Дело №2-4834/18
Категория №2.092
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 04 декабря 2018 года
Ленинский районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Горшенева А.Ю., при секретаре Никульшиной М.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Усольцевой Татьяны Петровны к Департаменту здравоохранения Воронежской области, БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1», БУЗ ВО «Лискинская РБ» об обязании бесплатно обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Усольцева Т.П. обратилась в суд с иском, указывая, что она страдает онкогематологическнм заболеванием хронический лимфолейкоз с ноября 2011 года и с мая 2016 года состоит на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства БУЗ ВО «Лискинская РБ» и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1».
В 2012 году Усольцевой Т.П. была установлена инвалидность II группы в связи с общим заболеванием, а в 2017 году установлена бессрочно, она не работает.
В связи с прогрессированием заболевания, на основании диагностических исследований, по жизненным показаниям специалистами ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в 2015г. ей было назначено лечение препаратом Ибрутиниб в дозе 420 мг/сутки (3 капсулы) 1 раз в сутки.
С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года Усольцева Т.П. обеспечивалась препаратом в ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в рамках протокола «Программа пожертвования Ибрутиниба для пациентов с лимфоцитарным лейкозом». В результате лечения достигнута ремиссия.
На основании диагностических исследований и консультативного заключения проф. Зарицкого А.Ю., ведущих гематологов ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Министерства здравоохранения РФ Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям. Недопустимость перерыва сопряжено с риском утраты достигнутого ответа и неконтролируемой прогрессии заболевания.
Для продолжения лечения Усольцева Т.П. была направлена по месту жительства и 19.05.2016г. встала на учет в БУЗ ВО "Воронежскую областную клиническую больницу № 1", и со слов главного гематолога по Воронежской области Санниковой И.В. включена в список нуждающихся в обеспечении препаратом Ибрутиниб.
В период с 2016 года по настоящее время нуждаемость Усольцевой Т.П. в препарате Ибрутиниб подтверждена: заключением консилиума БУЗ ВО "Воронежской областной клинической больницы № 1"; консультативными заключениями ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург от 16.05.2016, от 15.05.2017 года; врачебными комиссиями ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург от 16.11.2017 года № 237, от 08.05.2018 года №111.
С целью соблюдения порядка назначения лекарственного препарата, в связи с тем, что препарат Ибрутиниб не входит в стандарты лечения, Усольцева Т.П. неоднократно, в различной форме (письменно, устно), обращалась в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» для проведения врачебной комиссии на основании заключений и рекомендаций врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России.
В проведении врачебной комиссии БУЗ ВО «Лискинская РБ» ей было отказано со ссылкой на отсутствие в штате больницы врача-гематолога и рекомендацией обратиться за решением к гематологу БУЗ ВО ВОКБ №1.
В БУЗ ВО "Воронежской областной клинической больнице № 1" в проведении врачебной комиссии Усольцевой Т.П. отказано, выдавались только решения консилиумов, несмотря на то, что она приглашалась на заседания именно врачебной комиссии.
При этом, нуждаемость Усольцевой Т.П. в препарате Ибрутиниб не оспаривалась.
При обращении в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» рецепты на рекомендованный препарат Ибрутиниб с мая 2016 года по настоящее время Усольцевой Т.П. не выписывались.
Начиная с 2016 года по настоящее время Усольцева неоднократно обращалась в департамент здравоохранения Воронежской области по вопросу бесплатного обеспечения жизненно важным препаратом за счет бюджета региона, как онкологический пациент, как неработающий инвалид 2 группы вследствие общего заболевания, но департамент здравоохранения Воронежской области под различными предлогами уклоняется от исполнения государственных гарантий и её обеспечения препаратом Ибрутиниб.
Неоднократные обращения в различной форме в департамент здравоохранения Воронежской области, к губернатору Воронежской области, прокуратуру Воронежской области не имели результатов и Усольцева Т.П. вынуждена самостоятельно приобретать препарат, заниматься поиском препарата в благотворительных фондах, с тем, чтобы не умереть.
По вопросу нарушения прав на бесплатное получение лекарств Усольцева Т.П. обращалась в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области, где также было подтверждено нарушение прав истца на бесплатное лекарственное обеспечение.
На основании жалобы Усольцевой Т.П., территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области была проведена проверка и департаменту здравоохранения Воронежской области 28.10.2016 года выдано предписание за №168 о принятии мер по регулярному обеспечению Усольцевой Т.П. препаратом Ибрутиниб.
Департаментом здравоохранения Воронежской области данное предписание было оспорено в Ленинском районном суде города Воронежа и 11.07.2017 года решением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда по апелляционному делу № 2а-905/2017 по административному иску в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания № 168 от 28.10.2016года Департаменту здравоохранения Воронежской области отказано.
Несмотря на вынесенное решение Воронежским областным судом еще в июле 2017 года, департаментом здравоохранения Воронежской области не предприняты меры по исполнению предписания и Усольцева Т.П., страдающая онкологическим заболеванием, неработающий инвалид 2 группы, имеющая право на получение жизненно важного лекарственного средства, до настоящего времени препаратом Ибрутиниб не обеспечена.
Усольцева Т.П. обращалась с жалобами в Министерство здравоохранения РФ, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в ответе на которые подтверждены обязательства департамента здравоохранения Воронежской области по её обеспечению жизненно важным лекарственным препаратом (ответ Минздрава России от 23.10.2017 № 17-8/3106909-50824, ответ Росздравнадзора России от 29.09.2017 № 09-4-24033, ответ ФФОМС от 04.10.2017 № 11349/30-3/5090).
Действия департамента здравоохранения Воронежской области по фактическому отказу в обеспечении Усольцевой Т.П. жизненно необходимым лекарственным препаратом Ибрутиниб нарушают конституционные и законные права на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи.
Согласно выписками из протокола врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России от 16.11.2017 года № 237, от 08.05.2018 года № 111, имеются жизненные показания для продолжения терапии Ибрутинибом. Альтернативных по эффективности вариантов терапии нет (препарат является незаменимым). Препарат одобрен для применения больных в XЛЛ в России, малотоксичен, хорошо переносится.
Усольцева Т.П. неоднократно обращалась в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» по вопросу проведения врачебных комиссий, выпиской рецепта, но комиссии не проводились, рецепт не выписан.
Таким образом, истцом были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако департамент здравоохранения Воронежской области, БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении истца требуемым лекарственным средством.
На основании изложенного, истец обратился за защитой своих прав в суд и просит обязать Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить ее лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинским показаниями; обратить решение суда в части исковых требований об обязании Департамента здравоохранения Воронежской области обеспечения ее лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинскими показаниями к немедленному исполнению; взыскать с Департамента здравоохранения Воронежской области в ее пользу моральный вред в размере 10 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» были переведены в другой статус – третьих лиц без самостоятельных требований.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения РФ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в направленных в адрес суда возражениях указывает, что обязанности обеспечения Усольцевой Т.П. препаратом «Ибрутиниб» не имеет.
Представители ответчика Департамента здравоохранения Воронежской области по доверенностям Попов А.Ю., Будкова В.В., Завьялова М.Н. в судебном заседании иск не признали, просили суд отказать в его удовлетворении в полном объеме. По мнению департамента здравоохранения Воронежской области Усольцева Т.П. не может быть обеспечена препаратом Ибрутиниб в связи с тем, что препарат не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный Распоряжением Правительства и не может быть закуплен за счет бюджетных средств региона. В связи с тем, что Усольцева Т.П. включена в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, её обеспечение является публичным обязательством Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, департамент здравоохранения не считает себя надлежащим ответчиком по настоящему делу по иску Усольцевой Т.П.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Лискинская РБ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Усольцева Т.П. страдает онкогематологическим заболеванием хронический лимфолейкоз (код по международной классификации болезней МКБ-10: С91.1) с ноября 2011 года и с мая 2016 года она состоит на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства БУЗ ВО «Лискинская РБ» и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1», включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц, после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.04.2012года № 404.
