Дело № 2а-1491/2020
УИД 63RS0044-01-2020-001900-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.
при секретаре Лысенковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1491/2020 по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Саран Дмитрию Константиновичу о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился в суд с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений водительской деятельности, в ходе которой установлено, что Саран Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение серии №, со сроком действия до 24.04.2029 года.
Согласно представленной информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» Саран Д.К. по состоянию здоровья состоит на динамическом учете в Самарском областном наркологическом диспансере с диагнозом: «<данные изъяты>», по медицинским показаниям имеются противопоказания к управлению транспортным средством. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у Саран Д.К. медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, деятельность административного ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц - ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил прекратить действие права на управление транспортными средствами Саран Д.К. до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением); обязать Саран Д.К. со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии <данные изъяты> на право управления транспортными средствами в ГИБДД УМВД России по г. Самаре.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Сергеева Е.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Саран Д.К., в судебном заседании согласился с заявленными требованиями, пояснив, что он проходит лечение в ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер», через 3 года будет снят с учета. В настоящее время водительское удостоверение отсутствует у него, в связи с потерей, каких-либо заявлений по утере водительского удостоверения он не подавал.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке, сведений о причине неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управление МВД России по г. Самара в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
В силу статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 28 Закона о безопасности дорожного движения, одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств, является наличие заболевания наркомания, допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение N 2).
Согласно пункту 2 утвержденного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к данному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно карточке операции с водительским удостоверением, Саран Д.К.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано водительское удостоверение серии № сроком действия до 24.04.2029 года (л.д.12).
По сведениям ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», Саран Д.К. состоит на диспансерном наблюдении с августа 2019г. с диагнозом «<данные изъяты>», нуждается в лечении и дальнейшем наблюдении, в настоящее время имеет противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д.44).
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии Саран Д.К. прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствующего о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, подтвержденного медицинскими документами, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, в связи с чем считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у Саран Д.К. стойкой ремиссии, суду не представлено, также как и не представлено заключение врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, о его выздоровлении.
Поскольку доказательств утраты водительского удостоверения административным ответчиком не представлено, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности сдать водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами в ГИБДД УМВД России по г. Самаре подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ и его требования удовлетворены в полном объеме, то с Саран Д.К. подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Саран Дмитрию Константиновичу о прекращении действия права на управление транспортным средством удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Саран Дмитрия Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Саран Дмитрия Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии 9908392748 на право управления транспортными средствами в ГИБДД УМВД России по г. Самаре.
Взыскать с Саран Дмитрия Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 августа 2020 года.
Судья Л.Г. Галиуллина