Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7671/2012 ~ М-7625/2012 от 13.11.2012

Решение

Именем Российской Федерации

06 декабря 2012 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колояров И.Ю.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиновой Л.Т. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установил:

Истица обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что она является нанимателем жилого помещения (комнаты) в <адрес> в г.Самара, в котором она проживает с 24.05.1995 г. по настоящее время. Вместе с ней проживает её сын Ильинов Е.В. На момент предоставления истице жилого помещения дом по указанному адресу использовался в качестве общежития, относился в государственному ведомственному жилищному фонду и состоял на балансе предприятия (завода «ЦСКБ-Прогресс») на котором она работает с 29.01.1985 г. по настоящее время. На основании Постановления Губернатора Самарской области № 166 от 29.05.2000 г. ведомственный жилищный фонд завода «ЦСКБ-Пргоресс» включен в состав муниципального имущества. Спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества за № 009198-49. Право на приватизацию она не использовала, иного жилья не имеет. Ильинов Е.В. отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения. Чтобы приватизировать комнату на общих основаниях, истица обратилась ДУИ г.о.Самара с заявлением об исключении занимаемой комнаты из состава специализированного жилищного фонда и заключении с ними договора социального найма. До настоящего времени вопрос по заявлению не решен. Отсутствие договора социального найма не позволяет истице на общих основаниях в установленном порядке реализовать законное права на приватизацию занимаемого жилого помещения. Истица полагает, что при передаче собственности изменился правовой статус жилого помещения, изменение правового статуса влечет преобразование договора найма жилого помещения в договор социального найма. Истица в трудовых отношения с муниципальными предприятиями или учреждениями не состоит, и никогда не состояла, обязательства по которым она обязана освободить жилое помещение отсутствуют.

На основании изложенного истица просит признать за ней право собственности по на жилое помещение <адрес> Промышленного района г.Самара общей площадью 18,80 кв.м, жилой площадью 18,80 кв.м. в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца Суходонова Е.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика, Департамента управления имуществом г.о. Самара Воронина Е.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, по мотивам подробно изложенным в отзыве, также пояснила, что дом в котором расположено спорное жилое помещение является общежитием. Документы подтверждающие исключение комнаты из состава специализированного жилищного фонда отсутствуют. Просила в удовлетворении исковых требований отказать поскольку жилые помещения, находящиеся в общежитиях приватизации не подлежат в соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Представители третьих лиц ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили.

Третье лицо Ильинов Е.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил заявление, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии государства в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

Судом установлено, что истица Ильинова Л.Т. является нанимателем жилого помещения (комнаты), расположенного по адресу: г. Самара, <адрес>

Истица проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении постоянно с 1995 года. В период с 05.11.1996 г. по 22.10.1998 г., с 27.10.1998 г. по 27.10.2000 года истица проживала и была зарегистрирована по данному адресу по месту пребывания, в период с 08.12.2000 г. истица зарегистрирована постоянно, что подтверждается справками ПУО МП ЭСО г.о.Самара. В спорной комнате вместе с истицей зарегистрирован и проживает её сын Ильинов Е.В., 03.06.1990 года рождения.

На имя Ильиновой Л.Т. открыт лицевой счет № 12606 для оплаты жилищно-коммунальных услуг на указанное жилое помещение.

В настоящее время истица решила приватизировать занимаемую ею комнату, 03.10.2012 г. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении занимаемого ею жилого помещения из состава специализированного фонда.

До настоящего времени ответа на данное заявление от ответчика не поступило, что является нарушением законного права истицы на своевременное получение результатов по обращениям граждан.

Судом установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, ранее относился к государственному ведомственному жилому фонду (ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс») и использовался в качестве общежития.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 г.№3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», здания, указанные в Приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Решением Комитета по управлению имуществом г. Самара от 14.10.2002 г. № 643 «О внесении изменений в решение № 742 от 18.12.2001 г.», «О внесении изменений в решение № 90 от 26.02.2001 г. «О передаче муниципального имущества, находящегося на балансе филиала ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», жилой дом, расположенный по адресу: пер. Костромской, 9, был передан в оперативное управление КЖКХ и ОН администрации г. Самара согласно акта приема-передачи.

Согласно постановлению Губернатора Самарской области от 29.05.2000 г. № 166 <адрес> был передан в муниципальную собственность г. Самара.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара № 15-07-16/96092 от 15.12.2009 г. объект недвижимости - комната, расположенный по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества 29.05.2000 г. за номером 009198-49 на основании Постановления Губернатора Самарской области № 166 от 29.05.2000 г.

Судом установлено, что занимаемая истицей комната № 49 (согласно техническому паспорту, изготовленному ФГУП «Ростехинвентаризация») имеет общую площадь 18,80 кв.м., жилую площадь 18,80 кв.м.

Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Между тем, с 01.03.2005 г. на территории РФ введен в действие новый Жилищный Кодекс РФ. Статья 4 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. гласит, что впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Закону РФ «О введении в действие ЖК РФ».

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанных документов.

Таким образом, жилые помещения в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.

В определении Конституционного суда РФ от 02.11.2000 г. № 220-О обращается внимание на то, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определенного круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Необходимо также учитывать, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», указано, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве их на приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. Такой запрет, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Следовательно, изменения законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

Таким образом, суд приходит к выводу, что с момента передачи жилого <адрес>, определен статус указанного жилого помещения как занимаемого по договору найма. Также судом установлено, что с момента передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность Департамент управления имуществом г.о. Самара самостоятельно статус специализированного жилищного фонда спорной комнате не присваивал.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3). Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Судом установлено, что жилое помещение, в котором зарегистрирована и проживает истица, не подпадает под категорию жилых помещений, не подлежащих приватизации, утратило статус общежития с момента передачи вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность, то есть 29.05.2000 года.

Ответственным квартиросъемщиком добросовестно исполняются обязанности нанимателя, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма; квартира используется строго в соответствии с её назначением, своевременно вносится оплата за жилье и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 26.09.2012 г. № 01/923/2012-1338 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав истицы на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Самарской области.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 51044 гп от 27.09.2012 г. истица право на приватизацию на территории г. Самара и Волжского района не использовала.

Законность вселения истицы в спорное помещение никем не оспаривается, права третьих лиц не нарушены.

В трудовых отношениях с муниципальными предприятиями или учреждениями истица не состоит и никогда не состояла, обязательства по которым она обязана освободить жилое помещение отсутствуют.

Ильинов Е.В., проживающий и зарегистрированный в спорном жилом помещении, дал свое согласие на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без включения его в приватизационные документы и число собственников, о чем в материалах дела имеется нотариально удостоверенное согласие.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что занимаемое жилое помещение является муниципальной собственностью, законом истице предоставлено право на приватизацию жилья, ранее это право ею не использовано, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ильиновой Л.Т. удовлетворить.

Признать за Ильиновой Л.Т. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату жилой площадью 18,90 кв.м, общей площадью 18,80 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 12.12.2012 г.

Председательствующий           Колояров И.Ю.

2-7671/2012 ~ М-7625/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильинова Л.Т.
Ответчики
ДУИ г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
ФГУП "РТИ - Федеральное БТИ"
Ильинов е.В.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Колояров И. Ю.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
13.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2012Передача материалов судье
19.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.12.2012Предварительное судебное заседание
19.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2012Судебное заседание
19.12.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее