Дело № 2-2067/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.
с участием прокуратура Вебер А.А.
представителя ответчика Департамента образования города Севастополя – Латыниной В.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Б.А.В. к Департаменту образования города Севастополя о признании незаконным распоряжения и понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:
- признать распоряжение Департамента образования города Севастополя от 02.05.2017 № «Об отказе во включении Б.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» незаконным;
- обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с вынесением соответствующего решения в срок один месяц с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка Территориального отдела по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства Ленинского района Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства Департамента образования города Севастополя (далее – отдел по защите прав несовершеннолетних) по вопросу соблюдения личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения и лиц из их числа Установлено, что на учёте в отделе по защите прав несовершеннолетних состоит Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Мать несовершеннолетнего, ФИО7 решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а в последствии – ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отец ребенка, ФИО8 в соответствии с решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав в отношении Б.А.В. Указанным решением Ленинского районного суда несовершеннолетний передан под опеку ФИО9 Опекуном Б.А.В. – ФИО9 в Департамент образования города Севастополя, как орган опеки и попечительства, подано заявление об установлении невозможности проживания Б.А.В. в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> и включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением директора Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена возможность проживания Б.А.В. в занимаемом жилом помещении и отказано во включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Указанное распоряжение, по мнению прокурора, является незаконным.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил признать распоряжение Департамента образования города Севастополя от 02.05.2017 № «Об отказе во включении Б.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» незаконным и обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с вынесением соответствующего решения.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39, 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, установленное законом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее Закон № 159-ФЗ) детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, лицам из их числа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Аналогичные требования в отношении обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот содержатся в положениях статьи 8 Закона города Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….» № 112-ЗС от 09.02.2015 (далее – Закон № 112-ЗС).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Подпунктами 1, 3 пункта 4 ст. 8 Закона №159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения лица в список на получение жилого помещения: наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма; отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 № 134-3С «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Судом установлено, что на учёте в отделе по защите прав несовершеннолетних состоит Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Мать несовершеннолетнего, ФИО7 решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а в последствии – ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отец ребенка, ФИО8 в соответствии с решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав в отношении Б.А.В.
Указанным решением Ленинского районного суда несовершеннолетний передан под опеку ФИО9
Несовершеннолетний Б.А.В. зарегистрирован в гор. Севастополе по <адрес>, однако фактически проживает в гор. Севастополе <адрес>.
Б.А.В. имеет право собственности на 1/6 часть квартиры <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м. Доля Б.А.В. составляет 10.26 кв.м., что является менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной Законом города Севастополя № 134-ЗС. Нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Б.А.В. не является.
В квартире <адрес> Б.А.В. имеет только регистрацию, которая в соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 №4-П является административным актом и не означает безусловного наличия права на жилую площадь.
Кроме того, в указанной квартире проживает отец несовершеннолетнего – ФИО8, который лишен в отношении сына родительских прав.
Опекуном Б.А.В. – ФИО9 в Департамент образования города Севастополя, как орган опеки и попечительства, подано заявление об установлении невозможности проживания Б.А.В. в занимаемом жилом помещении в гор. Севастополе по <адрес> и включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением директора Департамента образования города Севастополя от 02.05.2017 № установлена возможность проживания Б.А.В. в занимаемом жилом помещении и отказано во включении несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет не содержит основания отказа со ссылкой на нарушения.
Статьей 9 Закона города Севастополя от 9 февраля 2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» установлен порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, постоянно проживающих на территории г. Севастополя.
Согласно пункту 5 указанного закона, решение уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список, а также акт уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об установлении факта возможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы в суде.
Отказ во включении Б.А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями нарушает его право на дополнительные гарантии на жилое помещение, закрепленные федеральным и региональным законодательством как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента образования города Севастополя от 02.05.2017 № является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными в законе.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона г. Севастополя «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в г. Севастополе» от 09.02.2015 №11 ПЗС органом опеки, исполняющим полномочия в сфере опеки и попечительства выступает исполнительный орган власти г. Севастополя, определенный Правительством Севастополя.
Правительством Севастополя функции по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, опеке и попечительству возложены на Управление по делам несовершеннолетних, которое входит в состав Департамента образования города Севастополя.
Таким образом, обязанность по включению в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения лежит на Департаменте образования города Севастополя в связи с чем суд считает необходимым обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента образования города Севастополя от 02.05.2017 № «Об отказе во включении Б.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» незаконным.
Обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 21.08.2017.
Председательствующий –