Дело №2-4761/2021
Строка 2.127
УИД 36RS0004-01-2021-005698-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Пуляевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Феоктистовой Марии Андреевны к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, Администрации городского округа город Воронеж, Завертень Лидии Николаевне о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Феоктистова М.А. обратилась в Ленинский районный суд города Воронежа с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обосновании заявленных требований указала, что 29.07.1993 в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и с согласия руководителя предприятия «Воронежгражданстрой» на законном основании предоставили истцу, как нуждающейся в жилом помещении, комнату в здании ведомственного общежития коридорного типа, расположенную по адресу: <адрес>, ком.61, площадью 17,5 кв.м., в котором она проживает до настоящего времени.
Занимаемое жилое помещение представляет собой изолированную комнату, имеет отдельный вход.
В вышеуказанном помещении ранее проживала и с 28.01.2003 по настоящее время зарегистрирована ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая сейчас фактически проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ФИО6 от участия в приватизации отказалась в пользу истицы.
По утверждению истца, на её имя открыт лицевой счет, она исполняет обязанности квартиросъемщика, производит текущий ремонт помещений и несет расходы по его содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляет своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеет.
Фактическое пользование спорным жилым помещением осуществляется на условиях социального найма, следовательно, за ней сохраняется право на его приватизацию.
Комнатой истица пользуется с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В соответствии с постановление от 07.10.1998 главы администрации <адрес> до сих пор имеет статус малосемейного общежития. Спорное жилое помещение в общежитии не относится к частному жилищному фонду, до сих пор продолжает находиться в государственной собственности.
По причине незавершенности процедуры перехода здания общежития в ведение органов местного самоуправления, Управлением жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с истцом не был заключен договор социального найма, а 23.06.2021 Феоктистовой М.А. было отказано в приватизации жилого помещения.
Считая свои права нарушенными Феоктистова М.А. просит суд признать за ней право постоянного пользования жилым помещением № площадью 17,5 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Определением суда от 09.09.2021 (в протокольной форме) по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация городского округа города Воронеж, Завертень Л.Н. (л.д.29-30).
Истец Феоктистова М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж, Администрации городского округа г.Воронеж в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Завертень Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, с просьбой об отложении не обращалась.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчиков, на момент рассмотрения дела, суду не представлено. В связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 29.07.1993 Феоктистовой М.А., как нуждающейся в жилом помещении была предоставлена комната № в здании общежития по <адрес> где в настоящее время зарегистрированы Феоктистова М.А. и ФИО6 (л.д.12).
ФИО6 от участия в приватизации отказалась в пользу истца, что подтверждается нотариально оформленным согласием (л.д.16).
На имя Феоктистовой М.А. открыт лицевой счет, она исполняет обязанности квартиросъемщика, производит текущий ремонт помещения и несет расходы по его содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляет своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеет (л.д.9-11).
В то же время, как было установлено в ходе судебного разбирательства, по решению Комитета по управлению государственным имуществом №501 от 30.06.1994 «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой» признаны правомерными действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой», утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества, утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.
Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 08.01.1998 общежитие № по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ «Воронежгражданстрой».
В силу ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991 N1531-1 ("О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Согласно п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
В силу ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В дальнейшем Федеральным законом от 23.12.1992 №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
По Указу Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
План приватизации АП «Воронежгражданстрой» был утвержден в период действия Указа Президента РФ №721 от 01.07.1992 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в соответствии с которыми приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.
К спорным правоотношениям в части осуществления гражданских прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации - 30.06.1994, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».
В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 №2211-1) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
Таким образом, право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (в том числе и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Детальное уточнение законодателем 23.12.1992 объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные 23.12.1992 изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.
В силу ч.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Анализируя установленные по делу обстоятельства и сопоставляя их с приведенными положениями закона, суд находит сделку в части приватизации помещений общежития по адресу: <адрес>, ничтожной, так как она не соответствовала требованиям Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и находящимся в системной взаимосвязи с ним положениям ст.5 гл.1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 №2211-1) и нарушала право граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений.
Из смысла ч. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой.
В соответствии с ч.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Как следует из материалов дела, имея намерение воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, Феоктистова М.А. обратилась в Управление жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с соответствующим заявлением.
Согласно письма Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 23.06.2021 истцу было отказано в передаче в собственность занимаемой ей комнаты в связи с тем, что спорное жилое помещение не значится в реестре муниципального имущества (л.д. 7).
При таком положении, истец лишена возможности реализовать свое право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность путем его приватизации, что не может быть признано обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании достоверно нашли свое подтверждение обстоятельства наличия законных оснований для вселения и проживания истца в спорной комнате. Право пользования ей указанным жилым помещением ответчиками в установленном порядке не оспорено.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и нашло свое подтверждение из совокупности собранных по делу доказательств, истец была вселена в спорную комнату на основании ордера администрации предприятия как в жилое помещение государственного жилищного фонда на условиях социального найма, зарегистрирована и постоянно проживает в нем по настоящее время.
Таким образом, оснований сомневаться в том, что ее вселение в спорное жилое помещение происходило на законных основаниях, у суда не имеется. Стороной ответчика каких-либо доказательств обратному представлено не было.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось.
Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд.
Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истец выселена не была, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что Феоктистова М.А. занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, в том числе права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.
Как установлено в судебном заседании, ранее право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда истцом реализовано не было.
Занимаемое истцом жилое помещение является изолированным, имеет отдельный вход и в согласно ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации.
Кроме этого, в силу действовавшего в спорный период законодательства, в частности Постановления Совмина РСФСР от 11 августа 1988 года №328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).
Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем, несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года №4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства и сопоставив их с приведенными выше нормами, суд полагает необходимым признать за истцом право постоянного пользования комнатой № в <адрес> на условиях договора социального найма и признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Поскольку настоящим решением суда за истцом признано право собственности на спорное жилое помещение, данное решение по вступлению в законную силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Феоктистовой Марии Андреевны удовлетворить.
Признать за Феоктистовой Марией Андреевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право постоянного пользования жилым помещением №, площадью 17,5 кв.м. в <адрес>.
Признать за Феоктистовой Марией Андреевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № общей площадью 17,5 кв.м., расположенную в <адрес>.
Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении помещения – комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2021 года.
Дело №2-4761/2021
Строка 2.127
УИД 36RS0004-01-2021-005698-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Пуляевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Феоктистовой Марии Андреевны к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, Администрации городского округа город Воронеж, Завертень Лидии Николаевне о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Феоктистова М.А. обратилась в Ленинский районный суд города Воронежа с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обосновании заявленных требований указала, что 29.07.1993 в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и с согласия руководителя предприятия «Воронежгражданстрой» на законном основании предоставили истцу, как нуждающейся в жилом помещении, комнату в здании ведомственного общежития коридорного типа, расположенную по адресу: <адрес>, ком.61, площадью 17,5 кв.м., в котором она проживает до настоящего времени.
Занимаемое жилое помещение представляет собой изолированную комнату, имеет отдельный вход.
В вышеуказанном помещении ранее проживала и с 28.01.2003 по настоящее время зарегистрирована ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая сейчас фактически проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ФИО6 от участия в приватизации отказалась в пользу истицы.
По утверждению истца, на её имя открыт лицевой счет, она исполняет обязанности квартиросъемщика, производит текущий ремонт помещений и несет расходы по его содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляет своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеет.
Фактическое пользование спорным жилым помещением осуществляется на условиях социального найма, следовательно, за ней сохраняется право на его приватизацию.
Комнатой истица пользуется с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В соответствии с постановление от 07.10.1998 главы администрации <адрес> до сих пор имеет статус малосемейного общежития. Спорное жилое помещение в общежитии не относится к частному жилищному фонду, до сих пор продолжает находиться в государственной собственности.
По причине незавершенности процедуры перехода здания общежития в ведение органов местного самоуправления, Управлением жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с истцом не был заключен договор социального найма, а 23.06.2021 Феоктистовой М.А. было отказано в приватизации жилого помещения.
Считая свои права нарушенными Феоктистова М.А. просит суд признать за ней право постоянного пользования жилым помещением № площадью 17,5 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Определением суда от 09.09.2021 (в протокольной форме) по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация городского округа города Воронеж, Завертень Л.Н. (л.д.29-30).
Истец Феоктистова М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж, Администрации городского округа г.Воронеж в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Завертень Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, с просьбой об отложении не обращалась.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчиков, на момент рассмотрения дела, суду не представлено. В связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 29.07.1993 Феоктистовой М.А., как нуждающейся в жилом помещении была предоставлена комната № в здании общежития по <адрес> где в настоящее время зарегистрированы Феоктистова М.А. и ФИО6 (л.д.12).
ФИО6 от участия в приватизации отказалась в пользу истца, что подтверждается нотариально оформленным согласием (л.д.16).
На имя Феоктистовой М.А. открыт лицевой счет, она исполняет обязанности квартиросъемщика, производит текущий ремонт помещения и несет расходы по его содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляет своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеет (л.д.9-11).
В то же время, как было установлено в ходе судебного разбирательства, по решению Комитета по управлению государственным имуществом №501 от 30.06.1994 «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой» признаны правомерными действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП «Воронежгражданстрой», утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества, утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.
Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 08.01.1998 общежитие № по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ «Воронежгражданстрой».
В силу ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991 N1531-1 ("О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Согласно п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
В силу ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В дальнейшем Федеральным законом от 23.12.1992 №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
По Указу Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
План приватизации АП «Воронежгражданстрой» был утвержден в период действия Указа Президента РФ №721 от 01.07.1992 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в соответствии с которыми приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.
К спорным правоотношениям в части осуществления гражданских прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации - 30.06.1994, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».
В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 №2211-1) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
Таким образом, право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (в том числе и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Детальное уточнение законодателем 23.12.1992 объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные 23.12.1992 изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.
В силу ч.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Анализируя установленные по делу обстоятельства и сопоставляя их с приведенными положениями закона, суд находит сделку в части приватизации помещений общежития по адресу: <адрес>, ничтожной, так как она не соответствовала требованиям Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и находящимся в системной взаимосвязи с ним положениям ст.5 гл.1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 №2211-1) и нарушала право граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений.
Из смысла ч. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой.
В соответствии с ч.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Как следует из материалов дела, имея намерение воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, Феоктистова М.А. обратилась в Управление жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с соответствующим заявлением.
Согласно письма Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 23.06.2021 истцу было отказано в передаче в собственность занимаемой ей комнаты в связи с тем, что спорное жилое помещение не значится в реестре муниципального имущества (л.д. 7).
При таком положении, истец лишена возможности реализовать свое право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность путем его приватизации, что не может быть признано обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании достоверно нашли свое подтверждение обстоятельства наличия законных оснований для вселения и проживания истца в спорной комнате. Право пользования ей указанным жилым помещением ответчиками в установленном порядке не оспорено.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и нашло свое подтверждение из совокупности собранных по делу доказательств, истец была вселена в спорную комнату на основании ордера администрации предприятия как в жилое помещение государственного жилищного фонда на условиях социального найма, зарегистрирована и постоянно проживает в нем по настоящее время.
Таким образом, оснований сомневаться в том, что ее вселение в спорное жилое помещение происходило на законных основаниях, у суда не имеется. Стороной ответчика каких-либо доказательств обратному представлено не было.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось.
Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд.
Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истец выселена не была, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что Феоктистова М.А. занимает спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, в том числе права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.
Как установлено в судебном заседании, ранее право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда истцом реализовано не было.
Занимаемое истцом жилое помещение является изолированным, имеет отдельный вход и в согласно ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации.
Кроме этого, в силу действовавшего в спорный период законодательства, в частности Постановления Совмина РСФСР от 11 августа 1988 года №328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).
Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем, несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года №4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства и сопоставив их с приведенными выше нормами, суд полагает необходимым признать за истцом право постоянного пользования комнатой № в <адрес> на условиях договора социального найма и признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Поскольку настоящим решением суда за истцом признано право собственности на спорное жилое помещение, данное решение по вступлению в законную силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Феоктистовой Марии Андреевны удовлетворить.
Признать за Феоктистовой Марией Андреевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право постоянного пользования жилым помещением №, площадью 17,5 кв.м. в <адрес>.
Признать за Феоктистовой Марией Андреевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № общей площадью 17,5 кв.м., расположенную в <адрес>.
Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении помещения – комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2021 года.