Дело № 2-5223/2021 УИД 53RS0022-01-2021-008005-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.В.,
при секретаре Ильиной А.С.,
с участием представителя истца Морозова А.А., представителей ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России Федоровой Д.А., УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России Светловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, предъявленному в интересах Ермакова В.В., к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области (далее - прокурор), действуя в интересах Ермакова В.В., обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области (далее - Учреждение), ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России об обязании совершить определенные действия, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что содержащийся в Учреждении осужденный Ермаков В.В. является инвалидом 3 группы по нарушению функций верхних конечностей. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида № 112.7.53/2021, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России БМСЭ № 7 Ермаков В.В. нуждается в обеспечении средствами реабилитации: протез кисти косметический в количестве 1 шт., пара кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в количестве 1 пары. 91 июня 2021 года начальнику Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которое удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени Ермаков В.В. не обеспечен средствами реабилитации. При этом он обратился с письменным заявлением в органы прокуратуры с просьбой защитить его права и обеспечить его средствами реабилитации. Обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области и ФКУЗ «МСЧ-53» ФСИН России, бездействие которых нарушает право на охрану здоровья Ермакова В.В. и вынуждает прокурора обратиться в суд. На основании изложенного прокурор просит обязать ответчиков в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденного Ермакова В.В. техническими средствами реабилитации: протезом кисти косметическим в количестве 1 шт.; парой кожаных (трикотажных) перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в количестве 1 пары.
В ходе судебного заседания прокурор изменил исковые требования, с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области, просил обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденного Ермакова В.В. техническими средствами реабилитации: протезом кисти косметическим в количестве 1 шт.; парой кожаных (трикотажных) перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в количестве 1 пары. При недостаточности у ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению средствами реабилитации осужденного Ермакова В.В. субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России.
Определением суда от 22 ноября 2021 года производство по делу в части требований, предъявленных к ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, прекращено в связи с отказом истца от иска к указанному ответчику.
Истец Ермаков В.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске и дополнениях к нему.
Представители ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России Федорова Д.А., УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России Светлова Ю.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов о пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ и п. 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, в том числе, специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 (далее по тексту Правила), закреплено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил закреплено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе, продаже или дарению п. 6 Правил).
Пояснениями представителей сторон, письменными материалами дела установлено, что содержащийся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области осужденный Ермаков В.В. является инвалидом 3 группы по нарушению функций верхних конечностей.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида № 112.7.53/2021, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России БМСЭ № 7 Ермаков В.В. нуждается в обеспечении средствами реабилитации: протез кисти косметический в количестве 1 шт., пара кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в количестве 1 пары.
В мае 2021 года прокуратурой по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях Новгородской области проведена проверка о медико-санитарном обеспечении осужденных, являющихся инвалидами, в ходе которой выявлены указанные выше нарушения.
01 июня 2021 года на имя начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое удовлетворено. Вместе с тем, Ермаков В.В. до настоящего времени не обеспечен средствами реабилитации, в связи с чем он обратился с письменным заявлением в органы прокуратуры с просьбой защитить его права и обеспечить его средствами реабилитации.
Согласно ч. 7 ст. 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной сласти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно уставу ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим уголовное наказание в виде лишения свободы. Учреждение имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 указанного выше Порядка протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов осужденным, являющимся инвалидами и находящимся в исправительных учреждениях, осуществляются администрацией исправительного учреждения.
В силу п. 4 Порядка обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, на которого надлежит возложить обязанность обеспечить Ермакова В.В. техническими средствами реабилитации.
Разрешая требования прокурора о возложении на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России о возложении субсидиарной ответственности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.п. 2,6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Пунктами 1.1, 1.2, 5.1 Устава предусмотрено, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, учредителем которого и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-7 на праве оперативного управления.
Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.9 Устава).
В соответствии с п. 5.12 Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что субсидиарная ответственность возникает у ФСИН России в силу закона, в связи с чем нет необходимости ее дополнительного возложения решением суда.
Также письменными материалами дела установлено, что лимиты бюджетных обязательств доведены до получателей в 2021 году. Так, расходным расписанием от 01 ноября 2021 года до ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области доведено 413 800 рублей на расходы по приобретению средств реабилитации осужденных.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем и специфику мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить данный срок продолжительностью один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░-7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., .......... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░░░░.