Судья Звягинцева Е.А. Дело №33-7507/2020
УИД: 50RS0035-01-2019-006617-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Гулиной Е.М., Рубцовой Н.А.,
при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Подольского городского суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу №2-4919/19 по иску Подольского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Д. В.В. к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения прокурора Смирновой М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Подольский городской прокурор, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Д. В.В., 02.06.2003 года рождения, обратился в суд с иском к ГУ-МОРО ФСС РФ об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе детей-инвалидов, креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП комнатной, в том числе детей-инвалидов, тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт.
В обосновании требований истец указал, что Подольской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Д. М.И., в ходе которой установлено, что на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 05.12.2013 года, Д. В.В., 02.06.2003 года рождения, должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе детей-инвалидов, креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП комнатной, в том числе детей- инвалидов, тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт. Согласно уведомлений, выданных ГУ-МОРО ФСС филиалом № 18, Д. В.В. поставлена на учет по обеспечению спорными техническими средствами реабилитации, однако, до настоящего времени Д. В.В., 02.06.2003 года рождения, не обеспечена вышеуказанными техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Законный представитель несовершеннолетней Д. В.В. - Д. М.И. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ГУ-МОРО ФСС РФ просил рассмотреть дело в отсутствие, в письменном отзыве иск не признал.
Решением Подольского городского суда Московской области от 30 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены, на Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ возложена обязанность ребенка-инвалида Д. В.В., 02.06.2003 года рождения, техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе детей-инвалидов, креслом-коляской с ручным приводом для больных ДТТП комнатной, в том числе детей-инвалидов, тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно справке МСЭ-2011 № 3272715 Д. В.В., 02.06.2003 г.р., является ребенком-инвалидом.
23 июля 2018 года Д. В.В. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида № 259.3.50/2018, согласно которой она нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела для больных ДЦП комнатной, кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела для больных ДЦП прогулочной, тутором на голеностопный сустав 2 штуки.
21 августа 2018 года и 15 октября 2018 года истица Д. М.И. обращалась в Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении указанных технических средств реабилитации.
Уведомлениями от 21.08.2018 г. № и от 25.10.2018 г. №№ 5057, 5076 Д. В.В. поставлена на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пришел к верному выводу о том, что Д. В.В., как ребенок-инвалид, имеет право на обеспечение необходимыми ей техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, а поскольку в установленные сроки такие средства реабилитации ей предоставлены не были, пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика указанной обязанности в принудительном порядке.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11 Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 11 Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ ииндивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 12 приказа ФСС РФ от 16.05.2019г. № 256 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения заявителя в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судебной коллегией, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и п.п. 29 и 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 «О применении гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», в качестве новых доказательств к материалам дела приобщены заявления истицы о возмещении расходов на приобретение ТСР от 14.12.2018 г., 25.03.2019 г., от 20.11.2018г., от 20.02.2019г.; копии решений о назначении выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, заявления истца на оказание государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации от копии уведомлений о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями: от 21.08.2018г., копии уведомлений о постановке на учет по обеспечению ТСР от 21.08.2018 г.
Из совокупности приобщенных доказательств, усматривается, что истцом заявительный порядок на обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации исполнен, однако указанными техническими средствами реабилитации (креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе детей-инвалидов, креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП комнатной, в том числе детей- инвалидов, тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт.) она обеспечена не была. Ответчиком не предпринято достаточных мер для своевременного выполнения взятой на себя обязанности. Доказательств заключения и исполнения государственных контрактов не представлено.
При разрешении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным доказательствам и постановил решение, основанное на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии со ст.330 ГПК РФ основанием к отмене решения суда не является. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования ответчиком не доказаны и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку реализация права инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от данных обстоятельств.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи