Решение по делу № 2-5588/2016 ~ М-5346/2016 от 05.09.2016

Дело № 2-5588 (2016г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь 24 октября 2016 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.

при секретаре Поповой Т.В.

с участием представителя истца Багдерина О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удавихина В.Н. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Администрации города Перми о признании незаконным действий

У С Т А Н О В И Л :

Удавихин В.Н. (далее – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – ответчик или Департамент), Администрации города Перми (далее – ответчик; вместе – ответчики) о признании незаконным действий.

В исковом заявлении истцом указано на то, что он постоянно проживает с 1970 года без регистрации в жилом доме по адресу <адрес> Земельный участок под указанным жилым домом площадью 500 квадратных метров является муниципальной собственностью. Истцом произведены кадастровые работы в отношении выше указанного земельного участка. 27.07.2016 года истец обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу <адрес> 08.08.2016 года Департамент возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления выше указанного земельного участка с указанием причины возврата как отсутствие документов, подтверждающих факт постоянного проживания истца не менее 15 лет в жилом доме по адресу <адрес>». Истец не согласен с действиями Департамента, так как считает, что решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 15.06.2016 года установлен факт его постоянного проживания с 1970 года на территории города Перми в жилом доме по адресу <адрес> которое было приложено к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Считает, что ответчики своими действиями допустили нарушение его прав и законных интересов по передаче в собственность спорного земельного участка.

Истец просит суд обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и интересов, согласовав предоставление в собственность земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу <адрес> и принятие решения о предоставлении истцу в собственность выше указанного земельного участка на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».

Истец Удавихин В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждено почтовым уведомлением о получении судебного извещения; о причинах неявки в суд не сообщил; об отложении судебного заседания не просил.

Представитель истца Багдерин О.П., действующий на основании доверенности (л.д.41), в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, поддержав доводы искового заявления.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, высказав единую позицию о несогласии с предъявленными требованиями, поскольку факт постоянного проживания истца на территории г.Перми составляет менее 15 лет.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

На основании подп.2 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп.8 п.1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В п.2 ст.9, п.2 ст. 10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац 6 нормы).

Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с 01.03.2015 года регулируется нормами главы 5.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно положений статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 нормы).

Таким образом, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо установление его не соответствия закону, а также то, что он нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

14 февраля 2014 года принят Закон Пермского края № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» (далее – Закон Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года).

Согласно положений статьи 2 выше указанного Закона земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР", в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.

Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются:

а) жилой дом пригоден для постоянного проживания;

б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством;

в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц (часть 1 нормы).

Статьей 6 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года определено, что данный Закон действует до 31 декабря 2016 года (в ред. Закона Пермского края от 25.12.2015 № 583-ПК).

Согласно статьи 5 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.

В случае, предусмотренном частью 2 статьи 3 настоящего Закона, граждане совместно обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка.

В заявлении указываются лица, проживающие в жилом доме, находящемся на земельном участке, и соответствующие требованиям части 1 статьи 2 настоящего Закона.

К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;

б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;

в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;

г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме (п. "г" в ред. Закона Пермского края от 03.07.2015 N 519-ПК)(части 1 и 2 нормы).

Из материалов дела следует, что заявление истца о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 500 кв.м. по ул. Бобруйская, 2 «а» под жилым домом в соответствии с Законом Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года было Уведомлением Департамента от 08 августа 2016 года за возвращено истцу, так как предоставлен неполный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2 статьи 39.15 ЗК РФ (л.д.34). При этом Департаментом указано на то, что представленным решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 15.06.2016 года не установлен факт постоянного проживания истца не менее 15 лет в жилом доме по <адрес> Иные документы, подтверждающие фактическое проживание Удавихина В.Н. в жилом доме по <адрес> не представлены.

Истец, не согласившись с выше указанными действиями Департамента, обратился в суд с заявленными исковыми требованиями, которые не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Пункт 2 выше указанной нормы устанавливает, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Так в строке 19 приложения к приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 указано на то, что документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов являются документы, установленные законом субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, перечень данных документов определен статьей 5 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года, приведенной судом ранее.

Истцом с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в Департамент было представлено решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 15 июня 2016 года, которым установлен факт постоянного проживания истца на территории города Перми с 2010 года. Вместе с тем, данным решением не установлен факт проживания истца именно в доме по адресу <адрес> и данный судебный акт не подтверждает факт проживания истца не менее 15 лет в выше указанном доме.

В силу выше изложенного, Департаментом обоснованно и в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации было возвращено истцу заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка, поскольку последним был представлен неполный пакет документов. Оснований не согласиться с данными действиями Департамента суд не усматривает.

В силу выше изложенного, суд не находит в рассматриваемых действиях органа местного самоуправления нарушения каких-либо прав истца.

Поскольку Департаментом решения об отказе истцу в предоставлении спорного земельного участка не принималось, истец не лишен возможности повторного обращения с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности согласовать предоставление в собственность земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу <адрес> и принятии решения о предоставлении выше указанного земельного участка в собственность на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удавихину В.Н. в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Администрации города Перми о возложении обязанности согласовать предоставление в собственность земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу <адрес> и принять решение о предоставлении выше указанного земельного участка в собственность на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Председательствующий О.В.Нигаметзянова

Секретарь:

2-5588/2016 ~ М-5346/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Удавихин Владимир Николаевич
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г .Перми
Администрация г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Нигаметзянова Оксана Викторовна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
05.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2016Передача материалов судье
06.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2016Дело оформлено
20.12.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее