перерасчета компенсации, поскольку ее изменение не предусмотрено законодательством.
По мнению истца, отказ не соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлениях от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 7 февраля 2012 года, N 24-П.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П, предусматривающего возможность повторного обращения в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, за ее перерасчетом с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а в случае отказа в перерасчете - в суд, с тем чтобы факт наличия вступившего в законную силу решения суда не мог рассматриваться соответствующими органами в качестве обстоятельства, препятствующего разрешению вопроса о перерасчете ежемесячной денежной компенсации на будущее время и тем самым - реализации гражданами права на ее получение в том же размере, в каком им были ранее исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.
Судебная коллегия находит вывод суда неверным на основании нижеследующего.
Право на получение компенсации в возмещение вреда вследствие аварии на ЧАЭС впервые было установлено п. 15 ст. 14 Закона РФ 1991 № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24.11.1995 №179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года. Согласно данной норме инвалидам ЧАЭС (кроме тех, которые получали военную пенсию) гарантировалось возмещение вреда вследствие аварии на ЧАЭС исходя из заработка (не менее 7 кратного минимального размера оплаты труда) в зависимости от степени трудоспособности.
Как следует из материалов дела, истец обращался в суд и на основании вступившего в силу решения Динского районного суда Краснодарского края от 23.08.1999 ему с 01.06.1997 выплачивалась компенсация в возмещение вреда - 471,30 руб. исчисленная исходя из заработка, но не менее 7 кратного минимального размера оплаты труда, с учетом степени утраты трудоспособности 50 процентов.
Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Устанавливая в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" механизм социальной защиты граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой, в части третьей его статьи 3 законодатель закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
После того как Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при выполнении служебных обязанностей, было признано за инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, указанной категории граждан была предоставлена возможность выбора основания для установления соответствующих выплат.
Изменения, направленные, в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым был изменен порядок определения размера возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, и для инвалидов-чернобыльцев были предусмотрены ежемесячные денежные компенсации в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом часть первая статьи 2 данного Федерального закона предоставила гражданам, которые получали возмещение вреда до его вступления в силу, возможность сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме, а статья 3 предусмотрела выплату гражданам недополученных денежных компенсаций с их исчислением со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" предусматривает, что выплата инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2014 года N 24-П часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, - служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 07 ноября 2012 года №24-П, указано, что поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 20 декабря 2010 года.
С учетом вышеприведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые до 15 февраля 2001 года не обращались за установлением соответствующих выплат, имеют право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, то есть с 20 декабря 2010 года.
Следовательно, до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ у Табакова А.В. отсутствовали препятствия для установления сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при выполнении служебных обязанностей. Как видно из представленных материалов, в период с 15.02.2001 года Табаков А.В. реализовал такой выбор и получал ежемесячные денежные компенсации в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности.
Как указано выше, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N455, выплата недополученных денежных компенсаций с учетом степени утраты трудоспособности, Табакову А.В. произведена в 2003 году исходя из денежного довольствия, действующего на день выплаты с учетом сумм, выплаченных по судебному решению.
Следовательно, при разрешении требований истца следует учитывать положения, содержащиеся в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N455, согласно которому денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, принимается в размере, действующем на день выплаты. Поскольку право на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью признано названным выше Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации с 20 декабря 2010 года, то размер денежной компенсации необходимо исчислять исходя из размера денежного довольствия, установленного на указанную дату.
При этом, в силу вышеуказанных правовых норм и Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ выплата инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года. Степень утраты трудоспособности 70% истцу установлена 15.03.2011 до 15.02.2001 - 50%, предусматривающего для чернобыльцев право получать компенсационную выплату в твердой сумме с учетом степени утраты трудоспособности была реализована истцом.
И поскольку базовый чернобыльский закон в действующей редакции не содержит положений, допускающих изменение размера возмещения вреда (ежемесячной компенсации) по такому основанию, как изменение степени утраты трудоспособности, требования истца о применении в расчете суммы компенсации степени утраты трудоспособности 70% не обоснованны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение не соответствует обстоятельствам дела, установленным судебной коллегией на основании представленных сторонами доказательств. Имеются нарушения норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного вынесенное судебное постановление нельзя признать отвечающими требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, а допущенные нарушения, будучи существенными, повлияли на исход дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 к Военному комиссариату Краснодарского края о назначении сумм о возмещении вреда здоровью следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Военного комиссариата КК – удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 февраля 2017 года - отменить.
В удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 к Военному комиссариату Краснодарского края о назначении сумм о возмещении вреда здоровью - отказать.
Председательствующий
Судьи