УИД: 24RS0036-01-2021-000259-95
дело № 2-11/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:
процессуального истца - помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мотыгинского района о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
установил:
прокурор Мотыгинского района Бородкин П.А. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>; обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по результатам проведенного анализа подготовки инфраструктуры, обеспечивающей соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, в действиях (бездействии) администрации Мотыгинского района выявлены нарушения. По результатам проверочных мероприятий установлено, что администрацией Мотыгинского района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельсоветов, в труднодоступных территориях района и на межселенной территории фактически не обустроены, схема размещения мест (площадок), накопления твердых коммунальных отходов в труднодоступных поселениях не определена. Указанные нарушения являются существенными, в связи с чем, требуют принятия мер прокурорского реагирования. Неисполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь негативные последствия в виде ненадлежащего сбора и размещения твердых коммунальных отходов, причинение вреда здоровью населения и окружающей среде.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ахтамьянова Г.Р., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Мотыгинского района, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине. Представитель третьего лица - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района, в том числе относится участие и организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении ест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок( накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 указанного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Вышеуказанный порядок создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО действует с 1.01.2019.
Судом установлено, что прокуратурой района по результатам проведенного анализа подготовки инфраструктуры, обеспечивающей соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, в действиях (бездействии) администрации Мотыгинского района выявлены нарушения.
В связи с чем, прокуратурой района в адрес главы администрации Мотыгинского района вынесено представление «Об устранении нарушений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 5.12.2020 представление рассмотрено, приняты меры к устранению нарушений.
Как следует из материалов дела, согласно информации администрации Мотыгинского района от 8.02.2020, реестры и схемы мест (площадок) накопления ТКО расположены в свободном доступе на официальном сайте администрации Мотыгинского района, в разделе «Обращение с ТКО». Площадки согласно схемам, оборудованы частично в связи с тем, что в 2020 году не были выделены средства для обустройства таких площадок. Также на территории Мотыгинского района отсутствует полигон и площадки временного накопления отходов, соответствующие нормам действующего законодательства, что не позволяет региональному оператору осуществлять свою деятельность. Труднодоступные, малочисленные территории <адрес>) в реестр площадок временного накопления ТКО не включены, схемы расположения мест (площадок) накопления отходов потребления на вышеуказанных территориях не разработаны. Созданы места (площадки) накопления отходов потребления в населенных пунктах Новоангарск, Мотыгино, Раздолинск. В остальных населенных пунктах обустроенные места (площадки) накопления отходов потребления отсутствуют, в 2020 году администрацией Мотыгинского района была направлена заявка на выделение субсидии для обустройства таких площадок, но в связи с пандемией, средства выделены не были.
Из сообщения главы администрации Мотыгинского района от 4.12.2020, следует, что реестр размещения мест (площадок) накопления отходов для размещения контейнерного оборудования на территории района ведется, в него внесены все территории, до которых возможно добраться автомобильным транспортом (т.е. на мусоровозе). Малочисленные и труднодоступные территории Мотыгинского района, такие как - <адрес>, в реестр площадок временного накопления ТКО не включены.Схемы размещения мест (площадок) накопления отходов для размещения контейнерного оборудования составлена на все территории указанные в реестре.
В сфере финансово-экономической деятельности администрация исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Мотыгинского района, предусмотренных на содержание Администрации и реализации возложенных на нее функций.
06.07.2021 в адрес администрации Мотыгинского района от Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлена информация о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретения контейнерного оборудования в 2021 году.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2021 № 432-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на благоустройство мест (площадок) накопления ТКО и приобретение контейнерного оборудования в 2021 году» администрация Мотыгинского района является получателем субсидии на мероприятие по приобретению контейнерного оборудования для населенных пунктов в размере 4647,70 тысяч рублей.
До настоящего времени администрацией Мотыгинского района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельсоветов, в труднодоступных территориях района и на межселенной территории фактически не обустроены, схема размещения мест (площадок), накопления твердых коммунальных отходов в труднодоступных поселениях не определена. Обстоятельств, свидетельствующих о выполнении требований законодательства в сфере обращения с отходами, суду не представлено.
Таким образом, неисполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь негативные последствия в виде ненадлежащего сбора и размещения твердых коммунальных отходов, причинение вреда здоровью населения и окружающей среде.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено (части 1, 2 ст.206 ГПК РФ).
Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мотыгинского района Бородкина П.А., удовлетворить.
Обязать администрацию Мотыгинского района не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>; обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2022.