Решение по делу № 8Г-8949/2020 от 12.03.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                         Дело № 88-10223/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

18 июня 2020 г.                                                                                      г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Якушевой Е.В. и Бросовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фаузетдиновой Людмилы Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 г. по гражданскому делу № 2-4029/2019 по иску прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Фаузетдиновой А.Р. к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя.

Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., выслушав прокурора шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебникову Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах ФИО8 24.04.2019 г. обратился с иском в Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – ГУ – РО ФСС РФ по РБ) о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя.

В обоснование своих требований указал, что при реализации мероприятий медицинской реабилитации по индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от 20.04.2018 г. ФИО8, 2011 года рождения, являющейся ребенком-инвалидом 29.05.2018 г. получено направление на лечение в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» в г.Санкт-Петербург. ФИО8 проходила лечение с 29.06.2018 г. по 24.07.2018 г., на проезд к месту лечения и обратно были затрачены 25584,70 руб. Фаузетдинова Л.А. обратилась 02.11.2018 г. с заявлением в ГУ – РО ФСС РФ по РБ о компенсации расходов по оплате проезда ребенка-инвалида и его законного представителя сопровождающего, 09.11.2018 г. ей было отказано с указанием, что компенсация расходов, произведенных гражданином самостоятельно не предусмотрена законом. Ссылаясь на порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 г. №57н, которым предусмотрена компенсация инвалиду расходов с предоставлением документов, подтверждающих расходы за собственный счет, прокурор просил обязать ГУ – РО ФСС РФ по РБ выплатить Фаузетдиновой Л.А. компенсацию расходов по оплате проезда к месту лечения в г.Санкт-Петербург и обратно в г.Уфу ребенка-инвалида ФИО4 и законного представителя сопровождающего в сумме 25584, 70 руб.

Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13.06.2019 г. иск прокурора Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах ФИО8 был удовлетворен, ГУ – РО ФСС РФ по РБ обязано выплатить Фаузетдиновой Л.А. компенсацию расходов по оплате проезда к месту лечения в г.Санкт-Петербург и обратно в г.Уфу ребенка-инвалида ФИО8 и его законного представителя сопровождающего в сумме 25584,70 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 г. решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13.06.2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора Кировского района г.Уфы в интересах ФИО8 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Фаузетдиновой Л.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Фаузетдинова Л.А., ФИО8, представитель ГУ – РО ФСС РФ по РБ, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В., полагавшей апелляционное определение законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.

Судами установлено и из материалов дела следует, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории ребенок-инвалид, что подтверждается справкой МСЭ-2012 №1906925 от 27.12.2013 г.

29.05.2018 года Министерством здравоохранения Республики Башкортостан ФИО8 выдано направление №0507/2012Д на госпитализацию с 29.06.2018 г. в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» в г. Санкт-Петербург.

Согласно справке ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» ФИО8 с 29.06.2018 г. по 24.07.2018 г. находилась на стационарном лечении.

Из представленных электронных проездных документов следует, что законным представителем ФИО8 - матерью Фаузетдиновой Л.А. самостоятельно приобретены билеты на проезд к месту лечения и обратно на сумму 25584,70 руб.

02.11.2018 г. Фаузетдинова Л.А. обратилась в ГУ-РО ФСС по Республики Башкортостан с заявлением о компенсации расходов на проезд.

09.11.2018 г. ГУ – РО ФСС РФ по РБ сообщило Фаузетдиновой Л.А. о том, что в соответствии с законом бесплатный проезд к месту лечения и обратно обеспечивается специальными талонами, которые выдаются по заявлению инвалида или его представителя. В 2018 г. заявление об обеспечении бесплатного проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида ФИО8 и сопровождающего ее лица не поступало, в связи с чем талоны на право бесплатного проезда не выдавались. Компенсация расходов по оплате проезда на транспорте по усмотрению граждан и оплаченных самостоятельно законом не предусмотрена.

Обращаясь с жалобой к прокурору Фаузетдинова Л.А. указала, что решение произвести проезд за свой счет до места лечения и обратно принято по причине существенных факторов.

В судебном заседании Фаузетдинова Л.А. пояснила, что приобрела авиабилет, поскольку в сроки не укладывались, заранее не обратилась за талоном на проезд, так как не знала, что надо до поездки за ним обратиться, поскольку в законе предусмотрена компенсация на проезд, в том числе при самостоятельном приобретении билета.

Удовлетворяя иск прокурора Кировского района г.Уфы в интересах ФИО8 суд первой инстанции указал, что Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. №864 предусмотрена оплата проезда отдельным категориям граждан к месту лечения и обратно, ФИО8 является ребенком-инвалидом и имела право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Учитывая то, что расходы на проезд к месту лечения и обратно в г.Санкт-Петербург понесены законным представителем ФИО8 – матерью Фаузетдиновой Л.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что данные расходы подлежат оплате за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что ФИО8 имеет право на компенсацию расходов по оплате проезда к месту лечения, понесенных самостоятельно, указав, что данный вывод основан на неверном толковании норм материального права.

Принимая во внимание, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями ФСС РФ транспортным организациям, обеспечивающим перевозку и гражданину, имеющему право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно не предоставлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином – получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг не предусмотрена.

Суд апелляционной инстанции учел, что Фаузетдинова Л.А. и ее дочь не были лишены права на государственную социальную помощь со стороны ответчика и действия (либо бездействие) ответчика не явились причиной для самостоятельного приобретения проездных билетов.

В кассационной жалобе Фаузетдинова Л.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО8, не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что решение судом нарушены нормы материального и процессуального права, суд неправильно принял во внимание доводы ответчика о том, что услуги - это товары и услуги по изготовлению технических средств реабилитации. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации понятие услуга - это совершение определенного действия или осуществление определенной деятельности. С учетом закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Налогового кодекса Российской Федерации, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, под услугой следует понимать в том числе и транспортные услуги, которые ими были оплачены за собственный счет и должны быть компенсированы за счет ГУ – РО ФСС РФ по РБ, поскольку ФЗ РФ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» предусмотрено право ребенка-инвалида и сопровождающего лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Согласно правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. №864 к оплачиваемым видам относится и авиационный транспорт при отсутствии железнодорожного сообщения, а железнодорожного сообщения из г.Нефтекамск по месту регистрации ребенка-инвалида до места лечения в г.Санкт-Петербург не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ( далее – Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ) указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьями 1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно пунктам 4.1, 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.

Пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом (приложение № 1) и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.

В силу пунктов 11, 12 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. №864, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта. Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.

Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной услуги в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 г. №271н (действовал на момент спорных отношений, утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19.08.2019 N 564н), предусмотрено предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента. (пункт 11.2)

В пункте 14 указанного Регламента установлено, что для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон № 2, формы которых предусмотрены приложением № 1 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Установив, что Фаузетдинова Л.А. в установленном порядке за бесплатными проездными документами к месту лечения ребенка-инвалида и обратно не обращалась, ответчик не отказывал в предоставлении услуги по обеспечению бесплатного проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида, истица по своему усмотрению приобрела за свой счет проездные билеты, суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617 в удовлетворении требований Фаузетдиновой Л.А. отказал.

Представленные сторонами доказательства, были оценены судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционном определении приведены результаты оценки доказательств, а также доводов истца о необходимости оплаты проезда к месту лечения и обратно по предоставлению проездных документов, которые отклонены как необоснованные.

Приведенные Фаузетдиновой Л.А. в жалобе доводы являлись предметом исследования судебной инстанции по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку обстоятельств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Фаузетдиновой Л.А.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фаузетдиновой Людмилы Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий                            Подпись                              Г.Г. Непопалов

Судьи                                                          Подпись                               Н.В. Бросова

                           Подпись                  Е.В. Якушева

8Г-8949/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Фаузетдинова Анастасия Рамильевна
Прокуратура Кировского района г.Уфы РБ
Ответчики
ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
23.04.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее