Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8745/2018 от 06.02.2018

Судья – Казанская Н.Б. Дело №33-8745/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2018 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >12

судей: < Ф.И.О. >11, Кудинова А.В.

по докладу судьи < Ф.И.О. >11

при секретаре < Ф.И.О. >3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению < Ф.И.О. >4 к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об изъятии земельного участка и предоставлении денежного возмещения его стоимости.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

< Ф.И.О. >4 обратился в суд с исковым заявлением к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (от имени Российской Федерации) в лице Краснодарского территориального управления об устранении препятствий в пользовании земельным участком, демонтаже сооружения.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является собственником земельного участка кадастровый <...>, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного пользования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты оптовой торговли; объекты розничной торговли; объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые, бары); рынки; ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки и прачечные: объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; фотоателье, фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объекты проката; объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объекты банковской и страховой деятельности; ветеринарные лечебницы; киоски по распространению периодических печатных изданий (газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания): иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения; общей площадью 150379+/-80,28 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ. Право собственности у истца на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>. При подготовке документов для получения разрешения на, строительство здания на вышеуказанном земельном участке, истец обнаружил, что на нем проводится строительство линейного объекта - газопровода высокого давления. Однако, за разрешением и согласованием строительства объекта к < Ф.И.О. >4, как к собственнику земельного участка, никто не обращался. Данные обстоятельства, по мнению истца, существенно нарушают и ограничивают права < Ф.И.О. >4, ухудшают характеристики принадлежащего ему объекта недвижимости как в месте прохождения газопровода, так и в охранной зоне инженерных коммуникаций. Истец обратился к ответчику с предложением о выкупе земельного участка. В своем ответе КТУ ГК «Росавтодор» указал, что с <...> на спорном земельном участке строительных работ не проводилось. Кроме того указано, что какие-либо согласования для строительства линейного объекта не требуется, так как ответчик является заказчиком работ по строительству сооружения - газопровод высокого давления, имеет всю необходимую разрешительную, проектную, сметную и прочую документацию, позволяющую производство строительных работ не земельном участке без дополнительных согласований.

Истец, принимая во внимание высокую социальную значимость строящегося объекта, в ходе рассмотрения дела уточнил заявленные исковые требования, считая, что достаточной мерой защиты его нарушенного права будет возмещение ему стоимости земельного участка с изъятием из его собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112001:59 в пользу Российской Федерации. Просил суд обязать Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» (от имени Российской Федерации) возместить < Ф.И.О. >4 ущерб, связанный с невозможностью использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112001:59. в размере 248 561 449,10 рублей. Изъять у < Ф.И.О. >4 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112001:59 в пользу Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Решением Октябрьского районного суда <...> от <...> исковые требования < Ф.И.О. >4 к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об изъятии земельного участка и предоставлении денежного возмещения его стоимости удовлетворены.

Суд обязал Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» предоставить < Ф.И.О. >4 за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112001:59 возмещение в размере 248 561 449 руб. 10 коп.

Суд изъял у < Ф.И.О. >4 в пользу Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112001:59, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного пользования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты оптовой торговли; объекты розничной торговли; объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые, бары); рынки; ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания; химчистки и прачечные; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования: фотоателье. фотолаборатории; общественные бани; парикмахерские; объекты проката; объекты по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); объекты банковской и страховой деятельности; ветеринарные лечебницы: киоски по распространению периодических печатных изданий (газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания); иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения; общей площадью 150379+/-80,28 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <...>, р-н Прикубанский внутригородской округ.

В апелляционной жалобе поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение Октябрьского районного суда <...> от <...> отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель генерального директора по корпоративной защите ООО «Газпром трансгаз Краснодар» < Ф.И.О. >6 просит решение Октябрьского районного суда <...> от <...> отменить, привлечь ООО «Газпром трансгаз Краснодар» к участию в деле, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, кроме того без привлечения к участию в деле ООО «Газпром трансгаз Краснодар», при том, что исполнение обжалуемого решения повлечет предъявление к обществу регрессных требований.

Из материалов дела следует, что дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Газпром трансгаз Краснодар», которое не было привлечено к участию в деле.

При том, что в границах земельного участка, принадлежащего истцу, расположен участок магистрального газопровода «Динская-Краснодар», входящий в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, изъятие земельного участка в пользу КТУ ГК «Российские автомобильные дороги» и возложение на ответчика обязанности по выплате денежного возмещения за земельный участок, на котором расположены объекты компании, может повлечь предъявление регрессных требований к ООО «Газпром трансгаз Краснодар».

Таким образом, принимая решение в отсутствие ООО «Газпром трансгаз Краснодар», суд лишил заинтересованное лицо возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 35 ГПК РФ, защищать свои права и законные интересы, представлять доказательства в подтверждение своих доводов и возражений.

Учитывая изложенное, принимая во внимание допущенные судом первой инстанции нарушения норм действующего гражданского процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, решение Октябрьского районного суда <...> от <...> подлежит отмене, а дело - рассмотрению судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> суд перешел к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, ООО «Газпром трансгаз Краснодар» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по доверенности < Ф.И.О. >7 не согласилась с заявленными исковыми требованиями, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по доверенности < Ф.И.О. >8 в судебном заседании не согласился с заявленными исковыми требованиями, просил суд отказать в их удовлетворении.

< Ф.И.О. >4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определила, рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные < Ф.И.О. >4 исковые требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>, < Ф.И.О. >4 является собственником земельного участка кадастровый <...>.

Право собственности истца на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

В материалы дела представлена выписка из ЕГРН по состоянию на <...>, согласно которой, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112001:59, составляет 248 561 449,10 руб.

В ходе подготовки документов для получения разрешения на строительство здания - склад на вышеуказанном земельном участке, истец обнаружил, что на нем проводится строительство линейного объекта - газопровода высокого давления.

Однако, к < Ф.И.О. >4, как к собственнику земельного участка, за разрешением и согласованием строительства объекта никто не обращался.

< Ф.И.О. >4, полагая, что данное обстоятельство существенно нарушает и ограничивает права пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком, ухудшает его характеристики, в адрес КТУ ГК «Росавтодор» <...> направил письмо с предложением о выкупе земельного участка, в связи со строительством на нем линейного объекта (газопровода высокого давления).

В ответе <...>-КрТК от <...> на указанное письмо КТУ ГК «Росавтодор» указало, что с <...> на спорном земельном участке строительных работ не проводилось. Также, указано, что какие-либо согласования для строительства линейного объекта не требуется, так как ответчик является заказчиком работ по строительству сооружения газопровод высокого давления, имеет всю необходимую разрешительную, проектную, сметную и прочую документацию, позволяющую производство строительных работ не земельном участке без дополнительных согласований.

В обоснование заявленных требований < Ф.И.О. >4 сослался на отсутствие возможности использования спорного земельного участка в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования и категорией земель ввиду того, что данный земельный участок пересекает газопровод высокого давления, который появился на земельном участке в результате его переустройства (переноса) в связи с проводимым строительством транспортной развязки.

Судебная коллегией установлено, что истец приобрел спорный земельный участок с уже существующем на нем, в переустроенном состоянии, газопроводом высокого давления.

Из материалов дела следует, что договор купли продажи земельного участка между истцом и предыдущим собственником - < Ф.И.О. >9 был заключен <...>. Право собственности истца на земельный участок, согласно выписке из ЕГРН от <...> <...> было зарегистрировано <...>.

Согласно пункту 3 договора купли-продажи от <...> стоимость земельного участка составила 2200000 рублей.

Как следует из письма генерального подрядчика строительства транспортной развязки - АО «Донаэродорстрой» от <...> <...>, работы по переустройству инженерных сетей, в том числе магистрального газопровода Ду700, Ру5,4 Мпа «Динская-Краснодар» (ПК 18-Пк27) принадлежащего ООО «Газпром трансгаз Краснодар» в соответствии с проектом «Реконструкция транспортных развязок на участке км 1319-км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и <...>. Этап 2, (1 очередь строительства). Транспортная развязка км 1319+000» (на основании Рабочей документации 5-639-СС5 Раздел 2 «Инженерные коммуникации». Книга 5 «Переустройство (вынос) линий связи ООО «Газпром трансгаз Краснодар» были проведены в период с <...> по <...>.

Факт полного завершения строительно-монтажных работ по переносу магистрального газопровода Ду700, Ру5,4 Мпа «Динская-Краснодар» (ПК 18-Пк27) принадлежащего ООО «Газпром трансгаз Краснодар» в период до <...> подтверждается также соответствующим Журналом производства работ.

Таким образом, с момента приобретения данного земельного участка < Ф.И.О. >4 никаких изменений существующего по состоянию на дату заключения им договора купли продажи данного земельного участка положения, в том числе связанного с изменением местоположения газопровода в границах земельного участка - не происходило. Какие-либо работы по переустройству газопровода в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112001:59 с апреля 2017 года не производились.

В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Таким образом, в случае если истцу, при заключении договора купли-продажи было известно о наличии на земельном участке магистрального газопровода - и истец, с учетом данного обстоятельства согласился на приобретение спорного земельного участка у предыдущего правообладателя - в настоящее время он не вправе предъявлять какие-либо требования, связанные с ограничениями в использовании его земельного участка ввиду обстоятельств, возникших до его приобретения и обнародованных продавцом.

В случае, если истец не был уведомлен продавцом о наличии на земельном участке переустроенного газопровода - соответствующие претензии он вправе предъявить их непосредственно к предыдущему правообладателю.

При этом, из материалов дела следует, что схема переустройства газопровода (местоположение переустроенного газопровода в границах, в том числе и спорного земельного участка) была отражена в документации по планировке территории объекта: «Реконструкция транспортных развязок на участке км 1319 - км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и <...>», утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от <...> <...>-р.

Данная документация по планировке территории была согласована с администрацией муниципального образования <...>, что подтверждается письмом первого заместителя главы администрации муниципального образования <...> (< Ф.И.О. >10) от <...> <...>.

На момент разработки, согласования и утверждения документации по планировке территории спорный земельный участок не был образован и был расположен в границах земель неразграниченной государственной собственности, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.

Кроме того, как указано в договоре купли-продажи спорного земельного участка от <...>, копия которого приобщена к материалам дела истцом, право собственности продавца - < Ф.И.О. >9 на данный земельный участок возникло на основании соглашения об отступном от <...>.

Предметом договора купли-продажи выступал земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112001:59, площадью 150379 кв.м, расположенный по адресу Краснодарский край, <...>, р-он Прикубанский внутригородской округ, категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» (а не для капитального строительства).

Доказательств тому, что органом местного самоуправления принято решение об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.

Судебной коллегией также установлено, что ранее, до переустройства газопровод также частично находился на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0112001:59, до переустройства газопровода спорный земельный участок также попадал в действие его охранной зоны. В ходе переустройства была изменена лишь траектория прохождения газопровода в границах спорного земельного участка, что фактически не изменило существовавших ранее ограничений в использовании земельного участка истца.

Судебной коллегией также установлено, что газопровод не является конструктивным элементом автодороги М-4 «Дон» (не входит в состав транспортной развязки) не находится в собственности Российской Федерации.

Таким образом, собственник, посчитавший свои права нарушенными размещением на принадлежащем ему земельном участке газопровода, полагая невозможным использование земельного участка по назначению, не вправе был предъявить свои требования к ГК «Российские автомобильные дороги», которая не является его собственником.

Вместе с тем, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Реконструкция транспортных развязок на участке км 1319 - км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и <...>» (далее - Объект) на основании Федерального закона от <...> №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной компании) в соответствии с Федеральным законом от <...> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, постановлением Правительства РФ от <...> <...> «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», приказом министерства транспорта Российской Федерации от <...> <...> «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

Частью 2 статьи 37 Закона о Государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение); обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд
в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от <...> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от <...> <...> «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (Зарегистрировано в Минюсте России от <...> <...>) (далее также - Порядок).

На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>, документация по планировке территории для реконструкции автодороги М-4 «Дон» утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства.

В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор) осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4. (2) Положения о Росавтодоре).

Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от <...> <...>-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Реконструкция транспортных развязок на участке км 1319 - км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и <...>».

Однако земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112001:59 не входит в границы полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон» в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной Распоряжением Росавтодора от <...> <...>-р и соответственно не подлежит изъятию у его собственника.

Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Как указано в пункте 1 статьи 56.2 Земельного Кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

На основании пункта 12 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, если решение об изъятии принято на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги», соглашение об изъятии недвижимости заключается от имени Российской сидерации, указанной Государственной компанией в соответствии с Федеральным законом от <...> № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом подписание такого соглашения со стороны федерального органа исполнительной власти не требуется.

В силу пункта 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Из вышеуказанных положений действующего законодательства, при их системном анализе в совокупности, следует, что право на иск направленный на переход прав собственности в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд (иск о принудительном изъятии) в случае отказа правообладателя объектов, подлежащих изъятию от подписания соглашения об изъятии таких объектов путем выкупа, является исключительным правом органа принявшего решение об изъятии или организации, по ходатайству которой осуществляется изъятие земельных участков (и расположенных на них объектов недвижимости).

Иное правовое регулирование данных отношений означало бы наличие у любого правообладателя недвижимого имущества, пусть даже ошибочно полагающего его подлежащим изъятию, юридической возможности реализовать попытку понуждения производить такое изъятие уполномоченное публичное образование - орган государственной или муниципальной власти (иной организации наделенной необходимой компетенцией в силу законодательства) к изъятию за счет средств бюджетов разных уровней объектов, независимо от наличия обуславливающего такое изъятие публичного интереса (государственных и (или) муниципальных нужд).

Таким образом, законодательством предусмотрено изъятие земельного участка на основании решения суда исключительно как принудительная мера, допускаемая в случае, полного соблюдения предшествующей этому процедуры изъятия, детально регламентированной законом, в случае несогласия с изъятием собственника такого земельного участка.

На основании пункта 5 Положение «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), - агентство является специально уполномоченным органом государственной власти в Российской Федерации осуществляющем функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства

В рассматриваемом случае, в соответствии с Поручением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от <...> <...> Государственной компании «Российские автомобильные дороги» предписано осуществлять полномочия, связанные с изъятием земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, предусмотренные подпунктом 5.4.(13) Постановления Правительства Российской Федерации от <...> <...> «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» и статьей 37 Федерального закона от <...> №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░-4 «░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».

░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 281 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 56.8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <...> №135-░░ «░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <...> №135-░░ «░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 282 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 55, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 62 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░. 7 «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...>), (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...>-░░154).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ < ░.░.░. >4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 328 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ < ░.░.░. >4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ < ░.░.░. >4 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -

░░░░░ -

33-8745/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Коваленко Э.А.
Ответчики
ООО Газпром Трансгаз Краснодар
ГК Российские автомобильные дороги
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Шакитько Роман Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
06.02.2018Передача дела судье
01.03.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
30.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2018Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее