№2-4959/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2012 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г..,
при секретаре судебного заседания Скариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татаринцева Ю. А. к Комитету по вопросам здравоохранения Администрации Щелковского муниципального района, Московской области, Министерству здравоохранения Московской области, ООО «РЕСО-МЕД» о возмещении убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Истец, Татаринцев Ю.А., обратился в Щелковский городской суд с указанным иском к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований, что он является инвалидом № группы, ему диагностировано онкологическое заболевание, в связи с чем, он входит в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами согласно ст.6.2 ФЗ №178 от 17.06.1999г. «О государственной социальной помощи». Согласно назначенного лечения, истцу показан препарат «<данные изъяты>» курсами в течение 2 недель, затем перерыв 1 неделя и т.д., поскольку, данное лекарство является для него жизненно необходимым. Истцу 18.06.2012 года были выписаны рецепты на бесплатное получение указанного лекарственно препарата, который входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Однако, при своевременном предъявлении рецептов в аптеку, назначенные лекарства истцу не были выданы, также, как и через 10 дней после предъявления рецептов, ни назначенное лекарство ни аналогичное, аптечным учреждением истцу выдано не было, в связи с чем, он был вынужден ввиду угрозы здоровья и жизни приобрести показанное лекарственное средство за свой счет, потратив 96690,00 рублей. Истец, считает, что порядок реализации его права инвалида на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи был нарушен, в результате чего, он понес убытки, испытал физические страдания и нравственные переживания, в связи с опасностью прогрессирования имеющегося у него заболевания, в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчиков солидарно 96690,00 рублей в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов и компенсацию морального вреда в размере 30000, 00 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям указанным в исковом заявлении, просит иск удовлетворить.
Представители ответчика – Комитета по вопросам здравоохранения Администрации Щелковского муниципального района Давыдова С.К., Полтавцев М.В., Мищенко В.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, просят в иске отказать. Дополнительно пояснили, что считают Комитет по вопросам здравоохранения Администрации ЩМР не надлежащим ответчиком, поскольку, Комитет и Министерство здравоохранения Московской области выполняют разные функции в процессе обеспечения пациентов льготными лекарственными препаратами, имеют разные права и обязанности, что подтверждается «Регламентом информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области», утвержденным приказом Минздрава Московской области от 22.08.2011 г.№713. Так, Комитет не уполномочен осуществлять закупку лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан по бесплатным рецептам. Работу по заключению государственных контрактов и договоров на поставку лекарственных препаратов проводит Министерство здравоохранения Московской области, а поставка данных препаратов в аптечные организации ЩМР осуществляется уполномоченными фармацевтическими организациями в соответствии с утвержденной Минздравом Московской области заявкой, при этом торговые наименования поставляемых лекарственных средств определяются по результатам аукционов, проводимых Минздравом Московской области. В свою очередь, персональный учет пациентов-льготников ведется в лечебном учреждении, к которому прикреплен пациент, в данном случае - МБУЗ ЩМР «Районная больница №1», в ежемесячные плановые заявки которой включается необходимое количество лекарственных средств на те наименования, которые включило Минздрав М.О. в заявки, которые в районы Московской области поступают по электронной почте (по программному комплексу Единая региональная информационная система «ЕРИС»). Комитет работает в программе ЕРИС, в которой заявки на лекарственные препараты от всех лечебных учреждений Московской области собираются в автоматическом режиме в виде сводной заявки с разбивкой по аптекам, прикрепленным к каждому лечебному учреждению. В Комитете невозможно исключить или добавить какой-либо лекарственный препарат из плановых заявок лечебно-профилактических учреждений, т.к. в программе ЕРИС эта операция заблокирована, также как и лечебные учреждения не могут заявлять лекарственные препараты, которых нет в заявках. Заявку на лекарственные препараты делают ответственные лица лечебного учреждения и только на те позиции, которые включает в заявку Минздрав Московской области. Вместе с тем, пояснили, что лекарственный препарат «<данные изъяты>» входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и должен применяться больным систематически и длительно, перерыв в лечении не допускается.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по факсимильной связи представил суду свои возражения на иск, просит суд в исковых требованиях отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика – ООО «СМК РЕСО-Мед» в судебное заседание не явился, извещен, по факсимильной связи представил суду возражения относительно заявленных исковых требований, просит суд в исковых требованиях к ООО «СМК РЕСО-Мед» отказать.
Представитель 3-го лица МБУЗ ЩМР «Районная больница №1» в судебное заседание не явился извещен.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку, полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.20, ч.1 ст. 41 Конституции Российской Фнднрации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 29.12.2007 г. №1064\48 «Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области», подписание контрактов на лекарственные препараты для дополнительного лекарственного обеспечения, централизованная закупка лекарственных препаратов в соответствии с проведенными аукционами на утвержденные суммы, выделенные из Федерального бюджета, и утверждение плановых заявок на лекарственные препараты с учетом выделенных денежных средств – это прерогатива Министерства здравоохранения Московской области. Следовательно, потребность лекарственных средств формируется Министерством здравоохранения Московской области.
Согласно пункту 2.7. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту. Запрета в выписывании льготных рецептов врачами учреждений здравоохранения при отсутствии лекарственного средства в аптеке нет.
Согласно статьям 17, 18 (ч. 1), 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, в том числе правом на бесплатную лечебно-диагностическую помощь при заболеваниях в государственной и муниципальной системах здравоохранении в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу пункта 5 статьи 6.3 этого же Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный Порядок утвержден Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно пункта 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Согласно материалам дела, Татаринцев Ю.А., является инвалидом № группы и включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи "федеральный льготник". Согласно назначенного истцу лечения, ему показан препарат «<данные изъяты>» курсами в течение 2 недель, затем перерыв 1 неделя и так далее (л.д.8-15,25,26).
Истцом, ввиду отсутствия вышеуказанного лечебного препарата в аптечных учреждениях за личные средства был приобретен препарат "<данные изъяты>» в количестве 7-ми упаковок на общую сумму 96690,00 рублей, что подтверждается кассовыми и товарными чеками (л.д.21-24).
Использование указанного препарата подтверждается медицинскими документами.
Из копии письма Заместителя Главы Администрации председателя Комитета по вопросам здравоохранения Администрации ЩМР от 20.09.2012 г. №1215 усматривается, что после того, как 04.07.2012 г. истец был включен в «Регистр Федерального льготника», ему был выписан бесплатный рецепт на указанный лекарственный препарат на 1 упаковку. На июль заявки по федеральной льготе были составлены 15.07.2012 года. Однако, получили 3-х упаковки вместо заказанных 6-ти упаковок. В августе 2012 года лекарственный препарат в аптеки района не поступил, после чего, в сентябре 2012 года поступило только 2-х упаковки вместо заявленных 7-ми упаковок, но под торговым наименованием «<данные изъяты>», и также, указано, что после закупки Минздравом Московской области лекарственный препарат поступит в аптеку №№ (л.д.16-17).
Отсутствие указанного лечебного препарата в аптеках ЩМР также, подтверждается таблицей сведений по «<данные изъяты>» на июль 2012 года, указанный лекарственный препарат был заявлен в количестве 3-х упаковок, но утвержден Минздравом Московской области не был, также, как и в августе 2012 года, что соответственно не могло быть заявлено лечебными профилактическими учреждениями, также как, и в октябре 2012 года. Усматривается, что данный лекарственный препарат в сентябре 2012 года поступил в количестве 2-х упаковок вместо заявленных 7- ми (л.д.105-108).
Поскольку, потребность лекарственных средств формируется Министерством здравоохранения Московской области, а аптеки ЩМР указанным препаратом не располагали, в указанный период лекарственный препарат утвержден Минздравом Московской области не был, не смотря на наличие заявок, лекарство было приобретено истцом за личные средства. Следовательно, суд полагает, что стоимость 7-ми упаковок «<данные изъяты>» приобретенных истцом на общую сумму 96690 рублей, должна быть возмещена истцу Министерством здравоохранения Московской области.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Неполучение истцом по вине ответчика жизненно необходимого для него лекарства повлекло за собой физические страдания и нравственные переживания, связанные с беспокойством за свою жизнь и здоровье, поэтому суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, в размере 15 000,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Татаринцева Ю. А. – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Татаринцева Ю. А. в счет возмещения убытков сумму в размере 96690 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей 00 копеек, а всего взыскать 111690 (сто одиннадцать тысяч шестьсот девяносто) рублей 00 копеек.
В иске Татаринцеву Ю. А. к Комитету по вопросам здравоохранения Администрации Щелковского муниципального района, Московской области, ООО «РЕСО-МЕД» о возмещении убытков, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Федеральный судья: Разумовская Н.Г.