Судья: Сергеева Л.В. Дело № 33а-26810/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2017 г. апелляционную жалобу Климашина <данные изъяты> на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 августа 2017 г. по делу по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Скоропусковский по многомандатному избирательному округу № 1 Климашина <данные изъяты> к избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене решения от 20 июля 2017 г. <данные изъяты> о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Скоропусковский по многомандатному избирательному округу № 1 Филатовой <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Климашина С.П. – Бирюкова А.А., представителя Климашина С.П. – Кривошапкина К.Я., представителя ИК м.о. г.о. Скоропусковский - Перепечиной М.А., Филатовой И.В.,
заключение прокурора Смирновой М.В.
установила:
Климашин С.П., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Скоропусковский по многомандатному избирательному округу № 1, обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее – избирательная комиссия городского поселения Скоропусковский) и (с учетом уточнения требований в ходе рассмотрения дела) просил признать незаконным и отменить решение от 20 июля 2017 г. № <данные изъяты> о регистрации Филатовой И.В. кандидатом в депутаты того же Совета депутатов по тому же многомандатному избирательному округу № 1
В обоснование требований указывалось, что при принятии решения о регистрации Филатовой И.В. кандидатом было допущено нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного в статье 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что выразилось в установлении неравных требований при проверке документов, представленных кандидатами.
Так, уже после проведения проверки и регистрации Филатовой И.В. кандидатом в депутаты, в состав рабочей группы по проверке соблюдения порядка подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей был включен эксперт-почерковед. В то же время подписные листы, представленные Филатовой И.В., были проверены без участия эксперта-почерковеда, тогда как аналогичные подписные листы, подлежащие проверке после 24.07.2017 года – с экспертом.
Административный истец отмечал, что достоверность сведений об избирателях (фамилии, имя, отчество, паспортные данные, места жительство) проверялись территориальным подразделением УФМС России по Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району, который не уполномочен на совершение указанных действий. Между тем, такие сведения уполномочено проверять УМВД России по Сергиево-Посадскому району.
Кроме того, в письме о проверке сведений от 14 июля 2017 г. в качестве органа, в который первоначально поступили сведения, подлежащие проверке, указана избирательная комиссия другого муниципального образования.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Климашин С.П. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что не согласен с решением избирательной комиссии о регистрации Филатовой И.В. кандидатом в депутаты, поскольку решение принято без учета принципа равенства кандидатов. Его представитель по доверенности Кривошапкин К.Я. в судебное заседание не явился, был извещен, суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Климашина С.П., соответствующее ходатайство административного истца об отложении рассмотрения дела было отклонено. Ранее, представитель требования поддерживал, настаивал на нарушении принципа равенства кандидатов
Представитель административного ответчика – избирательной комиссии городского поселения Скоропусковский по доверенности Усова А.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, отметила, что поскольку ни Климашину С.П., ни Филатовой И.В. не было отказано в регистрации, то отсутствуют оснований полагать, что права Климашина С.П., введением в рабочую группу эксперта-почерковеда каким либо образом нарушены. Указала, что Климашин С.П. был выдвинут избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в составе списка кандидатов на предстоящих выборах 10 сентября 2017 г., подписные листы не представлял, что также подтверждает выводы об отсутствии нарушений его прав изменением состава рабочей группы. Дополнительно пояснила, что для регистрации Филатовой И.В. кандидатом в депутаты необходимо 10 подписей, допустимо предоставление 14 подписей, что и было сделано кандидатом, а при проверке подписных листов, представленных Филатовой И.В., у рабочей комиссией не возникло никаких сомнений в их достоверности и действительности. Ссылалась, что до 26 июля 2017 г. достоверность сведений об избирателях, указанных в подписных листах, проверялась МП № 3 ОВМ УМВД России по Сергиево-Посадскому району, которая входит в структуру органов внутренних дел, осуществляет регистрацию граждан, проживающих на территории городского поселения Скоропусковский, а после указанной даты территориальное подразделение запросы брать отказалось, ссылаясь на внутренние распоряжения. Более того, данные избирателей, указанных в подписных листах, представленных Филатовой И.В., были проверены и надлежащих органом – Сергиево-Посадским УМВД. В отношении допущенной и впоследствии исправленной описки в запросе от 14 июля 2017 г. представитель пояснила, что описка не препятствовала идентификации избирательной комиссии, направившей запрос, оформленный на официальном бланке, за подписью председателя избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, которая также была удостоверена печатью. Считала, что действия Климашина С.П., который не указывает, чем регистрация Филатовой И.В. нарушила его права, необходимо квалифицировать как злоупотребление правом.
Заинтересованное лицо Филатова И.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что поскольку достоверных, допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов кандидата Климашина С.П. суду не представлено, оснований для отмены решения избирательной комиссии о ее регистрации не имеется.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 августа 2017 г. (с учетом описки, исправленной определением того же суда от 28 августа 2017 г.) в удовлетворении требований об оспаривании решения избирательной комиссии от 20 июля 2017 г. № 42/2017 было отказано.
В апелляционной жалобе Климашин С.П. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, в том числе при недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу подпункта 8 пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона к основаниям для отказа в регистрации кандидата относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 3 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Согласно пункту 3.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязательное использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 38 данного Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Аналогичные вышеприведенным положения содержатся и в Законе Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов городского поселения Скоропусковский № <данные изъяты> от 15 июня 2017 г. были назначены выборы депутатов муниципального образования городское поселение Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на 10 сентября 2017 г.
Решением избирательной комиссии городского поселения Скоропусковский от 31 июля 2017 г. № <данные изъяты> Климашин С.П., выдвинутый избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в составе списка кандидатов на выборах 10 сентября 2017 г., зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Скоропусковский по многомандатному избирательному округу № 1.
Ранее, решением избирательной комиссии городского поселения Скоропусковский от 20 июля 2017 г. № 42/2017 Филатова И.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты того же Совета депутатов по тому же многомандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения.
В целях подтверждения избирателями инициативы самовыдвижения Филатовой И.В. в числе документов в избирательную комиссию были представлены и подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 подписей.
Необходимое для регистрации количество подписей избирателей составляло не менее 10 подписей.
Проверка подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных Филатовой И.В., проводилась рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей на выборах совета депутатов и Главы городского поселения Скоропусковский 10 сентября 2017 г. в составе: Синяковой Н.В., Латышева А.А., Черновой Т.Н. Недостоверных и недействительных подписей при проверке не выявлено, на что указывалось в итоговом протоколе от 18 июля 2017 г.
Учитывая включение в дальнейшем (а именно 24 июля 2017 г. по решению избирательной комиссии № 48/2017) в состав рабочей группы эксперта-почерковеда Богданова А.Е., а также принимая во внимание, что нормы избирательного права не содержат обязательного требования о проведении почерковедческих экспертиз при проверке достоверности подписей, суд указал, что нет оснований полагать, что выводы рабочей комиссии в этой части не соответствует закону.
Кроме того, отметил суд, Климашин С.П. был выдвинут избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в составе списка кандидатов, соответственно подписных листов не предоставлял, и избирательная комиссия, имея в составе эксперта-почерковеда, их не исследовала, в связи с чем принцип равенства кандидатов в депутаты непосредственно Климашина С.П. и Филатовой И.В. избирательной комиссией нарушен не был. Сам по себе факт регистрации Филатовой И.В. кандидатом в депутаты по тому же многомандатному округу, по которому зарегистрирован Климашин С.П., не нарушает его права и законные интересы. Кроме того, из заключения эксперта отдела по экспертно-криминалистическому обеспечению Управления МВД России по Сергиево-Посадскому району от 03 августа 2017 г. признаков недостоверности и (или) недействительности подписей в подписных листах, представленных Филатовой И.В., не выявлено.
Что касается запроса избирательной комиссии от 14 июля 2017 г. в части указания на предоставление подписных листов в избирательную комиссию городского поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района, то суд с учетом оформления запроса на бланке избирательной комиссии городского поселения Скоропусковский, заверение подписи печатью избирательной комиссии, которые достоверно позволяют определить отправителя, отметил, что имела место описка в тексте первоначального запроса в наименовании органа, в который поступили подписные листы, которая не влияет на суть проверяемой информации и сама по себе не нарушает ничьих прав и законных интересов. Кроме того, в дальнейшем, как указал суд, описка была устранена 15 июля 2017 г.
При этом доводы административного истца о том, что проверка сведений об избирателях была осуществлена ненадлежащим органом, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку было установлено, что Миграционный пункт № 3 УМВД России по Сергиево-Посадскому району полномочиями на проведение проверок по избирателям не обладает, и не имеет доступ к адресно-справочной информации и к электронным информационным ресурсам, имеющимся непосредственно в отделе.
В ходе проведения проверки сведений о тех же избирателях надлежащим органом (УМВД России по Сергиево-Посадскому району), по результатам которой дан ответ от 05 августа 2017 г., было установлено, что данные избирателя Ивановой О.П. не соответствуют действительности. Соответственно, в связи с неверным указанием отчества, и данная подпись избирателя должна быть признана недействительной в силу подпункта 3 пункта 14 статьи 30 вышеуказанного Закона Московской области.
Вместе с тем такой факт, по мнению суда, повлиял на выводы избирательной комиссии в части отнесения всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах к достоверным.
В то же время признание лишь одной из представленных 14 подписей недействительными, не влияет на оспариваемое решение избирательной комиссии, поскольку достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации Филатовой И.В., было достаточно для ее регистрации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа Филатовой И.В. в регистрации кандидатом, в связи с чем отказа в административном иске.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда.
Доводы в апелляционной жалобе не опровергают правомерность принятого судом решения и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 7 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Климашина <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи