Дело № 12-39/2020
РЕШЕНИЕ
г.Тамбов 12 мая 2020 г.
Судья Советского районного суда г.Тамбова Морозов А.В., единолично, рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Тамбовский автотранспортный комбинат» (ОАО «ТАТК») на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области -И/14-129 от 30 января 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 30 января 2020 года ОАО «ТАТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 111000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ОАО «ТАТК» обратилось в суд с жалобой, в которой указали, что оно является незаконным. Водитель Беляков В.С. был принят на работу 25.04.2019 года. При приеме на работу им был пройден предварительный медицинский осмотр. Медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами не выявлено. Психиатрическое освидетельствование пройдено . Таким образом, руководством ОАО «ТАТК» приняты исчерпывающие меры по устранению нарушения до вынесения постановления о назначении административного наказания. Кроме того, каких-либо негативных последствий, причинивших вред жизни и здоровью граждан, в этой связи не наступило, следовательно возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО «ТАТК» по доверенности Кузенкова О.А. и адвокат по ордеру Рябикин Д.В. требования жалобы поддержали и просили прекратить производство по делу в связи с его малозначительностью либо снизить размер штрафа, применив статью 4.1 КоАП РФ.
Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
На основании ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 ТК РФ установлено, что система управления охраной труда определена, как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Согласно статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе:
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 с дополнениями и изменениями, утв.Постановлениями Правительства РФ от 23.05.1998 № 486, от 31.07.1998 № 866, от 21.07.2000 № 546, от 23.09.2002 № 695, от 19.06.2012 № 610, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что водитель-экспедитор 2, на основании трудового договора принят на работу с 25.04.2019, обязательное психиатрическое освидетельствование не проведено. Работник был допущен к исполнению своих трудовых обязанностей Работодателем: 07.09.2019, 25.09.2019, 28.09.2019, согласно представленных путевых листов на грузовой автомобиль , однако обязательное психиатрическое освидетельствование им пройдено не было.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «ТАТК», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вина ОАО «ТАТК» выразилась в не проведении работодателем обязательного психиатрического освидетельствования работника водителя-экспедитора 2, т.е. нарушены требования статей 212 и 213 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм Трудового законодательства, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Освидетельствование 2 проведено в ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» лишь 24 января 2020 г.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.01.2020 -И/14-129, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя ОАО «ТАТК» по доверенности 5, которому права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены, с протоколом ознакомлен, с ним согласился, о чем имеются его подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит, а также актом проверки органом государственного контроля (надзора) -И/14-129 от 25.12.2019 г.
Перечисленные выше доказательства оформлены должностными лицами государственной инспекции труда в Тамбовской области, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Каких-либо замечаний и возражений относительно действий должностных лиц государственной инспекции труда в Тамбовской области представители ОАО «ТАТК» не заявляли, материалы дела и другие процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат.
Таким образом, государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области был сделан обоснованный вывод о наличии вины ОАО «ТАТК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на совокупности доказательств, исследованных при рассмотрении дела, он мотивирован.
Наказание ОАО «ТАТК» назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы ОАО «ТАТК» о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, и является правом, а не обязанностью судьи.
Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, судья не нашел оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, судья считает возможным применение пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении суммы штрафа, поскольку все установленные нарушения ОАО «ТАТК» были устранены, Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалась, все выявленные нарушения устранены до составления протокола об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «ТАТК» не имеется, поскольку при рассмотрении жалобы не установлено нарушения порядка привлечения к административной ответственности и назначения наказания, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ также нашел своё подтверждение в ходе разбирательства дела оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено, вместе с тем, административное наказание в виде административного штрафа с учетом требований, предусмотренных п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, подлежит снижению до 55000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ -░/14-129 ░░ 30 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 55000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░