В 2012 году Усольцевой Т.П. была установлена инвалидность II группы в связи с общим заболеванием, а в 2017 году установлена бессрочно, что подтверждается справкой Бюро № 24 29бс филиала ГБ МСЭ по Воронежской области от 07.07.2017 г. серии МСЭ-2015 № 1418037, в связи с установленной инвалидностью она не работает.
В связи с прогрессированием заболевания ей было назначено лечение препаратом Ибрутиниб в дозе 420 мг/сутки (3 капсулы) 1 раз в сутки.
С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года Усольцева Т.П. обеспечивалась препаратом в ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в рамках протокола «Программа пожертвования Ибрутиниба для пациентов с лимфоцитарным лейкозом». В результате лечения достигнута ремиссия.
На основании диагностических исследований Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям, что подтверждается заключением ФГБУ «СЗФМИЦ» МЗ РФ от 16.05.2016).
Согласно части 1 статьи 39, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании ст.6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ст.80 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Усольцева Т.П. имеет право на бесплатное амбулаторное лечение имеющегося у нее заболевания.
В силу частей 1,4 ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартов медицинской помощи, определяющих, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.
В стандарт лечения диагностируемого у Усольцевой Т.П. заболевания препарат «Ибрутиниб» не входит.
Возможность назначения лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по решению врачебной комиссии при наличии для этого медицинских показаний установлена частью 5 ст. 37 ФЗ 323-ФЗ.
Из материалов дела следует, что заключением врачебной комиссии ФГБУ «СЗФМИЦ» МЗ РФ от 16.05.2016 на основании диагностических исследований Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям.
Таким образом, необходимость обеспечения Усольцевой Т.П. лекарственным препаратом Ибрутиниб обусловлена наличием у нее хронического лимфолейкоза (код по международной классификации болезней МКБ-10: С91.1), входящего в подрубрику «злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных тканей (С81-С96) рубрики «злокачественные новообразования» (С00-С97) класса «новообразования» (С00-D48), положениями о бесплатным обеспечением лекарственными средствами при амбулаторном лечении в соответствии с постановлением Правительства № 890, а также назначением препарата врачебной комиссией лечебного учреждения, признавшей ее нуждаемость в лечении препаратом «Ибрутиниб» по жизненным показаниям.
Доводы ответчика – Департамента здравоохранения Воронежской области о необходимости возложения обязанности по организации Усольцевой Т.П. лекарственным препаратом Ибрутиниб на Министерство здравоохранения РФ суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.21 ч.2 ст.14 Федерального закона 323-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения действительно относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей лекарственными препаратами.
Однако, часть 7 ст. 44 Федерального закона 323-ФЗ дополняет, что обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке, в связи с чем, полномочия Министерства здравоохранения РФ по обеспечению больных семи нозологиями (7ВЗН) ограничиваются рамками указанного перечня. Аналогичное положение содержит пункт 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. №1155, регулирующий порядок закупки лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных выше лиц.
Утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2323-р от 23.10.2017г. перечень лекарственных средств не содержит препарата «Ибрутиниб», что также подтверждает позицию ответчика Министерства здравоохранения о невозможности осуществления закупки за счет федерального бюджета, поскольку закупка лекарственных средств осуществляется им централизованно, согласно установленного перечня; закупка лекарственного препарата в индивидуальном порядке вне предусмотренной законом процедуры будет являться нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов.
На органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу положений ч.1,2 ст. 81 ФЗ 323-ФЗ возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Программой гос. гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2018г. № 1492, обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации ( разд. V – «Финансовое обеспечение программы»)
Пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Департамент здравоохранения, согласно Положения о департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области №288 от 23.04.2009г., как орган исполнительной власти Воронежской области, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения Воронежской области, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Воронежской области, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функции.
Одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.
Согласно пункта 2.2 Приказа Департамента здравоохранения Воронежской области от 25.03.2014г. № 629 источником финансового обеспечения для осуществления мер по организации лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение являются средства областного бюджета.
При этом, как указал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1054-О от 02.07.2013г., в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией ы той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
При установленных обстоятельствах, суд полагает что требования Усольцевой Т.П. об обеспечении ее лекарственным препаратом Ибрутиниб обоснованны, подлежат удовлетворению за счет бюджета Воронежской области, поскольку надлежащим ответчиком по настоящему делу, по мнению суда, является Департамент здравоохранения Воронежской области.
Начиная с 2016 года по настоящее время Усольцева неоднократно обращалась в департамент здравоохранения Воронежской области по вопросу бесплатного обеспечения жизненно важным препаратом за счет бюджета региона, однако, ответчиком в обеспечения истца препаратом Ибрутиниб было отказано, что подтверждается ответами департамента здравоохранения Воронежской области от 13.07.2016г. № 09-у2947, от 05.10.2016г. № 09-у4268, от 07.11.2017 №09-у-4124, № 09-у-4124/1, № 09-у-4124/2, от 07.05.2018 № 09-У- 1666.
На основании жалобы Усольцевой Т.П., территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области была проведена проверка и департаменту здравоохранения Воронежской области 28.10.2016 года выдано предписание за №168 о принятии мер по регулярному обеспечению Усольцевой Т.П. препаратом Ибрутиниб. Однако, ответчик свои обязанности по обеспечению истца лекарством до настоящего времени не выполнил.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд считает, что фактически уклоняясь от исполнения возложенных на него задач и функций, Департаментом здравоохранения Воронежской области Усольцевой Т.П. был причинен моральный вред.
Согласно ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и с учетом требований разумности и справедливости.
В этой связи, суд считает необходимым определить сумму компенсации морального вреда, причиненного истцу, в размере 10000 рублей, которая также подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Воронежской области, как главного распорядителя средств бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить Усольцеву Татьяну Петровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинским показаниями.
Обратить решение суда в части исковых требований об обязании Департамента здравоохранения Воронежской области обеспечения Усольцевой Татьяны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинскими показаниями к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения Воронежской области за счет бюджета Воронежской области в пользу Усольцевой Татьяны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, моральный вред в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Горшенев
Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2018 года
Дело №2-4834/18
Категория №2.092
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 04 декабря 2018 года
Ленинский районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Горшенева А.Ю., при секретаре Никульшиной М.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Усольцевой Татьяны Петровны к Департаменту здравоохранения Воронежской области, БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1», БУЗ ВО «Лискинская РБ» об обязании бесплатно обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Усольцева Т.П. обратилась в суд с иском, указывая, что она страдает онкогематологическнм заболеванием хронический лимфолейкоз с ноября 2011 года и с мая 2016 года состоит на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства БУЗ ВО «Лискинская РБ» и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1».
В 2012 году Усольцевой Т.П. была установлена инвалидность II группы в связи с общим заболеванием, а в 2017 году установлена бессрочно, она не работает.
В связи с прогрессированием заболевания, на основании диагностических исследований, по жизненным показаниям специалистами ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в 2015г. ей было назначено лечение препаратом Ибрутиниб в дозе 420 мг/сутки (3 капсулы) 1 раз в сутки.
С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года Усольцева Т.П. обеспечивалась препаратом в ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в рамках протокола «Программа пожертвования Ибрутиниба для пациентов с лимфоцитарным лейкозом». В результате лечения достигнута ремиссия.
На основании диагностических исследований и консультативного заключения проф. Зарицкого А.Ю., ведущих гематологов ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Министерства здравоохранения РФ Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям. Недопустимость перерыва сопряжено с риском утраты достигнутого ответа и неконтролируемой прогрессии заболевания.
Для продолжения лечения Усольцева Т.П. была направлена по месту жительства и 19.05.2016г. встала на учет в БУЗ ВО "Воронежскую областную клиническую больницу № 1", и со слов главного гематолога по Воронежской области Санниковой И.В. включена в список нуждающихся в обеспечении препаратом Ибрутиниб.
В период с 2016 года по настоящее время нуждаемость Усольцевой Т.П. в препарате Ибрутиниб подтверждена: заключением консилиума БУЗ ВО "Воронежской областной клинической больницы № 1"; консультативными заключениями ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург от 16.05.2016, от 15.05.2017 года; врачебными комиссиями ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург от 16.11.2017 года № 237, от 08.05.2018 года №111.
С целью соблюдения порядка назначения лекарственного препарата, в связи с тем, что препарат Ибрутиниб не входит в стандарты лечения, Усольцева Т.П. неоднократно, в различной форме (письменно, устно), обращалась в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» для проведения врачебной комиссии на основании заключений и рекомендаций врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России.
В проведении врачебной комиссии БУЗ ВО «Лискинская РБ» ей было отказано со ссылкой на отсутствие в штате больницы врача-гематолога и рекомендацией обратиться за решением к гематологу БУЗ ВО ВОКБ №1.
В БУЗ ВО "Воронежской областной клинической больнице № 1" в проведении врачебной комиссии Усольцевой Т.П. отказано, выдавались только решения консилиумов, несмотря на то, что она приглашалась на заседания именно врачебной комиссии.
При этом, нуждаемость Усольцевой Т.П. в препарате Ибрутиниб не оспаривалась.
При обращении в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» рецепты на рекомендованный препарат Ибрутиниб с мая 2016 года по настоящее время Усольцевой Т.П. не выписывались.
Начиная с 2016 года по настоящее время Усольцева неоднократно обращалась в департамент здравоохранения Воронежской области по вопросу бесплатного обеспечения жизненно важным препаратом за счет бюджета региона, как онкологический пациент, как неработающий инвалид 2 группы вследствие общего заболевания, но департамент здравоохранения Воронежской области под различными предлогами уклоняется от исполнения государственных гарантий и её обеспечения препаратом Ибрутиниб.
Неоднократные обращения в различной форме в департамент здравоохранения Воронежской области, к губернатору Воронежской области, прокуратуру Воронежской области не имели результатов и Усольцева Т.П. вынуждена самостоятельно приобретать препарат, заниматься поиском препарата в благотворительных фондах, с тем, чтобы не умереть.
По вопросу нарушения прав на бесплатное получение лекарств Усольцева Т.П. обращалась в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области, где также было подтверждено нарушение прав истца на бесплатное лекарственное обеспечение.
На основании жалобы Усольцевой Т.П., территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области была проведена проверка и департаменту здравоохранения Воронежской области 28.10.2016 года выдано предписание за №168 о принятии мер по регулярному обеспечению Усольцевой Т.П. препаратом Ибрутиниб.
Департаментом здравоохранения Воронежской области данное предписание было оспорено в Ленинском районном суде города Воронежа и 11.07.2017 года решением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда по апелляционному делу № 2а-905/2017 по административному иску в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания № 168 от 28.10.2016года Департаменту здравоохранения Воронежской области отказано.
Несмотря на вынесенное решение Воронежским областным судом еще в июле 2017 года, департаментом здравоохранения Воронежской области не предприняты меры по исполнению предписания и Усольцева Т.П., страдающая онкологическим заболеванием, неработающий инвалид 2 группы, имеющая право на получение жизненно важного лекарственного средства, до настоящего времени препаратом Ибрутиниб не обеспечена.
Усольцева Т.П. обращалась с жалобами в Министерство здравоохранения РФ, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в ответе на которые подтверждены обязательства департамента здравоохранения Воронежской области по её обеспечению жизненно важным лекарственным препаратом (ответ Минздрава России от 23.10.2017 № 17-8/3106909-50824, ответ Росздравнадзора России от 29.09.2017 № 09-4-24033, ответ ФФОМС от 04.10.2017 № 11349/30-3/5090).
Действия департамента здравоохранения Воронежской области по фактическому отказу в обеспечении Усольцевой Т.П. жизненно необходимым лекарственным препаратом Ибрутиниб нарушают конституционные и законные права на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи.
Согласно выписками из протокола врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России от 16.11.2017 года № 237, от 08.05.2018 года № 111, имеются жизненные показания для продолжения терапии Ибрутинибом. Альтернативных по эффективности вариантов терапии нет (препарат является незаменимым). Препарат одобрен для применения больных в XЛЛ в России, малотоксичен, хорошо переносится.
Усольцева Т.П. неоднократно обращалась в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» по вопросу проведения врачебных комиссий, выпиской рецепта, но комиссии не проводились, рецепт не выписан.
Таким образом, истцом были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако департамент здравоохранения Воронежской области, БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении истца требуемым лекарственным средством.
На основании изложенного, истец обратился за защитой своих прав в суд и просит обязать Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить ее лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинским показаниями; обратить решение суда в части исковых требований об обязании Департамента здравоохранения Воронежской области обеспечения ее лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинскими показаниями к немедленному исполнению; взыскать с Департамента здравоохранения Воронежской области в ее пользу моральный вред в размере 10 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 1" и БУЗ ВО «Лискинская РБ» были переведены в другой статус – третьих лиц без самостоятельных требований.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения РФ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в направленных в адрес суда возражениях указывает, что обязанности обеспечения Усольцевой Т.П. препаратом «Ибрутиниб» не имеет.
Представители ответчика Департамента здравоохранения Воронежской области по доверенностям Попов А.Ю., Будкова В.В., Завьялова М.Н. в судебном заседании иск не признали, просили суд отказать в его удовлетворении в полном объеме. По мнению департамента здравоохранения Воронежской области Усольцева Т.П. не может быть обеспечена препаратом Ибрутиниб в связи с тем, что препарат не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный Распоряжением Правительства и не может быть закуплен за счет бюджетных средств региона. В связи с тем, что Усольцева Т.П. включена в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, её обеспечение является публичным обязательством Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, департамент здравоохранения не считает себя надлежащим ответчиком по настоящему делу по иску Усольцевой Т.П.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Лискинская РБ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Усольцева Т.П. страдает онкогематологическим заболеванием хронический лимфолейкоз (код по международной классификации болезней МКБ-10: С91.1) с ноября 2011 года и с мая 2016 года она состоит на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства БУЗ ВО «Лискинская РБ» и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1», включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц, после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.04.2012года № 404.
В 2012 году Усольцевой Т.П. была установлена инвалидность II группы в связи с общим заболеванием, а в 2017 году установлена бессрочно, что подтверждается справкой Бюро № 24 29бс филиала ГБ МСЭ по Воронежской области от 07.07.2017 г. серии МСЭ-2015 № 1418037, в связи с установленной инвалидностью она не работает.
В связи с прогрессированием заболевания ей было назначено лечение препаратом Ибрутиниб в дозе 420 мг/сутки (3 капсулы) 1 раз в сутки.
С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года Усольцева Т.П. обеспечивалась препаратом в ФГБУ «СЗФМИЦ им. В.А.Алмазова» Минздрава России г. Санкт-Петербург в рамках протокола «Программа пожертвования Ибрутиниба для пациентов с лимфоцитарным лейкозом». В результате лечения достигнута ремиссия.
На основании диагностических исследований Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям, что подтверждается заключением ФГБУ «СЗФМИЦ» МЗ РФ от 16.05.2016).
Согласно части 1 статьи 39, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании ст.6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ст.80 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Усольцева Т.П. имеет право на бесплатное амбулаторное лечение имеющегося у нее заболевания.
В силу частей 1,4 ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартов медицинской помощи, определяющих, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.
В стандарт лечения диагностируемого у Усольцевой Т.П. заболевания препарат «Ибрутиниб» не входит.
Возможность назначения лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по решению врачебной комиссии при наличии для этого медицинских показаний установлена частью 5 ст. 37 ФЗ 323-ФЗ.
Из материалов дела следует, что заключением врачебной комиссии ФГБУ «СЗФМИЦ» МЗ РФ от 16.05.2016 на основании диагностических исследований Усольцевой Т.П. рекомендовано продолжение приема препарата Ибрутиниб по жизненным показаниям.
Таким образом, необходимость обеспечения Усольцевой Т.П. лекарственным препаратом Ибрутиниб обусловлена наличием у нее хронического лимфолейкоза (код по международной классификации болезней МКБ-10: С91.1), входящего в подрубрику «злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных тканей (С81-С96) рубрики «злокачественные новообразования» (С00-С97) класса «новообразования» (С00-D48), положениями о бесплатным обеспечением лекарственными средствами при амбулаторном лечении в соответствии с постановлением Правительства № 890, а также назначением препарата врачебной комиссией лечебного учреждения, признавшей ее нуждаемость в лечении препаратом «Ибрутиниб» по жизненным показаниям.
Доводы ответчика – Департамента здравоохранения Воронежской области о необходимости возложения обязанности по организации Усольцевой Т.П. лекарственным препаратом Ибрутиниб на Министерство здравоохранения РФ суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.21 ч.2 ст.14 Федерального закона 323-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения действительно относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей лекарственными препаратами.
Однако, часть 7 ст. 44 Федерального закона 323-ФЗ дополняет, что обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке, в связи с чем, полномочия Министерства здравоохранения РФ по обеспечению больных семи нозологиями (7ВЗН) ограничиваются рамками указанного перечня. Аналогичное положение содержит пункт 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. №1155, регулирующий порядок закупки лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных выше лиц.
Утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2323-р от 23.10.2017г. перечень лекарственных средств не содержит препарата «Ибрутиниб», что также подтверждает позицию ответчика Министерства здравоохранения о невозможности осуществления закупки за счет федерального бюджета, поскольку закупка лекарственных средств осуществляется им централизованно, согласно установленного перечня; закупка лекарственного препарата в индивидуальном порядке вне предусмотренной законом процедуры будет являться нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов.
На органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу положений ч.1,2 ст. 81 ФЗ 323-ФЗ возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Программой гос. гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2018г. № 1492, обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации ( разд. V – «Финансовое обеспечение программы»)
Пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Департамент здравоохранения, согласно Положения о департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области №288 от 23.04.2009г., как орган исполнительной власти Воронежской области, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения Воронежской области, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Воронежской области, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функции.
Одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.
Согласно пункта 2.2 Приказа Департамента здравоохранения Воронежской области от 25.03.2014г. № 629 источником финансового обеспечения для осуществления мер по организации лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение являются средства областного бюджета.
При этом, как указал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1054-О от 02.07.2013г., в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией ы той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
При установленных обстоятельствах, суд полагает что требования Усольцевой Т.П. об обеспечении ее лекарственным препаратом Ибрутиниб обоснованны, подлежат удовлетворению за счет бюджета Воронежской области, поскольку надлежащим ответчиком по настоящему делу, по мнению суда, является Департамент здравоохранения Воронежской области.
Начиная с 2016 года по настоящее время Усольцева неоднократно обращалась в департамент здравоохранения Воронежской области по вопросу бесплатного обеспечения жизненно важным препаратом за счет бюджета региона, однако, ответчиком в обеспечения истца препаратом Ибрутиниб было отказано, что подтверждается ответами департамента здравоохранения Воронежской области от 13.07.2016г. № 09-у2947, от 05.10.2016г. № 09-у4268, от 07.11.2017 №09-у-4124, № 09-у-4124/1, № 09-у-4124/2, от 07.05.2018 № 09-У- 1666.
На основании жалобы Усольцевой Т.П., территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области была проведена проверка и департаменту здравоохранения Воронежской области 28.10.2016 года выдано предписание за №168 о принятии мер по регулярному обеспечению Усольцевой Т.П. препаратом Ибрутиниб. Однако, ответчик свои обязанности по обеспечению истца лекарством до настоящего времени не выполнил.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд считает, что фактически уклоняясь от исполнения возложенных на него задач и функций, Департаментом здравоохранения Воронежской области Усольцевой Т.П. был причинен моральный вред.
Согласно ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и с учетом требований разумности и справедливости.
В этой связи, суд считает необходимым определить сумму компенсации морального вреда, причиненного истцу, в размере 10000 рублей, которая также подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Воронежской области, как главного распорядителя средств бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить Усольцеву Татьяну Петровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинским показаниями.
Обратить решение суда в части исковых требований об обязании Департамента здравоохранения Воронежской области обеспечения Усольцевой Татьяны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Ибрутиниб (Имбрувика) 420 мг. в сутки за счет бюджета Воронежской области в соответствии с медицинскими показаниями к немедленному исполнению.
Взыскать с Департамента здравоохранения Воронежской области за счет бюджета Воронежской области в пользу Усольцевой Татьяны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, моральный вред в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Горшенев
Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2018 года