Дело № 2-892/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Ждановой К.В.,
с участием истца Ланцунцевич А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ланцунцевич А.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГ. к ответчику Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», о возложении обязанности по предоставлению ребёнку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ланцунцевич А.В. обратилась в защиту прав, интересов несовершеннолетнего Ланцунцевича М.С. к ответчику Управлению образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с иском о возложении обязанности по предоставлению Ланцунцевичу М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учётом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование предъявленного требования истец Ланцунцевич А.В. указала, что её несовершеннолетний сын Ланцунцевич М.С. проживает по адресу: <адрес>. Сын находится в очереди на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с 01 сентября 2020 года: МАДОУ «<данные изъяты>» или МАДОУ «<адрес>. Подвоз детей к указанным дошкольным учреждениям не осуществляется, прямое транспортное сообщение между местом жительства ребёнка и местом нахождения дошкольных учреждений отсутствует. Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не предоставляет Ланцунцевичу М.С. место в одном из указанных муниципальных дошкольных образовательных учреждений, указывая на полную укомплектованность данных учреждений (отсутствие свободных мест). Соответственно, ответчик, не предоставляя ребёнку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту его жительства, в территориальной доступности, нарушает право ребёнка на образование.
В судебном заседании истец Ланцунцевич А.В. просила об удовлетворении предъявленного требования и возложении на ответчика обязанности по предоставлению ребёнку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на основании доводов, изложенных в иске, и пояснила, что им было предложено место в детском саду в <адрес>, однако, туда не удобно добираться, так как нет прямого автобусного сообщения, и детский сад находится на достаточно удаленном расстоянии от их места жительства.
Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя в судебном заседании и письменные возражения на иск. Согласно данным возражениям иск не подлежит удовлетворению. За селом Култаево закреплены дошкольные образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования: МАДОУ «<данные изъяты>» или МАДОУ «<данные изъяты>», МАДОУ «<данные изъяты>», МАОУ <данные изъяты>». По итогам комплектования дошкольные учреждения, расположенные в селе Култаево, полностью укомплектованы, в них зачислены дети, 2014 – 2018 года рождения, дети, 2019 года рождения, чьи семьи имеют внеочередные и первоочередные льготы. В данных дошкольных учреждениях не имеется свободных мест в соответствии с имеющимися площадями игровых комнат и количеством детей, их посещающих. В указанных учреждениях создание дополнительных мест на имеющихся площадях невозможно. Ланцунцевич М.С. находится в очереди на получение места в МАДОУ «<данные изъяты>» с 01 сентября 2020 года на 57 позиции и не имеет права на внеочередное или первоочередное зачисление в дошкольное учреждение. Управление образования принимает меры к созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Возможность предоставления ребёнку места в желаемом дошкольном учреждении будет рассмотрена Управлением образования только при наличии в нем свободных мест, в период основного комплектования на новый 2022-2023 учебный год с 01 по 15 июня 2022года.
Выслушав объяснения истца, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.
Ланцунцевич А.В. является матерью Ланцунцевича М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.14).
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Аналогичные требования отражены в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 6 Приказа Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.
Суд считает, что несовершеннолетний Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
В силу Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 29 августа 2019 года № 413 (с учетом внесения изменений решениями Земского собрания Пермского муниципального района от 22.04.2021г. № 127, от 24.02.2022г. № 206), следует:
Управление является муниципальным органом управления образования на территории Пермского муниципального района, обеспечивающим государственную политику в области образования с учётом региональных и субрегиональных особенностей (пункт 1.2);
Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.4);
Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункты 2.1, 2.1.2).
Положение о комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18.12. 2013 года № 574. Согласно указанному Положению (в редакции приказа от 24.08.2015 года № 322, приказа от 24.02.2022г. № 51) порядок комплектования применяется для комплектования дошкольных образовательных учреждений на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (пункт 4.1);
в дошкольные образовательные учреждения могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) (пункт 4.9);
комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектования дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста – 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (пункт 4.10);
непосредственное решение о предоставлении персонального места в дошкольном образовательном учреждении принимает комиссия управления образования по комплектованию дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе (пункт 4.2);
Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (пункт 4.3); срок плановой работы Комиссии с 1 по 15 июня каждого года (пункт 4.4);
в случае отсутствия свободного места в дошкольном образовательном учреждении, указанном в заявлении родителей (законных представителей), комиссией может быть предложен вариант устройства ребенка в другие дошкольном образовательном учреждении Пермского муниципального района (пункт 4.15);
приём детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании путёвки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (пункт 4.19);
при зачислении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение приоритетным правом пользуются дети, зарегистрированные в населённых пунктах, за которыми закреплено дошкольное образовательное учреждение в соответствии с приказом Управления «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за территориями Пермского муниципального района». После комплектования детьми из закреплённых за учреждением населённых пунктов, при наличии свободных мест принимаются дети из иных населённых пунктов (пункт 4.11).
Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район от 11.05.2012 года № 214, согласно которому Комиссия осуществляет комплектование дошкольного образовательного учреждения к новому учебному году, доукомплектование дошкольного образовательного учреждения в течение учебного года; осуществляет выдачу родителям (законным представителям) путёвок для устройства ребёнка в дошкольное образовательное учреждение; принимает решение о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в очередном, первоочередном или внеочередном порядке (пункты 3.1 и 3.2).
Приказом администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район от 12.05.2021 года № 118 утвержден состав комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на период с 01.06.2021г. по 01.06.2022г., приложением к данному приказу является график комплектования ДОУ Пермского района на 2021-2022 учебный год.
Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д.15).
Из приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 23 марта 2021 года № 75 следует, что за населённым пунктом – деревней <адрес> закреплены следующие образовательные учреждения, осуществляющие деятельность по образовательным программам дошкольного образования: МАДОУ «<данные изъяты>» и МАОУ «<данные изъяты>».
Согласно сообщений Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 21 декабря 2021 года и 31 января 2022 года, сообщения администрации Пермского муниципального района Пермского края от 24 января 2022 года, заявления о постановке на учёт для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, зачисление Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства ребёнка – МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>» невозможно в виду полной укомплектованности данных учреждений. По итогам комплектования дошкольных учреждений МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>» укомплектованы полностью, свободные места в этих учреждениях отсутствуют. Ланцунцевич М.С. находится на 44 позиции для зачисления в дошкольное учреждение по месту жительства, зачисление возможно только в порядке возрастной очерёдности. Возможно зачисление Ланцунцевича М.С. в МАДОУ «<данные изъяты>», при этом место в очереди на посещение дошкольного учреждения по месту жительства ребёнка сохранится. В июне 2022 года, в период основного комплектования дошкольных образовательных учреждений, Управлением образования будет рассмотрен вопрос о предоставлении ребёнку места в МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>» (л.д.12-13).
Возражая на иск, Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» указало на невозможность зачисления несовершеннолетнего Ланцунцевича М.С. в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства ребёнка (МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>») в связи с отсутствием свободных мест и полным укомплектованием соответствующих учреждений.
Данные возражения ответчика, в том числе полное укомплектование образовательного учреждения, подтверждаются списками очерёдности детей, выпиской из приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 15 июня 2021 года № 165 и приложением к нему, выпиской из приказа от 23 августа 2021 года № 280/1 и приложением к нему; выпиской из приказа от 15 октября 2021 года № 397/1 и приложением к нему, выпиской из приказа от 15 декабря 2021 года № 519/1 и приложением к нему, выпиской из приказа от 16 февраля 2022 года № 43 и приложением к нему; сообщениями МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик» и МАДОУ «Култаевский детский сад «Егоза» о составе групп детей, посещающих учреждения.
При таком положении, оценивая представленные доказательства, в том числе содержание иска, объяснения истца и письменные возражения ответчика, суд считает, что Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещает какое – либо дошкольное образовательное учреждение.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования.
Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам возможность получения образования, общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В силу пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 № 5-П на основании Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает как экономическую доступность (установление бесплатного начального образования), так и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, что предполагает, как правило, право ребенка на получение образования в пределах того муниципального образования, где он проживает.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2017 № 18-П гарантии доступности права каждого на образование, признаваемого международным сообществом в качестве одного из основных и неотъемлемых прав человека (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 28 Конвенции о правах ребенка), закреплены также в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, понимающих под доступностью образования равные для всех права и возможности его получения, что предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям (пункт 3.1). Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования. Критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций конкретизированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189), согласно пункту 2.5 которых в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно; при расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно; время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону; подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей; оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м; для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Кроме того, не исключается обеспечение транспортной доступности образовательной организации путём предоставления обучающимся соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, с тем чтобы они имели возможность добраться до образовательной организации и обратно в разумный срок, ориентиром для определения которого могут служить указанные в СанПиН 2.4.2.2821-10 30 минут, но при условии регулярности транспортного сообщения и совпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий (пункт 3.2).
Таким образом, исполнение уполномоченным органом обязанности по обеспечению осуществления несовершеннолетним Ланцунцевичем М.С. права на получение бесплатного дошкольного образования должно учитывать требования территориальной доступности образовательного учреждения в соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Суд установил, что несовершеннолетний Ланцунцевич М.С., проживающий на территории <данные изъяты> сельского поселения Пермского района, не посещает дошкольное учреждение, расположенное на территории данного сельского поселения.
Данное обстоятельство не оспаривались ответчиком.
Указывая на возможность зачисления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, которое находится в ином населённом пункте, ответчик не представил доказательства осуществления подвоза обучающихся, проживающих на территории Култаевского сельского поселения в дошкольное учреждение, расположенное на территории Гамовского сельского поселения, специальным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Документы, представленные ответчиком, не указывают на предоставление Ланцунцевичу М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, соответствующем критерию территориальной доступности, а именно: МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>».
Учитывая, что предлагаемое место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном в селе Гамово, находится на достаточном территориальном удалении от места жительства ребёнка, то есть не соответствует критерию территориальной доступности, ребёнок не посещает дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, суд полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанность по обеспечению ребёнку права на образование.
Следовательно, право ребёнка на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении является нарушенным.
Из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенное право подлежат судебной защите.
Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.
Учитывая, что полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», суд считает, что не предоставление ребёнку места в дошкольном образовательном учреждении, соответствующему критерию территориальной доступности относительно места проживания ребёнка, свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанности по предоставлению несовершеннолетнему Ланцунцевичу М.С. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Пермского муниципального района Пермского края с учётом требований территориальной доступности, правомерно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 204 и 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязано предоставить ребёнку место в детском саду, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194 – 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ланцунцевич А.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Ланцунцевич М.С., удовлетворить.
Возложить на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанность предоставить Ланцунцевич М.С., ДД.ММ.ГГГГр., проживающего на территории <данные изъяты> сельского поселения Пермского района Пермского края, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, на территории Пермского муниципального района Пермского края с учетом требований территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 22 марта 2022года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
Копия верна:
Судья Н.В. Гладких
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-892/2022
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2021-000225-16