Решение по делу № 2-323/2019 ~ М-258/2019 от 03.07.2019

УИД – 11RS0017-01-2019-000657-07

Дело № 2-323/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

при секретарях Сумкиной С.А., Конановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 28 августа 2019 года исковое заявление Юркевич Марии Ивановны в интересах несовершеннолетней Ю.В.Е. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Юркевич М.И., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери Ю.В.Е., обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Ю.В.Е. лекарственными препаратами «Топамакс» и «Депакин хроно» в количестве, необходимом для проведения лечения до его отмены лечебным учреждением в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу. В обоснование исковых требований Юркевич М.И. указала, что её дочь Ю.В.Е., (дата) года рождения, с (дата) года является ребенком-инвалидом. В (дата) году ей был выставлен диагноз – <данные изъяты>. В ходе лечения Ю.В.Е. были подобраны и назначены противосудорожные препараты «Топамакс» и «Депакин хроно 300», при приеме которых у ребенка наблюдалось снижение частоты приступов. Данные препараты являются жизненно важными для ребенка и не подлежат замене на аналоги. Врачебной комиссией ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» принимались решения о назначении Ю.В.Е. препаратов с торговыми наименованиями «Топамакс» и «Депакин хроно», однако заявка на индивидуальное обеспечение внештатным специалистом здравоохранения Республики Коми была признана необоснованной. Между тем, каких-либо критериев обоснованности ни в заключении специалиста, ни в нормативных актах не содержится, а назначение аналогов названных препаратов противоречит назначениям лечащего врача и влечет риск для жизни и здоровья ребенка Ю.В.Е. На момент обращения в суд с названными требованиями, Ю.В.Е. указанными препаратами не была обеспечена, что, по мнению истца свидетельствует о нарушении права ребенка на охрану здоровья.

15.08.2019 Юркевич М.И. исковые требования увеличила и в дополнение к названным требованиям просила взыскать с ответчиков в её пользу убытки, понесенные в связи с самостоятельным приобретением вышеуказанных лекарственных препаратов в размере 28574,77 руб. и компенсацию морального вреда в размере по 50000 руб. с каждого ответчика.

Истец о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

В судебном заседании представитель Калинин Р.В., действующий на основании доверенности от 15.08.2019, на заявленных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» Носков В.Г. и Семенчин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали.

Ответчик - Министерство здравоохранения Республики Коми о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. Согласно представленному отзыву возражало против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что Министерством начато осуществление организационных мероприятий по приобретению лекарственных препаратов под заявленными истцом торговыми наименованиями в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и соответственно, отсутствует предмет спора. На дополнительно заявленные требования Министерством здравоохранения Республики Коми отзыв не представлен.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца и ответчика – Министерства здравоохранения Республики Коми.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев амбулаторную медицинскую карту на имя Ю.В.Е., приходит к следующему:

Судом установлено, что Юркевич М.И. является матерью Ю.В.Е., (дата) года рождения, которая признана ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена (дата) повторно сроком до (дата).

Из анамнеза Ю.В.Е. следует, что <данные изъяты> С (дата) года начата работа по подбору противосудорожной терапии. С 2009 года на фоне приема препаратов «Топамакс» и «Депакин хроно» судороги стали реже, с 2017 года достигнута ремиссия.

Согласно выписке из медицинской карты Ю.В.Е. , ей установлен диагноз <данные изъяты>. (дата) врачом назначено следующее лечение: «Депакин хроно» - 450 мг 2 раза в день постоянно и «Топамакс» - 125 мг 2 раза в день постоянно. При этом врачом указано, что по жизненным показаниям замену оригинальных препаратов на дженерики не производить. С (дата) Ю.В.Е. назначено лечение: «Депакин хроно» - 450 мг 2 раза в день постоянно и «Топамакс» - 150 мг 2 раза в день постоянно с указанием запрета на замену препаратов синонимами. (дата) врачом даны рекомендации по приему препаратов «Депакин хроно» - 500 мг 2 раза в день постоянно и «Топамакс» - 150 мг 2 раза в день постоянно, с указанием, что по жизненным показаниям препараты замене на синонимы не подлежат.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния.

Согласно ст. 7 этого же Федерального закона государство, признавая охрану здоровья детей одним из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, возлагает на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность в соответствии со своими полномочиями принимать соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

На основании п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых в соответствии с п. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

При этом, ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р, от 23.10.2017 N 2323-р, от 10.12.2018 N 2738-р были утверждены Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций на 2016, 2018, 2019 годы, в которые препараты «Топамакс» и «Депакин хроно» не были включены.

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N 1), куда включены все лекарственные средства для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 4).

Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

В соответствии с п.п. 3 п. 9 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Республики Коми исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 N 10/456 утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми (далее – Порядок), который регулирует вопросы организации обеспечения граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами.

Названным Порядком предусмотрено, что субъектами, организующими и осуществляющими обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами являются: Министерство здравоохранения Республики Коми; фармацевтические организации, исполняющие государственные контракты на оказание услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных средств; медицинские организации, выписывающие рецепты на лекарственные средства; аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 2.1. Порядка (в редакции, действовавшей с 06.10.2016) предусматривалось, что для бесплатного получения лекарственных средств гражданин обращается в медицинскую организацию по месту жительства или специализированную медицинскую организацию по профильному заболеванию, оказывающие ему первичную медико-санитарную помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми.

Медицинские работники выписывают рецепты гражданам на лекарственные средства для бесплатного получения в порядке, установленном приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, в рамках перечней лекарственных средств, утвержденных по льготным программам (далее - Перечни лекарственных средств) с использованием программного продукта.

Медицинские организации ведут автоматизированный персонифицированный учет выписанных рецептов по прикрепленному населению (п.2.6).

По смыслу п.2.16, 2.17 Порядка назначение, выписывание и отпуск лекарственных средств осуществляется в объеме, не превышающем месячную потребность пациента с учетом ранее выписанных рецептов, за исключением назначения лекарственных средств детям-инвалидам, которые могут выписываться на курс лечения до трех месяцев в случаях объективной необходимости с учетом ранее выписанных рецептов.

Согласно п. 2.10 указанного Порядка назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты осуществляется по международному непатентованному наименованию (действующему веществу).

Вместе с тем, п.п. «в» п. 2.13 Порядка предусмотрено, что на лекарственные препараты, назначаемые по торговым наименованиям назначение и выписывание лекарственных средств, осуществляется по решению врачебной комиссии.

В соответствии с п. 2.14 Порядка в случае назначения лекарственных средств, не заявленных медицинской организацией и не включенных в утвержденную заявку Министерства, секретарем врачебной комиссии медицинской организации составляется протокол врачебной комиссии медицинской организации (приложение 1 к настоящему Порядку) (далее - протокол) и направляется не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения врачебной комиссией медицинской организации (далее - решение врачебной комиссии), в Комиссию Министерства здравоохранения Республики Коми по контролю за организацией обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами (далее - Комиссия Министерства) с приложением: заявки медицинской организации на дополнительное обеспечение лекарственными средствами отдельной категории граждан по льготным программам (приложение 2 к настоящему Порядку); копии документов, заверенных руководителем медицинской организации, подтверждающих обоснованность принятия решения врачебной комиссией; других документов по запросу Министерства.

Согласно п. 4.1, 4.5. Порядка комиссия Министерства ежегодно в срок до 1 июня формирует номенклатуру лекарственных средств для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан и ежегодно в срок до 15 августа на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку Министерства и направляет на утверждение министру.

При этом, п. 4.7, 4.9, 4.11 Порядка предусмотрено, что медицинские организации при необходимости вправе предоставить дополнительные заявки на текущий год в Комиссию Министерства в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку в случае назначения лекарственных средств в соответствии с решениями врачебных комиссий медицинских организаций по жизненным показаниям и не включенным ранее в заявки. Дополнительные заявки медицинских организаций рассматриваются Комиссией Министерства в течение 5 рабочих дней со дня их поступления. Протокол решения Комиссии Министерства оформляется в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения, которое подписывается председателем и членами комиссии.

Приказом Минздрава РК от 29.12.2017 N 12/524 в Порядок были внесены изменения, в связи с чем, с 30.01.2018 изменился порядок рассмотрения Министерством заявок на дополнительное обеспечение лекарственными средствами, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявок комиссия Министерства вправе принять одно из следующих решений: организовать обеспечение пациентов в соответствии с дополнительной заявкой из остатков лекарственных препаратов, находящихся на складе и в аптечной сети фармацевтической организации; оформить заявку на дополнительную закупку лекарственных препаратов в соответствии с дополнительной заявкой; отказать в организации обеспечения пациентов в соответствии с дополнительной заявкой с приложением обоснования (п. 4.10, 4.11, 4.12).

С 01.01.2019 Приказом Минздрава РК от 26.12.2018 N 12/590 вновь внесены изменения в Порядок. При этом, п. 2 Порядка установлено, что определение потребности в лекарственных препаратах для обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами путем заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, подготовку информации по запросам государственных органов и иных лиц по вопросам лекарственного обеспечения, оказание организационно-методической помощи медицинским организациям в соответствующей сфере деятельности, подготовку информации в целях осуществления Министерством здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) контроля за реализацией программ льготного лекарственного обеспечения осуществляет государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми".

По смыслу п. 2.13, 2.14 Порядка в редакции с 01.01.2019 приобретение дополнительных лекарственных средств осуществляется следующим образом:

В случае назначения врачебной комиссией лекарственных препаратов по торговым наименованиям в случаях индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям, медицинская организация не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем принятия решения врачебной комиссией, направляет посредством почтовой связи главному внештатному специалисту здравоохранения Республики Коми на рассмотрение заявку для индивидуального лекарственного обеспечения с приложением следующих документов:

а) заверенные копии первичных медицинских документов, обосновывающие назначение лекарственных средств по торговым наименованиям;

б) протоколы решения врачебной комиссии, (заверенную копию протокола консилиума врачей);

в) заверенную копию журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии;

г) копии извещения в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов.

Главный внештатный специалист Министерства рассматривает заявку медицинской организации для индивидуального лекарственного обеспечения в течение 5 рабочих дней со дня поступления и направляет ее с приложением мотивированного заключения посредством почтовой связи:

а) в медицинскую организацию в случае возможности оказания пациенту медицинской помощи с применением лекарственного препарата с терапевтической эквивалентностью, включенного в сводную заявку Министерства и имеющегося в наличии в аптечной организации;

б) в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" для дальнейшей организации мероприятий по обеспечению пациента необходимым лекарственным препаратом в случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата.

В случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата Главный внештатный специалист Министерства в сроки предусмотренные абзацем шестым настоящего пункта направляет в адрес медицинской организации рекомендации по оказанию медицинской помощи пациенту во время проведения закупочных и иных организационных мероприятий.

Из представленных суду документов следует, что протоколами врачебной комиссии ГБУЗ РК №1299 от 07.11.2016, №1637 от 13.10.2017 принимались решения о составлении заявки на индивидуальное лекарственное обеспечение ФИО9 препаратом «Топиромат» Пуэрто-Рико, объемом 3 упаковки на курс, по 25мг 60 капсул.

По смыслу приведенных положений Порядка в 2016-2017 году протокол врачебной комиссии медицинской организации о назначении лекарственных препаратов в индивидуальном порядке являлся достаточным основанием для приобретения лекарственных препаратов под торговым наименованием. Между тем, как следует, из указанных протоколов, несмотря на назначения лечащих врачей с прямым указанием о невозможности замены препаратов на синонимы, врачебной комиссией ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» решение о назначении лекарственных препаратов под конкретными торговыми наименованиями принято не было, что повлекло нарушение прав Ю.В.Е. на бесплатное лекарственное обеспечение.

Из протокола врачебной комиссии ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» №376 от 20.02.2018 следует, что оснований для назначения препарата под конкретным наименованием, а именно «Топамакс» Поэрто-Рико не выявлено. Такое решение было обосновано тем, что мать Ю.В.Е. от приема препарата «Топиромат Канон» категорически отказывается, ссылаясь на рекомендации врача и на снижение терапевтического эффекта от препарата «Топсавер» Хорватия, который принимался Ю.В.Е. в 2016 году. Между тем, препарат «Топиромат Канон» пациентка не получала и возможности выявить серьезные нежелательные реакции и (или) отсутствие желаемого эффекта при применении данного препарата нет возможности. Препарат «Топиромат Канон» выписывался пациентке регулярно, мать девочки получала рецепты на руки, но в аптеке препарат не получала, отказывалась.

Однако позже протоколом врачебной комиссии ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» от 23.03.2018 №618 Ю.В.Е. назначен препарат под торговым наименованием «Топамакс» по жизненным показаниям, учитывая результаты ранее проведенного подбора препаратов на этапе РДКБ и риска возникновения жизнеугрожающего состояния.

На основании указанного протокола ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» в Министерство здравоохранения была подана заявка для индивидуального лекарственного обеспечения Ю.В.Е., из которой следует, что её потребность в препарате «Топамакс» составляет 36 упаковок на год, при этом, в одной упаковке 60 таблеток по 50мг, дозировка 150мг; потребность в препарате «Депакин хроно 300» составляет 24 упаковки в год, в упаковке 30 таблеток по 500мг, дозировка 450мг 2 раза в день.

Рассмотрев заявку ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» на индивидуальное обеспечение лекарственными препаратами Ю.В.Е. Министерством здравоохранения Республики Коми дан ответ от 10.04.2018№6712/01-28 из которого следует, что в протоколе врачебной комиссии от 23.03.2018 №618 не содержится достаточно оснований для назначения лекарственного препарата МНН - «Топиромат» по торговому наименованию в случае индивидуальной непереносимости. При этом, рекомендовано предоставить дополнительную информацию и надлежащим образом оформленные документы, в том числе акт врачебно-консультационной комиссии медицинского учреждения. Также указано, что лекарственный препарат МНН – «Топиромат» имеется в наличии в аптечной сети уполномоченной фармацевтической организации по льготным программам.

Кроме того, 13.04.2018 Министерством здравоохранения Республики Коми Юркевич М.И. дан ответ №13-06/0829, согласно которому поставка лекарственного препарата под конкретным торговым наименованием определяется по результатам проведенных аукционных мероприятий. Вместе с тем, лекарственные препараты «Топиромат» и «Вальпориевая кислота» имеются в наличии в аптечной сети республики в рамках международных непатентованных наименований.

27.04.2018 врачебной комиссией ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» вновь принято решение о назначении Ю.В.Е. препарата под торговым наименованием «Топомакс» по жизненным показаниям, что подтверждается протоколом №900. При этом, ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» была подана заявка на индивидуальное лекарственное обеспечение пациента Ю.В.Е. препаратами «Топамакс», международное непатентованное наименование (МНН) – «Топирамат» и «Депакин хроно», МНН – «Вальпориевая кислота» в объемах, указанных в ранее поданной заявке.

Ответ на указанную заявку Министерством здравоохранения Республики Коми в установленные Порядком сроки не был дан, закупка указанных препаратов не была осуществлена, что свидетельствует о неисполнении Министерством здравоохранения Республики Коми Порядка организации обеспечении отдельных категорий лекарственными препаратами…, утв. Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 в ред. Приказа Минздрава от 29.12.2017 №12/524.

09.01.2019 главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Республики Коми было дано заключение об отсутствии показаний к закупу лекарственных препаратов по торговому наименованию для обеспечения этими препаратами Ю.В.Е. При этом указано, что препаратами по льготе (Топиромат, Вальпориевая кислота) она обеспечивается.

Протоколом консилиума ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» от 11.03.2019 установлено, что Ю.В.Е., (дата) года рождения, в связи с наличием заболевания <данные изъяты> получает препараты» «Депакин хроно» 450 мг 2 раза в день, «Топамакс» 150 мг 2 раза в день. С 2017 года приступы судорог не наблюдаются. При переходе на «Топсавер» в 2016 году был выявлен рецидив приступов. При возврате на «Топамакс» - контроль над приступами.

Согласно протоколу врачебной комиссии по лекарственному обеспечению ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» от 11.03.2019 №527 Ю.В.Е. вновь назначен препарат под торговым наименованием «Топамакс» по жизненным показаниям. Тогда же в Министерство здравоохранения Республики Коми направлена заявка на приобретение препаратов «Топамакс» и «Депакин хроно» в указанных выше объемах.

08.05.2019 Главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Республики Коми было дано заключение №1285/1 о целесообразности приобретения лекарственного препарата Топиромат по торговому наименованию «Топамакс», так как ранее судороги носили вторично-генерализованный характер и являлись жизнеугрожающими.

Помимо этого, протоколом заседания врачебной комиссии по лекарственному обеспечению ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» №1139 от 24.05.2019 было принято решение о назначении препарата под торговым наименованием «Депакин хроно» по жизненным показаниям учитывая результаты ранее проведенного подбора препаратов на этапе РДКБ и риска возникновения судорог и развития жизнеугрожающего состояния (эпистатуса). Тогда же была направлена заявка на приобретение препарата «Депакин хроно», действующее вещество – Вальпориевая кислота, из расчета 24 упаковки (по 30 таблеток 500 мг в упаковке) в год.

Из отзыва Министерства здравоохранения Республики Коми от 23.07.2019 следует, что Министерством проводятся организационные мероприятия по закупу лекарственных препаратов под торговым наименование «Топамакс» и «Депакин хроно» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем, на период проведения организационных мероприятий по закупу лекарственного препарата под торговым наименованием «Топамакс» ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» поручено организовать оказание медицинской помощи Ю.В.Е., в том числе в части лекарственного обеспечения.

По информации Министерства здравоохранения Республики Коми запланированные на 25.07.2019 и на 26.07.2019 процедуры закупок препаратов «Депакин хроно» и «Топамакс» не состоялись в связи с отсутствием предложений от поставщиков.

Из пояснений представителей ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» следует, что в целях обеспечения Ю.В.Е. вышеуказанным препаратом, «Топамакс» был приобретен ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» за счет собственных средств и передан в ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» для их предоставления Юркевич М.И. по ранее выписанным, но не реализованным рецептам. Указанные обстоятельства подтверждаются договором поставки лекарственных препаратов и медицинских изделий №32 от 26.09.2018 на приобретение 7 (семи) упаковок препарата «Топамакс», №56 от 29.12.2018 на приобретение 4 (четырех) упаковок препарата «Топамакс» и №32 от 28.07.2019 на приобретение 4 (четырех) упаковок «Депакин хроно» и 4 (четырех) упаковок «Топамакс» Пуэрто-Рико.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что начиная с октября 2016 года, несмотря на назначение лечащим врачом лекарственных препаратов под конкретными торговыми наименованиями, Ю.В.Е. этими препаратами в необходимом количестве и в бесплатном порядке не была обеспечена, что является нарушением её законных прав и интересов как ребенка-инвалида, социальная защита которого, в том числе бесплатное лекарственное обеспечение, гарантирована государством. Между тем, на момент рассмотрения спора в суде приобретение лекарственных препаратов под торговыми наименованиями «Топамакс» и «Депакин хроно» для обеспечения Ю.В.Е., имеющей право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, ответчиками в установленном Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 N 10/456 порядке организовано. Из представленных суду доказательств следует, что в настоящее время проводятся закупочные процедуры на приобретение лекарственных средств «Топамакс» 50 мг, №60 в количестве 18 уп. и «Депакин хроно» - 24 уп. для обеспечения потребностей Ю.В.Е. в указанных лекарствах соответственно на полгода и на год. С учетом необходимости в подтверждении нуждаемости в лекарственных препаратах, а также принимая во внимание, что ответчиками допущенные нарушения устранены и судебное решение не может повлиять на исход закупочных процедур, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчиков обязанности организовать обеспечение Ю.В.Е. лекарственными препаратами не имеется, в связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Согласно записям в медицинской карте лечащими врачами Ю.В.Е. систематически назначались лекарственные препараты под конкретными торговыми наименованиями «Депакин хроно» и «Топамакс», в том числе на приемах 15.12.2016 (указано, что по жизненным показаниям замену оригинальных препаратов на дженерики не производить), 14.01.2017 (указано, что замене на синонимы не подлежит), 07.11.2017, 28.11.2017, 15.12.2017 (указано, что по жизненным показаниям на синонимы не заменять), 09.01.2018, 11.01.2018, 22.01.2018, 29.01.2018, 04.05.2018, 31.05.2018, 04-05.06.2018, 14.06.2018, 25.08.2018, 29.10.2018, 19.11.2018, 22.01.2019, 02.04.2019. 01.03.2019, 03.06.2019, 12.08.2019.

Из выданных Ю.В.Е. рецептов следует, что ей были выписаны лекарственные средства по международному непатентованному наименованию (МНН). Между тем, как выше было указано, врачебной комиссией ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» принимались решения о назначении Ю.В.Е. препаратов по торговому наименованию. Однако в связи с отсутствием этих препаратов в аптечной организации Юркевич М.И., действуя в интересах несовершеннолетней дочери, приобретала их самостоятельно.

