Производство № 2-466/2021
УИД 28RS0012-01-2021-001054-46
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Губеевой Ю. А.,
с участием третьего лица Габдулиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Ворона В. И. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области об установлении факта постоянного проживания, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения,
установил:
Ворон В.И. обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области об установлении факта постоянного проживания, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указано, что заключением межведомственной комиссии № 486 от 08.07.2021 занимаемое истцом жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу, в результате паводка на реке Амур на территории села Черняево Магдагачинского района Амурской области в период с 21 июня 2021 года.
В результате паводка было утрачено единственное жилье истца. В указанном жилом помещении он зарегистрирован и проживает. Ранее жилое помещение принадлежало истцу на праве собственности, и было подарено дочери.
В настоящее время в результате того, что единственное жилье истца признано аварийным и подлежащим сносу, истец фактически нуждается в жилом помещении.
На обращение о предоставлении жилого помещения либо о выделении денежных средств на его приобретение истцом был получен отказ.
Истец просит суд установить факт постоянного проживания Ворона В. И. по адресу: <адрес>. Признать за Вороном В. И. право на меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в форме, предусмотренной законодательством, а именно на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на реке Амур на территории села Черняево Магдагачинского района Амурской области в период с 21 июня 2021 года.
Истец Ворон В. И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, в телефонограмме просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал.
Представитель ответчика администрации Магдагачинского района, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не представлено, о причинах неявки – в суд не сообщено.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.
С учетом того, что ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 233-237 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Третье лицо Габдулина А. В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, суду пояснила, что Ворон В.В. её отец. Ворон В.В. проживал по адресу: <адрес> 1980 года, имеет регистрацию по месту жительства. Квартира принадлежала на праве собственности супруге истца (её матери) ФИО2. После смерти ФИО2, в 2019 году отец Ворон В.В. подарил квартиру ей. В настоящее время она является собственником спорного жилого помещения. При этом, в квартиру после 2011 года она не вселялась, её личных вещей в жилом помещении не имеется. Отец Ворон В.В. продолжал проживать в квартире после смерти матери один, несет расходы по содержанию жилого помещения. Решение оформить квартиру на неё (Габдулину А.В.) отцом было принято лично, в целях снижения дальнейших хлопот по данному вопросу. На день введения режима чрезвычайной ситуации и на момент паводка Ворон В.В. проживал по адресу: <адрес>, жилое помещение пострадало, имущество утрачено полностью, дом не пригоден для дальнейшего проживания и подлежит сносу. Ворон В.В. получил региональные и федеральные выплаты. Она не проживала на момент паводковой ситуации по указанному адресу, потому не обращалась по вопросу получения выплат, как и по вопросу получения выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку в собственности у нее имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данный жилой дом приобретен её семьей в 2010-2011 г.г. у ФИО11, и поскольку супруг является военнослужащим, чтобы не утратить право на получение сертификата на жилье, дом был оформлен в собственность отца Ворона В.В.. В 2019 году отец переоформил дом на неё. В жилом помещении по адресу: <адрес> на момент приватизации и оформления договора дарения Ворон В.В. не проживал и не вселялся в него. После паводка и до настоящего времени истец Ворон В.В. проживает с нею по указанному адресу, при этом желает проживать один и за пределами с. Черняево Магдагачинского района Амурской области.
Представитель третьего лица УМВД России по Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, заявили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по существу заявленных требований возражений не имеют, просят суд принять законное и обоснованное решение, опираясь на доказательства и пояснения сторон.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, ГКУ АО – управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, губернатор Амурской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено, о причинах неявки в суд не сообщено.
Руководствуясь положениями ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение третьего лица, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе, Магдагачинского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года в с. Черняево Магдагачинского района, был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования от 08.07.2021 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией по результатам обследования установлено, что жилое помещение не пригодно для проживания, восстановление нецелесообразно. Выявлены основания для признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Причиной появления данных дефектов и повреждений является ситуация, возникшая вследствие прохождения паводка на реке Амур на территории с. Черняево в период с 21 июня 2021 года.
Заключением межведомственной комиссии от 08.07.2021 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета и (или) средства областного бюджета (п. 1.1 Правил).
Ворон В. И. обратился с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение и строительство жилого помещения. Согласно уведомлению министерства социальной защиты населения Амурской области от 01.10.2021 Ворону В. И. отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием права на предоставление выплаты, поскольку он не является собственником жилого дома.
В судебном заседании из совокупности исследованных доказательств установлено, что Ворон В. И. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> 1980 года, имеет регистрацию по месту жительства.
Собственником жилого помещения по адресу: с. Черняево, ул. Набережная, д. 53, кв. 2 со 02.06.2011 являлась супруга истца Ворон Лидия Вениаминовна на основании договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан № 10 от 01.04.2011. Истец Ворон В.В., а также дочь Габдулина А.В. ДД.ММ.ГГГГ отказались от права приватизации указанной квартиры. Земельный участок по адресу: <адрес> принадлежал ФИО2 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Магдагачинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу оформления наследства, оставшегося после смерти ФИО2, к нотариусу Магдагачинского нотариального округа обратились супруг Ворон В.В. и дочь Габдулина А.В.. При этом, Ворон В.В. отказался о своей доли наследства (1/2) в пользу дочери Габдулиной А.В.. ДД.ММ.ГГГГ Габдулиной А.В. нотариусом Магдагачинского нотариального округа выданы свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Согласно п. 5, 6 указанных Правил трансферты предоставляются на следующие цели:
а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;
б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) компенсация понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта (за исключением мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, в случае совершения террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями).
Мероприятия реализуются в отношении:
а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
г) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно положениям ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
Согласно положениям ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В судебном заседании из материалов дела и показаний свидетелей установлено, что Ворон В. И. фактически проживал по адресу: <адрес> на момент введения режима чрезвычайной ситуации распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области». В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории с. Черняево Магдагачинского района Амурской области, пострадало жилое помещение, в котором проживал Ворон В. И. и имеет регистрацию по месту жительства.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 02.07.2021 № 123-р были утверждены границы зоны чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований Амурской области, и согласно приложению к указанному распоряжению домовладение, расположенное по адресу: с. Черняево Магдагачинского района Амурской области ул. Набережная д. 53 кв.2, вошло в зону чрезвычайной ситуации.
Ворон В.И. был включен в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области. Данные выплаты им были получены в полном объеме, данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривается.
Обязательным условием получения вышеуказанных выплат является факт постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
В судебном порядке могут быть установлены юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.
Относительно сложившейся ситуации, касающейся предмета спора, комиссией при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности выработаны определенные подходы при решении вопроса о выплате материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и постоянно проживавших в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации. Так, постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации (факт постоянного проживания гражданина устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно любым доступным способом: регистрация по месту жительства; выписка из похозяйственной книги; данные о факте проживания, указанные при поступлении в муниципальные образовательные учреждения; опрос соседей, осмотр места жительства и другими способами и подтверждается путем включения пострадавших граждан в список граждан на получение единовременной материальной помощи). Факт постоянного проживания гражданина может быть также установлен комиссией при обследовании затопленного (подтопленного) жилого помещения и отражен записью в акте обследования жилого помещения (домовладения), пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
С учетом того, что Ворон В.В. имеет регистрацию по месту жительства, в жилом помещении, которое попало в зону затопления (подтопления), факт его проживания по адресу: <адрес> был установлен органами местного самоуправления и подтвержден включением в список граждан на получение единовременной материальной помощи, получением соответствующих выплат, оснований для установления факта постоянного проживания истца в пострадавшем жилом помещении в судебном порядке – не имеется. Исковое требование Ворон В.В. об установлении факта постоянного проживания по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» предусмотрено, что предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется, в том числе, в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Доказательств, подтверждающих, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Ворон В. И. являлся собственником или нанимателем утраченного жилого помещения по договору социального найма, не представлено.
Собственник спорного жилого помещения Габдулина А.В. по вопросу получения выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не обращалась, имеет в собственности иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где зарегистрирована и фактически проживала на день введения режима чрезвычайной ситуации, доказательств непригодности для проживания указанного жилого помещения материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования Ворон В. И. о признании права на меру социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в форме, предусмотренной законодательством, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на реке Амур на территории села Черняево Магдагачинского района Амурской области в период с 21 июня 2021 года, не имеется.
Исковые требования Ворон В.В., рассматриваемые в рамках настоящего спора, удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Ворона В. И. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области об установлении факта постоянного проживания Ворона В. И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>, о признании права на меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в форме, предусмотренной законодательством, а именно на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на реке Амур на территории села Черняево Магдагачинского района Амурской области в период с 21 июня 2021 года – отказать в полном объеме.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2021