Дело № 2-1994/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Бобло О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области к администрации Гурьевского городского округа, Дружининой ФИО1, Третьякову ФИО2, Беловой ФИО3, Красильщикову ФИО4 о признании недействительным формирование земельного участка, договора аренды земельного участка, соглашений об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, с участием третьих лиц Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Калининградской области»
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском, которым с учетом уточнений и дополнений исковых требований, просил признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, договор аренды № № указанного выше земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района и Дружининой ФИО5, соглашение об уступке прав и обязанностей по указанному выше договору аренды, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Дружининой ФИО6 и Третьяковым ФИО7, соглашение об уступке прав и обязанностей по указанному выше договору аренды, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Третьяковым ФИО8 и Беловой ФИО9, соглашение об уступке прав и обязанностей по указанному выше договору аренды, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Беловой ФИО10 и Красильщиковым ФИО11.
Заявленные требования мотивированы тем, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в период времени с января по март текущего года проведена проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что в соответствие с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 19 февраля 2008 № 129-р в реестр федерального имущества внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1049940 кв.м., разрешенное использование «для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области». 24 апреля 2008 в отношении данного землепользования в пользу Российской Федерации зарегистрировано право собственности. Распоряжением территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 24 июня 2008 № 572-р данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений». Соответствующий акт приема передачи между Территориальным Управлением и Учреждением подписан 24 июня 2008 и 13 августа 2008 в пользу Учреждения в отношении данного земельного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствие с вышеуказанными распоряжениями и актом приема передачи, передаваемый Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок расположен восточнее пос. Луговое Гурьевского района согласно внешним границам, обусловленными актом установления и согласования границ земельного участка от 15 июля 2001 года. Данным актом произведен отвод в натуре земельного участка Учреждения, а также выполнено его межевание при участии собственников или их представителей - ЗАО «Рощино», Луговской сельский округ, Департамент дорожного хозяйства, Калининградская железная дорога. Границы участка, отведенного Учреждению, согласованы руководителем Гурьевского комитета по земельным ресурсам.
В тоже время, как установлено проверкой, органом местного самоуправления осуществлено распоряжение частью указанного выше земельного участка. За счет фактической площади данного землепользования муниципалитетом осуществлено формирование, кадастровый учет нового земельного участка с кадастровым номером № и последующее распоряжение им. При этом, каких-либо согласований при установлении границ спорного земельного участка с Территориальным Управлением, либо Учреждением, муниципалитетом осуществлено не было. При формировании и предоставлении спорного земельного участка администрация района, как орган местного самоуправления, вышла за пределы своих полномочий, распорядившись земельным участком, принадлежащим на праве собственности РФ и предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений».
В судебном заседании прокурор Смирнов Е.А. поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить с учетом их уточнений и дополнений.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» - Хрычева А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что администрация Гурьевского городского округа превысила свои полномочия, распорядившись частью территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности РФ. Земельный участок РФ отнесен к категории ценных земель и используется Федеральным государственным учреждением в научных целях для обеспечения продовольственной безопасности области, на его территории расположены лаборатория, зерноток и зернохранилище. Формирование спорного земельного участка не позволяет провести межевание земельного участка РФ в соответствии с требованиями закона и поставить на кадастровый учет с установленными границами.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Ранее, принимая участие в рассмотрении настоящего гражданского спора, ответчик Белова М.В. изложила свою позицию относительно заявленных прокурором исковых требований, полагая их необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Просила обратить внимание на отсутствие в деле доказательств расположения спорного участка на землях РФ, ссылаясь на установленные судом обстоятельства принадлежности и месторасположения спорного участка при рассмотрении гражданского дела № 2-7/2013.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-7/13 исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области 14 марта 2003 года главой администрации Гурьевского муниципального района было принято решение о формировании и утверждении проектов границ двух земельных участков: земельного участка площадью 21,0 га и земельного участка площадью 104,994 га и предоставлении указанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», издано соответствующее постановление главы администрации Гурьевского района от 14 марта 2003 года № 365 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков ФГУ «Госсорткомиссия» в Гурьевском районе».
21 марта 2003 года между администрацией Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице уполномоченного начальника Инспектуры по Калининградской области А. Хрычевой, заключен договор передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование: земельного участка площадью 21,0 га, расположенного севернее пос. Заозерье Гурьевского района Калининградской области, с реестровым (временным) номером № и земельного участка площадью 104 994 га, расположенного восточнее поселка Луговое Гурьевского района Калининградской области с реестровым (временным) номером №.
Предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 104994,0 кв.м. с кадастровым номером № на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области № 129р от 19 февраля 2008 года внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № 323-ф от 21 февраля 2008 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области № 572-р от 24 июня 2008 года указанный выше земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», составлен акт приема – передачи.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРП 13 августа 2008 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 апреля 2009 № 241 утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Калининградской области, использование которых для других целей не допускается. В п. 4 указанного перечня включен земельный участок с кадастровым номером №.
Обращаясь в суд с настоящим иском и настаивая на заявленных требованиях, прокурор ссылается на то, что в границах земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности РФ, площадью 1049940 кв.м. сформирован и стоит на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером №.
В подтверждение своей позиции о наложении границ земельных участков, прокурором были представлены чертеж границ земельного участка, утвержденный 01 августа 2001 года председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района и схема расположения земельного участка по состоянию на 03 июня 2013 года, выполненная ООО «Геоид Зем».
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м. образован из земель государственной собственности, заказчиком кадастровых работ выступала администрация Гурьевского муниципального района.
Схема расположения указанного выше земельного участка, подготовленная ООО «Геоид Зем» за № № согласована администрацией Гурьевского муниципального района ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ года принято решение ФБУ «Кадастровая палата» по Калининградской области об осуществлении кадастрового учета данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГ года главой администрации Гурьевского муниципального района принято решение о предоставлении в порядке, предусмотренном статьей 22, 34 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов данного земельного участка Дружининой О.В. в аренду сроком до 01 февраля 2061 года для ведения личного подсобного хозяйства, о чем вынесено постановление № № от ДД.ММ.ГГ года «О предоставлении земельного участка в аренду в пос. Луговое Гурьевского района Дружининой О.В.».
ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области и Дружининой О.В. был заключен договор № № аренды вышеуказанного земельного участка, зарегистрированный в ЕГРП ДД.ММ.ГГ года.
В последующем, права и обязанности по указанному выше договору аренды были переданы Третьякову Е.О., ДД.ММ.ГГ года заключено соответствующее соглашение, ДД.ММ.ГГ года права и обязанности по договору аренды переданы Беловой М.В., ДД.ММ.ГГ Белова М.В. уступила права и обязанности по договору аренды в пользу Красильщикова А.Е.
Согласно правилам землепользования и застройки Луговского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Ж2 – зона застройки малоэтажными жилыми домами.
Исследовав доводы прокурора по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлен состав земель в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу части 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земли из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, распоряжение землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Факт нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером № на землях РФ установлен в ходе рассмотрения дела. Представленные стороной истца документы с очевидностью свидетельствуют, что вновь образованный земельный участок с кадастровым номером № сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Информация о земельном участке с кадастровым номером №, его границах, месторасположении, конфигурации содержалась в приложении к договору передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключенного между администраций Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений» 21 марта 2003 года, в актах установления и согласования границ земельного участка, государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, утвержденных руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района Кулишом В.И. 20 июля и 01 августа 2001 года.
Решение об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка с кадастровым номером № было принято ДД.ММ.ГГ года, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером № уже содержались в государственном кадастре недвижимости (ДД.ММ.ГГ).
Сопоставив и проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленный стороной истца чертеж границ земельного участка, утвержденный 01 августа 2001 года председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, схему расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ года, выполненную ООО «Геоид Зем», а также материалы кадастровых дел земельных участков, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован за счет части территории земельного участка с кадастровым номером №
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером № и предоставлении его в аренду, администрация Гурьевского городского округа не могла не располагать указанной выше информацией и перечисленными выше документами.
Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями, являющимися федеральной собственностью Российской Федерации, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, принимая решение о формировании спорного земельного участка и распоряжении им, администрация Гурьевского городского округа вышла за рамки своих полномочий, предоставленных частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, что влечет незаконность проведенного землеустройства в отношении спорного земельного участка и недействительность сделок с ним.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ (в ред., действовавшей в период заключения договора аренды, договора передачи участка в собственность) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса (в ред. от 07 мая 2013 года) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно требованиям статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенного у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора о признания недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, а также все сделок в отношении указанного земельного участка: договора аренды и соглашений об уступке прав и обязанностей.
Признание судом ничтожным договора аренды спорного земельного участка и всех последующих сделок в отношении спорного земельного участка, признание судом недействительным его формирование, является основанием для внесения в ЕГРП записи о прекращении права аренды Красильщикова А.Е. на спорный земельный участок, основанием для исключения соответствующих сведений о таком земельном участке из государственного кадастра недвижимости, а также основанием для снятия его с государственного кадастрового учета.
В процессе рассмотрения дела ответчиком Беловой М.В. было заявлено суду о преюдиции в отношении земельного участка с кадастровым номером № в связи с ранее рассмотренным судом гражданским делом № 2-7/13 по иску Сильвандера В.Г. к администрации Гурьевского муниципального района, Дружининой О.В. в части установленных судом обстоятельств его принадлежности муниципалитету и формирования из земель неразграниченной собственности.
Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с иском, Сильвандер В.Г. оспаривал формирование и предоставление земельных участков с кадастровыми номерами №, №, ссылаясь на пересечение границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка границами участков ответчиков.
В рамках рассмотрения указанного выше гражданского дела между сторонами было заключено мировое соглашение, по условиям которого Сильвандер В.Г. отказался от заявленных требований к администрации Гурьевского муниципального района, Дружининой О.В., Демченко М.А. На администрацию возложена обязанность по снятию земельного участка Дружининой О.В. с кадастровым номером № с кадастрового учета и согласованию межевого плана по уточнению границ участка Сильвандера В.Г. в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером №.
Указанное выше мировое соглашение утверждено определением суда от ДД.ММ.ГГ.
Согласно ч. 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако, данное определение было принято по делу, в котором прокурор участие не принимал. Обстоятельства, связанные с возникновением права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, предметом судебной проверки при рассмотрении гражданского дела по иску Сильвандера В.Г. не являлись.
В связи с чем, не может быть принят судом во внимание довод ответчика Беловой М.В. о наличии преюдициального значения обстоятельств, установленных в рамках дела № 2-7/13, при рассмотрении настоящего гражданского спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Калининградского природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным формирование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1050 кв.м., с кадастровым номером №244, расположенного по адресу: <адрес >
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ года № № заключенный между администрацией Гурьевского муниципального района и Дружининой ФИО12 о предоставлении последней на праве аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: <адрес >
Признать недействительным Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору № № аренды земельного участка, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Дружининой ФИО13 и Третьяковым ФИО14.
Признать недействительным Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору № № аренды земельного участка, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Третьяковым ФИО15 и Беловой ФИО16.
Признать недействительным Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору № № аренды земельного участка, заключенное ДД.ММ.ГГ года между Беловой ФИО17 и Красильщиковым ФИО18.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права аренды Красильщикова ФИО19 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: <адрес > основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном выше земельном участке, а также основанием для снятия участка с государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2017 года.
Судья А.Ю. Кунина