Из представленных суду чеков следует, что начиная с октября 2017 года истцом были приобретены лекарственные препараты «Топамакс» и «Депакин хроно» в том числе: 22.10.2017 на сумму 2740,60 руб., 07.11.2017 на 1708,80 руб., 21.11.2017 на 1 857,10 руб., 29.11.2017 на 1017,40 руб., 11.01.2018 на 1708,80 руб., 29.01.2018 на 1708,80 руб., 30.01.2018 на 1 680,40 руб., 14.02.2018 на 2001,60 руб., 05.03.2018 на 3696,60 руб., 06.04.2018 на 1 351,90 руб., 10.04.2018 на 1 351,90 руб., 20.03.2019 на 1454,07 руб., 20.03.2019 на 2424,78 руб., 08.05.2019 на 2429,72 руб., 27.05.2019 на 728,10 руб., 03.06.2019 на 714,20 руб.

Из представленных чеков следует, что за указанный период истцом были приобретены лекарственные средства «Топамакс» в количестве 15 упаковок, «Депакин хроно» в количестве 6 упаковок, что в совокупности с количеством приобретенных ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» лекарственных препаратов не превышает потребности Ю.В.Е. в указанных лекарственных средствах в соответствии с назначениями врача.

Всего Юркевич М.И. затратила на приобретение лекарств 28574, 77 руб.

В силу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, п. 4.13, 4.14 Порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, утвержденного Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 N 10/456 (в ред. Приказа от 26.12.2018 №12/590) функции организатора по обеспечению граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами в порядке получения социальной помощи в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", а также финансовое обеспечение закупки лекарственных средств для указанных целей возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми, суд приходит к выводу, что понесенные истцом расходы на приобретение лекарственных средств в размере 28574,77 руб., являющиеся необходимыми и обоснованными, подлежат взмещению в пользу истца Министерством здравоохранения Республики Коми.

Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).

Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предумотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, прямо перечисленных в статье, а также когда это прямо предусмотрено законом.

Между тем, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 п. 4 постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы приенения законодательства о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Так, согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 48-КГ18-28, исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Отсюда следует, что лишение гражданина права на получение гарантированного государством набора социальных услуг нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина. Соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Оценивая характер и степень нравственных страданий Ю.В.Е., интересы которой представляет её законный представитель Юркевич М.И., суд приходит к выводу, что действиями Министерства здравоохранения Республики Коми, выразившимися в отказе в обеспечении Ю.В.Е. необходимыми по жизненным показаниям лекарственными препаратами по торговым наименованиям, а также в несвоевременном принятии решения об обеспечении Ю.В.Е. лекарственными средствами в индивидуальном порядке, несовершеннолетней Ю.В.Е. причинен моральный вред, который с учетом длительности нарушения её прав (с 2017 по 2019 годы) суд оценивает в размере 5000 руб. При этом, суд не усматривает оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», поскольку указанный ответчик не наделен полномочиями на принятие решений о приобретении и на закупку лекарственных препаратов по конкретным торговым наименованиям для целей бесплатного лекарственного обеспечения Ю.В.Е.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

За подачу дополнительных исковых требований о возмещении материального ущерба истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1057 руб., которая подлежит возмещению за счет ответчика Министерства здравоохранения Республики Коми.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 1 ч. 1 ст. 333.20 с Министерства здравоохранения Республики Коми как с лица, к которому удовлетворены исковые требования Юркевич М.И. о компенсации морального вреда, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юркевич Марии Ивановны, действующей в интересах несовершеннолетней Ю.В.Е. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Республики Коми удовлетворить частично.

Исковые требования Юркевич Марии Ивановны, действующей в интересах несовершеннолетней Ю.В.Е. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю Ю.В.Е. лекарственными препаратами «Топамакс» и «Депакин хроно» в количестве, необходимом для проведения лечения до его отмены лечебным учреждением в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу оставить без удовлетворения.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Юркевич Марии Ивановны, действующей в интересах несовершеннолетней Ю.В.Е. убытки в размере 28574 (двадцать восемь тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 77 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1057 (одна тысяча пятьдесят семь) рублей, а всего взыскать 34631 (тридцать четыре тысячи шестьсот тридцать один) рубль 77 копеек.

В удовлетворении исковых требований Юркевич Марии Ивановны, действующей в интересах несовершеннолетней Ю.В.Е. к ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья - Константинова Н.В.

Мотивированное решение составлено 02.09.2019.

2-323/2019 ~ М-258/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юркевич Мария Ивановна
Ответчики
ГБУЗ РК Сысольская ЦРБ
Министерство здравоохранения Республики Коми
Другие
Калинин Руслан Викторович
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Константинова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
03.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2019Передача материалов судье
04.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019Судебное заседание
15.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2019Дело оформлено
10.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее