Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-208/2020 ~ М-195/2020 от 27.04.2020

УИД 28RS0019-01-2020-000285-26

Дело № 2а-208/2020

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    21 мая 2020 года                                                                                                       пгт. Серышево

    Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова И.А.,

при помощнике судьи Крошка А.А.,

секретаре судебного заседания Чайковской С.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Серышевского района Жунковской О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

    У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Серышевского района Амурской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронного дела. По результатам проверки установлено, что администрацией Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области в нарушение требований действующего законодательства с ДД.ММ.ГГГГ специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, меры не принимаются. Также установлено, что на территории Казанского сельсовета размещено четыре кладбища в <адрес> и <адрес>, которые являются действующими. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области, к вопросам местного значения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Вместе с тем, администрацией Казанского сельсовета в нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, меры по созданию такой организации администрацией не принимаются. 13 октября 2017 года прокурором Серышевского района на имя главы администрации Казанского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Полагает бездействие администрации Казанского сельсовета по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования приводит к нарушению прав жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции, нарушает права граждан на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом «О прокуратуре РФ» просит признать незаконным бездействие администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; обязать администрацию Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю. настаивала на доводах административного искового заявления, просила требования административного искового заявления удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён своевременно и надлежащим образом. В представленном заявлении глава администрации Казанского сельсовета Заводевкина Н.В. просила о рассмотрении дела в своё отсутствие, с административными исковыми требованиями согласна.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд, определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением о прекращении действия права на управление транспортным средством лица, которое представляет собой реальную угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения имущественного вреда, чем могут быть нарушены как законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

В связи с чем, обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района Амурской области является законным и обоснованным.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (также далее по тексту - "Федеральный закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Положениями статьи 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (также далее по тексту - "Федеральный закон N 8-ФЗ") услуги по погребению, указанные в п. 1 данной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны на территории сельского поселения организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, в случае если данная деятельность отнесена к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с уставом этого муниципального образования.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым (п. 1). Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных п. 1 данного Указа; и своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших (п. 2).

Согласно ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области, к вопросам местного значения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В судебном заседании установлено, что 13 октября 2017 года с исх. № 4665 в адрес главы администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле, согласно которому администрацией Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, конкурсные процедуры не проводились, соглашения и договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не заключались, что нарушает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению.

Согласно информации главы Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области № 454 от 8 ноября 2017 года о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений от 13 октября 2017 года разработан и принят административный регламент по предоставлению земельного участка для погребения умершего. Денежные средства на межевание земельных участок данного вида использования будут заложены в бюджет 2018 года, в дальнейшем данные объекты будут оформлены в муниципальную собственность.

Из ответа главы администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области № 53 от 4 февраля 2020 года следует, что на территории Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области обладает соответствующими полномочиями по созданию специализированной службы по погребению умерших, однако до настоящего времени административным ответчиком обязанность по организации на территории муниципального образования данной службы, установленная законом, не исполнена, на момент рассмотрения дела на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по погребению умерших, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению. В связи с чем, требования прокурора Серышевского района Амурской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд, учитывая все обстоятельства дела, отсутствие возражений у администрации Казанского сельсовета Серышевского района Амурской области считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района Амурской области в административном исковом заявлении – 12 месяцев, является достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (690090, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 54) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░

2а-208/2020 ~ М-195/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Казанского сельского совета
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
28.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее