К делу № 2-1041/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31.10.2013 г. г. Тихорецк
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего ЕРБУЛАТОВОЙ С.Р.,
при секретаре КИСЕЛЕВОЙ Л.Л.,
с участием прокурора
Тихорецкой межрайонной прокуроры ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.,
представителя заинтересованного лица администрации
Юго-Северного сельского поселения ХАЛИНОЙ Т.А.,
представившая доверенность № от 31.10.13года
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации Юго-Северного
сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии мер
по соблюдения законодательства о защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязать администрацию Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района устранить допущенные нарушения законодательства в указанной сфере путем создания достаточного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же обязать администрацию Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района поставить отметки в утвержденных планах об исполнении соответствующих мероприятий.
Представитель заявителя ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, а также градостроительного и земельного законодательства при утверждении документов территориального планирования, предоставлении земельных участков и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости в зонах экологического бедствия и подверженных наводнениям, подтоплениям. В результате проверки установлено, что администрацией Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района разработаны и утверждены планы мероприятий Юго - Северного поселения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района на 2013 год. Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства в указанных планах отсутствуют отметки об их исполнении, что свидетельствуют о формальном подходе к реализации утвержденных планов. Кроме того, согласно ч.1 ст. 25 Законы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Резерв финансовых ресурсов администрации Юго-Северного сельского поселения на текущий год для ликвидации чрезвычайных ситуаций составляет 3,4 тыс. рублей, что не отвечает требованиям законодательства. На основании изложенного просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрация Юго-Северного сельского поселения Халина Т.А. в судебном заседании заявленные требования признала частично, и пояснила, что администрацией Юго-Северного сельского поселения во исполнение требований ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», законодательства о безопасности гидротехнических сооружений планируются и проводятся все необходимые мероприятия, однако действительно не всегда делаются отметки об их исполнении и в этой части они признают требования прокурора. В части того, что ими не создан достаточный резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций с требованиями не согласна. В соответствии с бюджетным законодательством на указанную заявителем статью расходов органы местного самоуправления могут привлекать денежные средства в размере не более 3% бюджета сельского поселения на текущий год. Указанное требование закона ими соблюдено, по сложившейся практике на протяжении нескольких лет размер этой статьи определяется в сумме 3,4 тыс. руб.
Суд, выслушав участников процесса исследовав письменные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 7 Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии с п.п. «а», «г», «д», «м», «н» ч. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что заявителем проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, а также градостроительного и земельного законодательства при утверждении документов территориального планирования, предоставлении земельных участков и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости в зонах экологического бедствия и подверженных наводнениям, подтоплениям. В результате проверки выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере: в частности, несмотря на то, что администрацией Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого р-на разработаны и утверждены планы мероприятий поселения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013 год и планы работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого р-на на 2013год, в нарушение требований действующего законодательства в выше приведенных планах отсутствуют отметки об их исполнении, это свидетельствует о формальном подходе в реализации утвержденных планов.
Это обстоятельство в суде подтвердил и представитель администрации Юго-Северного сельского поселения.
В части требований заявителя о создании достаточного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в судебном заседании установлено, что требования ч.1 ст. 25 вышеприведенного закона о создании заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций органом местного самоуправления соблюдены. Согласно п. 3 ст.81 Бюджетного кодекса РФ размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Как установлено в суде, резерв финансовых ресурсов администрации Юго-Северного сельского поселения определен в соответствие с указанной нормой закона и составляет 3,4 тыс. руб. Позиция заявителя, что предусмотренный в бюджете размер денежных средств является недостаточным, не мотивирована, не конкретизирована, носит предположительный характер и требования об устранении нарушений законодательства в указанной сфере путем создания достаточного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суд считает, что в результате бездействия администрации Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района нарушаются требования, как Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так и Конституции Российской Федерации, а также неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, тем самым затрагивает права граждан, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Юго - Северного
сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии мер
по соблюдения законодательства о защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию Юго - Северного сельского поселения Тихорецкого района поставить отметки в утвержденных планах об исполнении соответствующих мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий –