Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-407/2017 ~ М-428/2017 от 20.11.2017

Дело № 2-407/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года село Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Петухове Н.А.,

рассмотрев исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Сельской администрации муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации МО Беш-Озекское сельское поселение о возложении обязанности разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией необходимые документы не разрабатывались, в связи с чем в адрес ответчика 19.06.2017 внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем нарушения, указанные в представлении, до настоящего времени не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Также, что в нарушение требований законодательства ответчиком декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год не предоставлена, соответствующая плата не внесена.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории района населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.

В судебном заседании, заслушав помощника прокурора Шебалинского района Шадеева Д.М., поддержавшего иск, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В судебном заседании установлено, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Сельской администрацией МО Беш-Озекское сельское поселение законодательства об отходах производства и потребления, в ходе, которой установлено, что Сельская администрация МО Беш-Озекское сельское поселение является юридическим лицом, и, соответственно, обязана разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

С учётом изложенного, юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны разрабатывать и направлять для утверждения в уполномоченный орган проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами урегулированы ст. 8 Закона № 89-ФЗ, а также ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 г. № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай».

Вместе с тем, статьёй 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

Статьёй 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом № 89-ФЗ.

В частности, применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

В соответствии с частью 5 ст.16.4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Порядку представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, плата, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вносятся в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.

Прокуратурой установлено, что администрацией МО Беш-Озекское сельское поселение необходимые документы не разрабатывались. В связи с указанным 19 июня 2017 г. в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений, в ответ на которое ответчик 14.08.2017 сообщил, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение будет разработан и направлен для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай до 01 сентября 2017 года.

Из ответа ответчика от 10.10.2017 № 190 следует, что в данный момент проект не разработан в связи с нехваткой денежных средств в бюджете поселения, деньги на разработку проекта нормативов будут заложены в бюджет на первое полугодие 2018 года.

Таким образом, доказательства того, что нарушения указанные в представлении, до настоящего времени устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан, ответчиком не представлены.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории района населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение удовлетворить.

Обязать сельскую администрацию муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение:

разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2-407/2017 ~ М-428/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Прокурор Шебалинского района
Ответчики
Администрация МО "Беш-Озекское сельское поселение"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
20.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2017Передача материалов судье
20.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Дело оформлено
29.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее