Дело №2-4172/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Курчевской В.Д.,
с участием истца Козлова И.Ю., представителя ответчика КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» Болговой И.Н., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Юсифова Р.Н. оглы, действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козлова Игоря Юрьевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
У с т а н о в и л:
Козлов И.Ю. обратился в суд с иском к КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» о признании права на гарантированное социальное обеспечение как попавшему в трудную жизненную ситуацию: право на социальную материальную помощь, право на содействие во временной работе и право на размещение для временного проживания в кризисном центре, подведомственном Департаменту социальной защиты Воронежской области. Истец указал, что с 2015г. не имеет права пользования каким либо жилым помещением, проживает на лестничной клетке в МКД <адрес>, утратил паспорт гражданина РФ, не работает, то есть находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в мерах социальной защиты.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты Воронежской области и в качестве третьего лица ГКУ Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» по ходатайству истца (л.д.36об.).
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представители ответчиков КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» (ФИО)4 и Департамента социальной защиты Воронежской области (ФИО)5 оглы, действующие на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований возражали.
Суд, заслушав истца и представителей ответчиков, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно данному закону социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги (ст.3);
- основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия (ст.14);
- Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (ст.15);
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются различные виды социальных услуг, в том числе срочные социальные услуги (ст.20 ), которые включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Установлено, что Козлов И.Ю., 17.06.1966г.р., не работает, постоянного жилья не имеет, не женат, инвалидом не является, сведений о психоневрологических заболеваниях отсутствуют.
По данным обследования, проведенного КУВО «УСЗН Коминтерновского района города Воронежа» 15.08.2018г. Козлов И.Ю. проживает на лестничном пролете 6-го этажа многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д.47). Решением Новоусманского районного суда г.Воронежа от 22.01.2015г. Козлов И.Ю. признан утратившим право пользования жилым домом по адресу: <адрес>, в связи с тем, что принадлежащая ему на праве общей долевой собственности доля в праве на дом была отчуждена им бывшей супруге, в сохранении права пользования жилым помещением отказано решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 25.05.2016г. (л.д.65-68). В ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Козлова И.Ю. на объекты недвижимости нет (л.д.66)..
С 25.06.2018г. Козлов И.Ю., образование среднее, состоит на учете в Центре занятости населения города Воронежа и относится к категории ищущего работу (пожелания – космонавт-испытатель) (л.д.34. 76-77), от предложенной работы в филиале ФГУП «Почта России», ТСЖ «Московский -137» Козлов И.Ю. отказался, в качестве безработного зарегистрирован в 2018г. не был (л.д.35, 45, 78-85), вопрос о качестве оказанной услуги по трудоустройству являлся и является предметом самостоятельного судебного разбирательства, ответчиками в котором выступают ГКУ ВО ЦЗН г.Воронежа и Департамент труда и занятости населения Воронежской области ( административное дело 2а-2420/18, гражданское дело № 5070/2018 (л.д.71,75, 95).
Законом Воронежской области от 25.06.2012 N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" предусмотрены виды оказываемой помощи: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, единовременные и другие выплаты); б) региональная социальная доплата к пенсии; в) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи), а также категории получателей социальной помощи, в том числе малоимущие одиноко проживающие граждане. Размер государственной социальной помощи в виде денежных выплат установлен ст.4 Закона для малоимущего одиноко проживающего гражданина - одна тысяча рублей в месяц в течение одного квартала, но не более трех тысяч рублей в год.
27.06.2018г. ответчиком КУВО Козлову И.Ю. было разъяснен порядок обращения за государственной социальной помощью и перечень необходимых документов (л.д.24). По обращению Козлова И.Ю. в июне 2017г. мера социальной помощи в виде выплаты в сумме 3000 рублей как малоимущим одиноко проживающим гражданином была получена, что им не оспаривается. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №2169/ОД от 28.09.2018г. государственная социальная помощь Козлову И.Ю. по его обращению в виде денежной выплаты 3000 рублей за 2018г. назначена, о чем в судебном заседании Козлову И.Ю. вручено уведомление (л.д. 93-94). Таким образом денежная выплата выплачивается одиноким малоимущим гражданам единожды в календарный год и в ходе рассмотрения дела данная услуга Козлову И.Ю. была предоставлена.
В части обращения Козлова И.Ю., касающейся утраты им паспорта, заявителю в КУВО было разъяснено право обратиться в отдел по вопросам миграции отдела полиции для получения паспорта гражданина РФ, направлены соответствующие запросы (л.д.12). 04.07.2018г. Козлову И.Ю. паспорт гражданина РФ выдан ГУ МВД России по Воронежской области (л.д.60-61).
Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" предусмотрены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся и жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. Учет и снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, осуществляет исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области. Порядок обращения и постановки на учет в целях получения жилого помещения из специализированного жилищного фонда регламентирован ст.с.4-5 указанного Закона 3131-ОЗ.
В силу ст.18 Закона №131-ОЗ жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Воронежской области (далее - жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан) предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются для проживания следующим категориям граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании: 1) гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию в быту и нуждающимся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, в том числе инвалидам, детям-инвалидам, гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию в быту и (или) передвижению; 2) одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания, нуждающимся в создании условий для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту; 3) инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся в постоянном постороннем уходе; иным гражданам, являющимся получателями социальных услуг и признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на одного человека для одиноко проживающих граждан. Супругам предоставляются изолированные жилые помещения из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на каждого члена семьи. При предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан указанные в статье 18 настоящего Закона Воронежской области граждане обеспечиваются всеми формами социального обслуживания, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе культурно-бытового, медицинского и социально-бытового обслуживания. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются для постоянного или временного (сроком до шести месяцев) проживания граждан, указанных в статье 18 настоящего Закона Воронежской области, в соответствии с очередностью, исходя из даты подачи ими соответствующего заявления. С заявлением представляются документы, подтверждающие, что гражданин является получателем социальных услуг и признан нуждающимся в социальном обслуживании. Форма заявления, а также перечень документов, подтверждающих, что гражданин является получателем социальных услуг и признан нуждающимся в социальном обслуживании, устанавливаются исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан по договору найма специализированного жилого помещения принимает исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, по результатам рассмотрения заявления и иных представленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документов не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления указанных документов. Предоставление жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан осуществляется по договору найма специализированного жилого помещения, заключенному на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного правительством Воронежской области, о предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
Доказательств обращения Козлова И.Ю. в установленном порядке для признания нуждающимся в социальном обслуживании, а в дальнейшем о предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан, не имеется. Кроме того, по смыслу существующих норм в их взаимосвязи жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для временного проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите вследствие обстоятельств, объективно ухудшающих условия их жизнедеятельности, на период разрешения их трудной жизненной ситуации, однако по обстоятельства дела, которые отражены в решении Новоусманского районного суда, к утрате жилого помещения в с.Новая Усмань привели собственные действия истца, который добровольно произвел отчуждение недвижимости в 2014г., и в течение длительного времени не предпринял реальных мер для постоянного трудоустройства для получения постоянного заработка и возможности обеспечить себя жильем. При таком положении не имеется оснований рассматривать обстоятельства, в которых находится истец, как ухудшающие условия его жизнедеятельности по объективным причинам. Кроме того, Козлов И.Ю. не обосновал, каким именно образом он собирается решать указанную им трудную жизненную ситуацию, вследствие чего невозможно определить, носит ли она временный характер, то есть по существу истец пытается разрешить свой жилищный вопрос путем получения жилого помещения государственного жилищного фонда без доказательств объективной невозможности обеспечения себя собственными силами.
В части предоставления временного проживания в кризисном центре, подведомственном Департаменту социальной защиты, требования удовлетворению не подлежат, поскольку в ведении последнего кризисные центры для размещения трудоспособных людей без определенного места жительства отсутствуют. Подведомственные Департаменту организации оказывают содействие детям и подросткам, ветеранам и людям с ограниченными возможностями, гражданам пожилого возраста, гражданам, страдающим психоневрологическими заболеваниями (л.д.25-33). Доказательств отнесения Козлова И.Ю. по состоянию здоровья или возрасту к данным категориям граждан в деле нет. Справка о получении Козловым И.Ю. травмы голеностопного сустава в 2014г. таким доказательством не является (л.д.62-64). Следует также учесть, что ответчиком разъяснялось право Козлову И.Ю. на обращение в существующие в Воронежской области некоммерческие организации, являющиеся поставщиками социальных услуг, в том числе, для бездомных (л.д.12), однако в судебном заседании Козлов И.Ю. пояснил, что он не желает проживать в негосударственных приютах, поскольку там принудительный труд, а заработную плату выплачивают только в размере 20% (л.д.90об.).
При таких обстоятельствах оснований для возложения на заявленных ответчиков обязанностей по предоставлению Козлову И.Ю. мер социальной поддержки в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении иска Козлова Игоря Юрьевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о получении мер социальной поддержки отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина
Дело №2-4172/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Курчевской В.Д.,
с участием истца Козлова И.Ю., представителя ответчика КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» Болговой И.Н., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Юсифова Р.Н. оглы, действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козлова Игоря Юрьевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
У с т а н о в и л:
Козлов И.Ю. обратился в суд с иском к КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» о признании права на гарантированное социальное обеспечение как попавшему в трудную жизненную ситуацию: право на социальную материальную помощь, право на содействие во временной работе и право на размещение для временного проживания в кризисном центре, подведомственном Департаменту социальной защиты Воронежской области. Истец указал, что с 2015г. не имеет права пользования каким либо жилым помещением, проживает на лестничной клетке в МКД <адрес>, утратил паспорт гражданина РФ, не работает, то есть находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в мерах социальной защиты.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты Воронежской области и в качестве третьего лица ГКУ Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа» по ходатайству истца (л.д.36об.).
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представители ответчиков КУВО «УСЗН Коминтерновского района г.Воронежа» (ФИО)4 и Департамента социальной защиты Воронежской области (ФИО)5 оглы, действующие на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований возражали.
Суд, заслушав истца и представителей ответчиков, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно данному закону социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги (ст.3);
- основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия (ст.14);
- Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (ст.15);
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются различные виды социальных услуг, в том числе срочные социальные услуги (ст.20 ), которые включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Установлено, что Козлов И.Ю., 17.06.1966г.р., не работает, постоянного жилья не имеет, не женат, инвалидом не является, сведений о психоневрологических заболеваниях отсутствуют.
По данным обследования, проведенного КУВО «УСЗН Коминтерновского района города Воронежа» 15.08.2018г. Козлов И.Ю. проживает на лестничном пролете 6-го этажа многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д.47). Решением Новоусманского районного суда г.Воронежа от 22.01.2015г. Козлов И.Ю. признан утратившим право пользования жилым домом по адресу: <адрес>, в связи с тем, что принадлежащая ему на праве общей долевой собственности доля в праве на дом была отчуждена им бывшей супруге, в сохранении права пользования жилым помещением отказано решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 25.05.2016г. (л.д.65-68). В ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Козлова И.Ю. на объекты недвижимости нет (л.д.66)..
С 25.06.2018г. Козлов И.Ю., образование среднее, состоит на учете в Центре занятости населения города Воронежа и относится к категории ищущего работу (пожелания – космонавт-испытатель) (л.д.34. 76-77), от предложенной работы в филиале ФГУП «Почта России», ТСЖ «Московский -137» Козлов И.Ю. отказался, в качестве безработного зарегистрирован в 2018г. не был (л.д.35, 45, 78-85), вопрос о качестве оказанной услуги по трудоустройству являлся и является предметом самостоятельного судебного разбирательства, ответчиками в котором выступают ГКУ ВО ЦЗН г.Воронежа и Департамент труда и занятости населения Воронежской области ( административное дело 2а-2420/18, гражданское дело № 5070/2018 (л.д.71,75, 95).
Законом Воронежской области от 25.06.2012 N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" предусмотрены виды оказываемой помощи: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, единовременные и другие выплаты); б) региональная социальная доплата к пенсии; в) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи), а также категории получателей социальной помощи, в том числе малоимущие одиноко проживающие граждане. Размер государственной социальной помощи в виде денежных выплат установлен ст.4 Закона для малоимущего одиноко проживающего гражданина - одна тысяча рублей в месяц в течение одного квартала, но не более трех тысяч рублей в год.
27.06.2018г. ответчиком КУВО Козлову И.Ю. было разъяснен порядок обращения за государственной социальной помощью и перечень необходимых документов (л.д.24). По обращению Козлова И.Ю. в июне 2017г. мера социальной помощи в виде выплаты в сумме 3000 рублей как малоимущим одиноко проживающим гражданином была получена, что им не оспаривается. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №2169/ОД от 28.09.2018г. государственная социальная помощь Козлову И.Ю. по его обращению в виде денежной выплаты 3000 рублей за 2018г. назначена, о чем в судебном заседании Козлову И.Ю. вручено уведомление (л.д. 93-94). Таким образом денежная выплата выплачивается одиноким малоимущим гражданам единожды в календарный год и в ходе рассмотрения дела данная услуга Козлову И.Ю. была предоставлена.
В части обращения Козлова И.Ю., касающейся утраты им паспорта, заявителю в КУВО было разъяснено право обратиться в отдел по вопросам миграции отдела полиции для получения паспорта гражданина РФ, направлены соответствующие запросы (л.д.12). 04.07.2018г. Козлову И.Ю. паспорт гражданина РФ выдан ГУ МВД России по Воронежской области (л.д.60-61).
Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" предусмотрены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся и жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. Учет и снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, осуществляет исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области. Порядок обращения и постановки на учет в целях получения жилого помещения из специализированного жилищного фонда регламентирован ст.с.4-5 указанного Закона 3131-ОЗ.
В силу ст.18 Закона №131-ОЗ жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан специализированного жилищного фонда Воронежской области (далее - жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан) предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются для проживания следующим категориям граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании: 1) гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию в быту и нуждающимся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, в том числе инвалидам, детям-инвалидам, гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию в быту и (или) передвижению; 2) одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания, нуждающимся в создании условий для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту; 3) инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся в постоянном постороннем уходе; иным гражданам, являющимся получателями социальных услуг и признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на одного человека для одиноко проживающих граждан. Супругам предоставляются изолированные жилые помещения из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на каждого члена семьи. При предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан указанные в статье 18 настоящего Закона Воронежской области граждане обеспечиваются всеми формами социального обслуживания, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе культурно-бытового, медицинского и социально-бытового обслуживания. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предоставляются для постоянного или временного (сроком до шести месяцев) проживания граждан, указанных в статье 18 настоящего Закона Воронежской области, в соответствии с очередностью, исходя из даты подачи ими соответствующего заявления. С заявлением представляются документы, подтверждающие, что гражданин является получателем социальных услуг и признан нуждающимся в социальном обслуживании. Форма заявления, а также перечень документов, подтверждающих, что гражданин является получателем социальных услуг и признан нуждающимся в социальном обслуживании, устанавливаются исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан по договору найма специализированного жилого помещения принимает исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, по результатам рассмотрения заявления и иных представленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документов не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления указанных документов. Предоставление жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан осуществляется по договору найма специализированного жилого помещения, заключенному на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного правительством Воронежской области, о предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
Доказательств обращения Козлова И.Ю. в установленном порядке для признания нуждающимся в социальном обслуживании, а в дальнейшем о предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан, не имеется. Кроме того, по смыслу существующих норм в их взаимосвязи жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для временного проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите вследствие обстоятельств, объективно ухудшающих условия их жизнедеятельности, на период разрешения их трудной жизненной ситуации, однако по обстоятельства дела, которые отражены в решении Новоусманского районного суда, к утрате жилого помещения в с.Новая Усмань привели собственные действия истца, который добровольно произвел отчуждение недвижимости в 2014г., и в течение длительного времени не предпринял реальных мер для постоянного трудоустройства для получения постоянного заработка и возможности обеспечить себя жильем. При таком положении не имеется оснований рассматривать обстоятельства, в которых находится истец, как ухудшающие условия его жизнедеятельности по объективным причинам. Кроме того, Козлов И.Ю. не обосновал, каким именно образом он собирается решать указанную им трудную жизненную ситуацию, вследствие чего невозможно определить, носит ли она временный характер, то есть по существу истец пытается разрешить свой жилищный вопрос путем получения жилого помещения государственного жилищного фонда без доказательств объективной невозможности обеспечения себя собственными силами.
В части предоставления временного проживания в кризисном центре, подведомственном Департаменту социальной защиты, требования удовлетворению не подлежат, поскольку в ведении последнего кризисные центры для размещения трудоспособных людей без определенного места жительства отсутствуют. Подведомственные Департаменту организации оказывают содействие детям и подросткам, ветеранам и людям с ограниченными возможностями, гражданам пожилого возраста, гражданам, страдающим психоневрологическими заболеваниями (л.д.25-33). Доказательств отнесения Козлова И.Ю. по состоянию здоровья или возрасту к данным категориям граждан в деле нет. Справка о получении Козловым И.Ю. травмы голеностопного сустава в 2014г. таким доказательством не является (л.д.62-64). Следует также учесть, что ответчиком разъяснялось право Козлову И.Ю. на обращение в существующие в Воронежской области некоммерческие организации, являющиеся поставщиками социальных услуг, в том числе, для бездомных (л.д.12), однако в судебном заседании Козлов И.Ю. пояснил, что он не желает проживать в негосударственных приютах, поскольку там принудительный труд, а заработную плату выплачивают только в размере 20% (л.д.90об.).
При таких обстоятельствах оснований для возложения на заявленных ответчиков обязанностей по предоставлению Козлову И.Ю. мер социальной поддержки в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении иска Козлова Игоря Юрьевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о получении мер социальной поддержки отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина