УИД 63RS0027-01-2023-000926-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2023 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Ширяевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № №2а-1415/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС №23 по Самарской области к Ельцову Василию Николаевичу о взыскании недоимки по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС № 23 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением к Ельцову Василию Николаевичу, в котором просит взыскать задолженность в размере 18 108,69 руб. из которых: 3 241,10 руб. - пени за 2017, 2018, 2019, 2021 налоговые периоды, начисленные за неуплату страховых взносов на ОМС; 14 867,59 руб. – пени за 2017, 2018, 2019, 2021 налоговые периоды начисленные за неуплату страховых взносов на ОСП.
Поскольку Ельцовым В.Н. страховые взносы на ОМС и ОПС уплачены несвоевременно, налоговым органом начислены пени за 2017, 2018, 2019, 2021 налоговые периоды, которые административным истцом не оплачены, в связи, с чем МИФНС России №23 по Самарской области обратилась с соответствующим административным иском в суд.
В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель административного истца - Межрайонная ИФНС № 23 по Самарской области просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Ельцов В.Н., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просит рассмотреть административное дело без его участия, в удовлетворении исковых требований отказать.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ РФ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения административного дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области.
С учетом вышеизложенного, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными в части и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации признаются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым этого пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункты 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что индивидуальные предприниматели обязаны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на медицинское страхование в фиксированном размере за текущий год не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 и со статьей 75 названного Кодекса при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени, начисленные налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 1 и 5 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017 г., административный ответчик обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
С 01.01.2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов передана налоговым органам.
Таким образом, с 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу ч. 8 ст. 69 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
На основании статьи 70 НК Российской Федерации (в редакции НК РФ действующей на момент возникновения отношений, связанных с взысканием обязательных платежей и санкций за 2017, 2018, 2019 налоговые периоды) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В редакции НК РФ действующей на момент возникновения отношений, связанных с взысканием обязательных платежей и санкций за 2021 налоговый период, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
Судом установлено, что административный истец, в период с 10.03.2010 года по 01.07.2021 года являлся индивидуальным предпринимателем, а потому в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиками страховых взносов.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 НК РФ).
Указанная обязанность Ельцовым В.Н. в сроки предусмотренные законодательством, надлежащим образом не исполнены, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за 2017, 2018, 2019, 2021 налоговые периоды и в адрес административного ответчика по месту его регистрации в соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ было направлено требование № 100504 от 21.12.2021 года.
Согласно заявлению об уточнении требований, в указанное выше налоговое требование вошли следующие суммы:
пени взносам на ОМС, из которых: 61,87 руб. за 2017-2018 налоговые периоды, 965,52 руб. за 2017 налоговый период, 1228,50 руб. за 2018 налоговый период, 845,31 руб. за 2019 налоговый период, 139,90 руб. за 2021 налоговый период;
пени взносам на ОПС, из которых: 299,55 руб. за 2017-2018 налоговые периоды, 4840,93 руб. за 2017 налоговый период, 5583,96 руб. за 2018 налоговый период, 3604,44 руб. за 2019 налоговый период, 538,71 руб. за 2021 налоговый период.
Поскольку взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего календарного года, таким образом, по состоянию на 01 января следующего года за административным ответчиком образовалась недоимка, а значит налоговый орган должен был определить в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период и направить в адрес административного ответчика требование об уплате налога в сроки предусмотренные статьи 70 НК Российской Федерации
Таким образом:
- требование за 2017 налоговый период должно было быть направлено административному ответчику не позднее 31.03.2018 года. Указанное требование считается полученным 14.04.2018 года (31.03.2018 +6 дней +8 дней);
- требование за 2018 налоговый период должно было быть направлено административному ответчику не позднее 31.03.2019 года. Указанное требование считается полученным 14.04.2019 года (31.03.2019 +6 дней +8 дней);
- требование за 2019 налоговый период должно было быть направлено административному ответчику не позднее 31.03.2020 года. Указанное требование считается полученным 14.04.2020 года (31.03.2020 +6 дней +8 дней);
- требование за 2021 налоговый период должно было быть направлено административному ответчику не позднее 31.03.2022 года. Указанное требование считается полученным 14.04.2022 года (31.03.2022 +6 дней +8 дней).
Вместе с тем, требование в адрес административного ответчика направлено лишь 21.12.2021 года.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, административный истец вправе был обратиться в суд за взысканием недоимки по страховым взносам:
- за 2017 налоговый период не позднее 14.10.2018 года (14.04.2018+6 мес.);
- за 2018 налоговый период не позднее 14.10.2019 года (14.04.2019+6 мес.);
- за 2019 налоговый период не позднее 14.10.2019 года (14.04.2019+6 мес.);
- за 2021 налоговый период не позднее 04.08.2022 года (04.02.2022+6 мес.), поскольку в требовании № 100504 от 21.12.2021 года установлен срок до 04.02.2022 года.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области 27.05.2022 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика образовавшейся задолженности.
03.06.2022 г. мировым судьей судебного участка №117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ельцова В.Н. пени по страховым взносам.
Определением от 30.09.2022 года мировым судьей судебного участка №117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, вынесенный 03.06.2022 года судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности отменен по заявлению налогоплательщика, в связи с чем административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в Ставропольский районный суд 22.03.2023г.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании пени по страховым взносам за 2017,2018,2019 налоговые периоды - пропущены.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскании с административного ответчика пени за 2017,2018,2019 налоговые периоды, не имеется.
Вместе с тем, обращение в суд с требованием о взыскании пени по страховым взносам за 2021 налоговый период состоялось в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, что позволяет суду сделать вывод, что за 2021 налоговый период сроки обращения в суд соблюдены и не пропущены административным истцом, а потому требования административного истца, в указанной части подлежат удовлетворению.
Полномочия административного истца подтверждаются приказом руководителя управления ФНС по Самарской области от 28.12.2021 г. № 01-04/230 «О проведении мероприятий по передаче отдельных функций в Межрайонную ИФНС России №23 по Самарской области», согласно которому функция по управлению долгами централизована на базе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Ельцова Василия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), проживавшего по адресу: Самарская область, ставропольский район, с. Хрящевка ул. Рабочая, 20 в пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области ИНН № пени за 2021 налоговый период начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 139,90 руб.; пени за 2021 налоговый период начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 538,71 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Ельцова Василия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), проживавшего по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Председательствующий –
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2023 г.