Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3370/2023 ~ М-2171/2023 от 04.05.2023

63RS0039-01-2023-002374-20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3370/2023 по исковому заявлению Фёдорова Максима Анатольевича, Колычевой Ирины Валерьевны, Яндукова Евгения Александровича к Администрации Губернатора Самарской области, руководителю Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовскому В.Н. об обязании предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам,

установил:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Губернатора Самарской области, указав, что являются помощниками депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеева М.Н. по работе в Самарской области с осени 2021 года.

15.10.2021 между Колычевой И.В. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 227. 07.12.2023 между Яндуковым Е.А. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 242. 07.12.2021 между Федоровым М.А. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 241. В пункте 1.4 указанных трудовых договоров определено, что рабочие места работников располагаются в здании Самарской Губернской Думы по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 187.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22.12.2022, вступившим в законную силу 01.03.2023, пункт 1.4 всех указанных договоров признан недействительным по иску Самарской Губернской Думы, истцы с 01.03.2023 лишены судами своих рабочих мест, определенных в соответствии с федеральным законом, иного рабочего места работодателем и решениями судов истцам не предоставлено. Тем самым работодателем существенно нарушены трудовые права истцов.

Согласно п. 1.7 Положения об Администрации Губернатора Самарской области (утв. Постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 № 90) местонахождение Администрации Губернатора: 443006, г.Самара, ул. Молодогвардейская, 210. С 01.03.2023 работодатель Администрация Губернатора Самарской области нарушил возложенные на него обязанности и не предоставил истцам надлежаще оборудованные рабочие места (помещение).

Содержание трудовых договоров, заключенных с истцами, с 01.03.2023 не соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ, так как в тексте трудовых договоров отсутствует обязательные сведения о месте работы.

Работодатель – Администрация Губернатора Самарской области имеет под своим контролем и в своем распоряжении одно здание, расположенное по адресу: г.Самара, ул. Молодогвардейская, 210, поэтому в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ и ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязан предоставить истцам рабочие места в надлежаще оборудованном помещении установленной законодательством РФ площади, расположенном в указанном здании.

Распоряжением Губернатора Самарской области от 14.04.2022 № 90-Р «О возложении отдельных полномочий работодателя» осуществление полномочий работодателя в отношении помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по работе в Самарской области возложены на руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовского В.Н.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований, истцы просят суд:

обязать Администрацию Губернатора Самарской области и (или) руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовского В.Н. безотлагательно предоставить истцам рабочие места в надлежаще оборудованном помещении установленной законодательством РФ площади в здании Администрации Губернатора Самарской области и Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, расположенном по адресу: г.Самара, ул. Молодогвардейская, 210, для исполнения трудовых обязанностей помощников депутата Государственной Думы по работе в Самарской области;

обязать Администрацию Губернатора Самарской области и (или) руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовского В.Н. безотлагательно заключить в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам истцов с указанием местонахождения рабочего места работника в здании Администрации Губернатора Самарской области и Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, расположенном по адресу: г.Самара, ул. Молодогвардейская, 210;

обратить решение суда к немедленному исполнению согласно ст. 212 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Федорова М.А. и третьего лица депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеева М.Н. по доверенности Круглов А.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Губернатора Самарской области по доверенности Филиппов С.С. возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области по доверенности Конради М.А. просила отказать в иске по изложенным в письменном отзыве доводам.

Истцы Яндуков Е.А., Колычева И.В. не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (далее - помощник депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории). Сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 указанного Федерального закона постоянным рабочим местом помощников сенатора Российской Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощников депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо с согласия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы - органом местного самоуправления в здании органа местного самоуправления.

Согласно ч. 5 ст. 37 указанного Федерального закона прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор является место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Из материалов дела следует, что истцы являются помощниками депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеева М.Н. по работе в Самарской области.

15.10.2021 между Колычевой И.В. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 227.

07.12.2023 между Яндуковым Е.А. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 242.

07.12.2021 между Федоровым М.А. и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 241.

В пункте 1.4 указанных трудовых договоров определено, что рабочие места работников располагаются в здании Самарской Губернской Думы по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 187. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22.12.2022, вступившим в законную силу 01.03.2023, указанные трудовые договоры признаны недействительными в части пункта 1.4, определяющего рабочее место по адресу: г.Самара, ул. Молодогвардейская, 187.

В соответствии с действовавшим на момент заключения трудовых договоров Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Администрация Губернатора Самарской области относилась в категории органов исполнительной власти Самарской области и на этом основании заключила договоры с истцами в качестве работодателя в соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ.

С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым в структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплена категория государственных органов субъектов Российской Федерации, которая отличается от законодательных и исполнительных органов власти отсутствием исполнительно-распорядительных полномочий. По смыслу указанного федерального закона государственные органы осуществляют деятельность по организационному сопровождению деятельности соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации Губернатора Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 N 90, Администрация Губернатора Самарской области является государственным органом Самарской области. Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ Администрация Губернатора Самарской области не является органом исполнительной власти, на который может быть возложена обязанность, предусмотренная ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ.

Во исполнение Федерального закона N 414-ФЗ принято распоряжение Губернатора Самарской области от 14.04.2022 № 90-Р «О возложении отдельных полномочий работодателя». В соответствии с п. 1 данного распоряжения осуществление полномочий работодателя в отношении помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по работе в Самарской области возложены на руководителя департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовского В.Н.

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2006 N 151, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях реализации управленческих функций по обеспечению деятельности в том числе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на территории Самарской области, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 2.2 названного Положения Департамент осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности сенаторов Российской Федерации - представителей от Самарской области, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на территории Самарской области, и их помощников в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, именно на Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области возложена предусмотренная Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ обязанность по обеспечению помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на территории Самарской области надлежаще оборудованным помещением.

Фактов уклонения Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от исполнения данной обязанности не установлено.

Как следует из материалов дела, 11.10.2021 депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Матвеев М.Н. обратился к Губернатору Самарской области с заявлением о предоставлении помещения для работы помощников в здании законодательного органа Самарской области – Самарской Губернской Думы по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 187.

Письмом от 27.10.2021 депутату направлен ответ, в котором сообщалось, что Департамент не наделен полномочиями по владению, управлению и распоряжению помещениями, находящимися в здании Самарской Губернской Думы, а в зданиях Правительства Самарской области отсутствуют требуемые помещения. Одновременно депутат был проинформирован о возможности аренды помещения в ином здании Самарской области по согласованию с депутатом.

Письмами от 21.12.2021, 26.01.2022, 14.04.2022 Департамент предложил депутату для согласования на выбор несколько помещений на условиях аренды.

В ответ на обращение депутата от 20.09.2022 о предоставлении ему отдельного помещения для осуществления депутатских полномочий в здании по адресу: Молодогвардейская, 210 либо Галактионовская, 132, Департамент письмом от 13.10.2022 сообщил об отсутствии в указанных зданиях свободных помещений и предложил помещение в здании по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 204 и запросил перечень мебели и оргтехники.

По информации Департамента депутат не обращался за предоставлением помещений для его помощников, равно как и сами помощники (истцы).

25.07.2023 Департаментом в адрес истцов заказной корреспонденцией направлены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми в пункте 1.4 определено рабочее место по адресу: г. Самара, ул. Владимирская, 18.

Эти же дополнительные соглашения были вручены представителю истца в судебном заседании 27.07.2023.

От подписания данных соглашений истцы отказались, поскольку, как пояснил представитель истцов, предлагаемое помещение по ул. Владимирская, 18 удалено от другого места работы истцов в здании Самарской Губернской Думы, ежедневный проезд потребует значительных временных и материальных затрат. Истцы согласны на помещения в зданиях по ул. Молодогвардейская, 210 либо ул. Галактионовская, 132.

Между тем, из взаимосвязанных положений Федерального закона N 3-ФЗ и Трудового кодекса РФ не следует, что помощник депутата может по своему усмотрению, произвольно, без согласования с работодателем выбирать место работы, а работодатель в лице руководителя соответствующего органа исполнительной власти обязан такое место предоставить. Часть 8 статьи 37 Федеральный закон N 3-ФЗ содержит общее правило о том, что рабочим местом помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, расположенное в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативно не определен конкретный орган исполнительной власти, в здании которого должно располагаться помещение для работы помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории. Согласно п. 1 постановления Губернатора Самарской области от 06.07.2022 N 196 "О системе и структуре органов исполнительной власти Самарской области" в систему органов исполнительной власти Самарской области, возглавляемую Правительством Самарской области, входят министерства Самарской области, а также органы исполнительной власти Самарской области, не являющиеся министерствами Самарской области (иные органы исполнительной власти Самарской области). Принимая во внимание, что органы исполнительной власти Самарской области размещены в различных зданиях города, требования истцов о предоставлении рабочего места исключительно в здании, занимаемом Правительством Самарской области по ул. Молодогвардейской, 210, не основаны на требованиях закона.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в здании по ул. Владимирская, 18, в котором истцам предложено помещение для работы в качестве помощников депутата Государственной Думы, размещены органы исполнительной власти Самарской области, и что оно соответствует требованиям Федерального закона N 3-ФЗ.

Следовательно, оснований полагать, что Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области уклоняется от предоставления истцам рабочих мест и что по его вине с ними до настоящего времени не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, не имеется.

В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ, статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право. Поскольку нарушений прав истцов со стороны ответчика не допущено, требования о возложении на Департамент обязанности предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Фёдорова Максима Анатольевича, Колычевой Ирины Валерьевны, Яндукова Евгения Александровича к Администрации Губернатора Самарской области, руководителю Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовскому В.Н. об обязании предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023.

2-3370/2023 ~ М-2171/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
помощник депутата ГД Федерального Собрания РФ Фёдоров Максим Анатольевич
помощник депутата ГД Федерального Собрания РФ Яндуков Евгений Александрович
помощник депутата ГД Федерального Собрания РФ Колычева Ирина Валерьевна
Ответчики
Руководитель Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Коматовский В.Н.
Администрация Губернатора Самарской области
Другие
Круглов А.Г.
Депутат ГД Федерального Собрания РФ Матвеев Михаил Николаевич
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
15.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2023Предварительное судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее