Судья Бабик А.А. Дело № 12-349/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.
рассмотрев 31 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу защитника АО "Коми тепловая компания" Сапунова М.В. на постановление судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2018 года,
установил:
постановлением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 24.09.2018 АО "Коми тепловая компания" (далее - АО "КТК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник АО "КТК" Сапунов М.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся постановление изменить, освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Изучив материалы дела, доводы жалобы считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу статьи 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу пункта 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10.05.2018 между администрацией МО СП "Додзь" (Арендодатель) и АО "КТК" (арендатор) заключен договор передачи в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью МО СП "Додзь", в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество со следующими техническими характеристиками: водоснабжение п.Визябож, насосная станция второго подъема, разведочно-эксплуатационная скважина на воду № 2373-Э, водозаборные колонки. Согласно пункту 1.3 имущество передается арендатору в состоянии, соответствующем назначению имущества, пригодном для нормальной его эксплуатации. Срок аренды определяется 10.05.2018 по 10.05.2021.
Пунктом 2.2.2 установлено, что Арендатор обязуется использовать имущество по назначению, указанному в пункте 1.3 договора. Поддерживать его в состоянии, пригодном для использования. Не совершать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик арендуемого имущества. Соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования органов Госсанэпиднадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении арендуемого имущества.
Согласно пункта 3.2 Устава АО "КТК", утвержденного решением единственного акционера АО "КТК" от 02.03.2016, основными видами деятельности Общества являются, в том числе эксплуатация и контроль технического состояния правильности эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городов и других населенных пунктов, эксплуатация скважин, водоочистных сооружений, сбор очистка и распределение воды, оказание услуг по водоотведению, оказание коммунальных услуг потребителям и населению.
14.08.2018 на основании обращения поступившего от гражданина от 01.08.2018 (вх.<Номер обезличен> от 13.08.2018) по факту ненадлежащего качества питьевой воды в п. Визябож Корткеросского района Республики Коми должностным лицом ТО в Усть-Куломском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Коми в отношении АО "КТК" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ и назначено административное расследование.
В ходе проведенного специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Коми административного расследования, была проведена экспертиза с целью определения качества холодной воды по санитарно-химическим показателям (запах, привкус, цветность, мутность, рН, общее железо, марганец) с водозаборных колонок расположенных по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с.Визябож, ул.Микрорайон, ул.Советская и ул.Микрорайон, д.1, по результатам которой выявлено, что образцы холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственного - питьевого водоснабжения из водозаборных колонок по указанным адресам по органолептическим показателям (мутность), по содержанию общего железа, марганца не соответствуют требованиям таблицы 4 пункту 3.5 и таблицы 2 пункта 3.4.1 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Приведенные обстоятельства подтверждены протоколами № 1 отбора проб воды холодной питьевой от 22.08.2018, протоколами лабораторных исследований <Номер обезличен> от 27.08.2018, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми № <Номер обезличен> от 28.08.2018.
Указанные нарушения послужили основанием для составления 05.09.2018 должностным лицом Управления Роспотребнадзора Республики Коми протокола об административном правонарушении № 44 в отношении АО "КТК" по статье 6.5 КоАП РФ и направления дела для рассмотрения в суд.
Рассматривая дело, судья городского суда, на основании оценки представленных в дело доказательств, проведенной в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) АО "КТК" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что оборудование было передано АО "КТК" администрацией СП "Додзь" в ненадлежащем состоянии, отсутствия денежных средств, а равно недостаточность времени для организации подачи воды надлежащего качества, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Факт нарушения обществом санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, приведенных выше.
Указание в жалобе на то, что в первом полугодии 2018 года организация несла убытки, однако произвела закупку необходимого оборудования для приведения качества воды в п.Визябож до нормативного состояния, заключение 03.09.2018 договора на выполнение работ по устройству системы водопровода в п.Визябож и ближайшее завершение работ, также не могут быть признаны достаточными действиями для соблюдения Обществом требований закона и условий вышеназванного договора аренды в части принятых на себя Обществом обязательств соблюдения на арендованном имуществе требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии вышеприведенными положениями закона именно на данное юридическое лицо возложена обязанность предоставления потребителям надлежащего качества услуг по поставке холодной водопроводной питьевой воды централизованной системы водоснабжения в п.Визябож, Общество, предоставляя услуги населению и получая за это плату, обязано было обеспечить соответствие качества поставляемой воды санитарным правилам в границах принадлежности соответствующих сетей. Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в бездействии и выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер, направленных на обеспечение надлежащего качества холодной (питьевой) воды потребителям п.Визябож Корткеросского района Республики Коми.
Учитывая, что нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей, оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении АО "КТК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 6.5 КоАП РФ и оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
С учетом указанных обстоятельств постановление судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника АО "Коми тепловая компания" Сапунова М.В. - без удовлетворения.
Судья .
.