РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дзанаевой З.В.,
с участием представителя административного истца Василенко Ю.Ю.,
представителя административного ответчика Блиновой Е.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2690/2021 по административному иску Деминой Татьяны Николаевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Демина Татьяна Николаевна предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области административный иск к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, просит:
- Признать незаконным уведомление администрации м.р.Ставропольский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ;
- Обязать администрацию м.р.Ставропольский Самарской области возобновить рассмотрение заявление Деминой Татьяны Николаевны об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1374 кв.м, по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что Демина Т.Н. обратилась в администрацию м.р. Ставропольский с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1374 кв.м., по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1147 кв.м., являющегося собственностью истца и земель площадью 227 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, с целью их приобретения за плату.
По результатам рассмотрения заявления Демина Т.Н. получила уведомление администрации м.р. Ставропольский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п.п. 3 п. 16 ст. 10, 11 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом. При этом заявителю разъяснено, что не представлены правоустанавливающие документы на сооружения – хозяйственные постройки, расположенные в границах испрашиваемой территории.
Представитель административного истца Василенко Ю.Ю. в судебном заседании требования изложенные в иске подержала и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации м.р.Ставропольский Блинова Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям изложенным в письменном возражении, приобщенному к материалам дела.
Представитель третьего лица - Администрация с.п. Луначарский м.р. Ставропольский самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования ч.2 ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п. 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (п. 5).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п. 14).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п. 16).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Судом установлено, что Демина Т.Н. обратилась в администрацию м.р. Ставропольский с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1374 кв.м., по адресу: <адрес> образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1147 кв.м., являющегося собственностью истца и земель площадью 227 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, с целью их приобретения за плату.
Уведомлением из администрации м.р. Ставропольский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Деминой Т.Н., административным ответчиком указано основание в виде наличие хозяйственной постройки, согласно представленным администрацией с.п. Луначарский в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на испрашиваемом земельном участке, со ссылкой на положение п.п.3 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, как основания вытекающее из совокупности положений п.п.3 п.16 ст.11.10 и п.6 ст.11.9 ЗК РФ.
Согласно документов представленным на основании определения суда в порядке выставленного требования на основании ст.63 КАС РФ, администрацией с.п. Луначарский представлены документы, ранее представленные в администрацию м.р. Ставропольский в порядке межведомственного информационного взаимодействия на в рамках рассмотрения Заявления Деминой Т.Н., согласно которым на испрашиваемом (формируемом) земельном участке имеются постройки, в подтверждение чего представлены фотографии, из которых следует о наличии деревянной постройки в виде сарая. Аналогичные фотографии были представлены в материалы дела и представителем административного истца.
Из остальной части сообщения администрации с.п. Луначарский следует, что формируемый земельный участок фактически не используется, споров нет; нет обременений и ограничений в использовании земельного участка; земельный участок не является изъятым из оборота и ограниченным в обороте; не предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территорий, участок находится в территориальной зоне Ж1 (зона застройки ИЖД), в радиусе 1000 м. от испрашиваемого участка нет промышленных объектов и производства, объектов агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, указанных в главе VII СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; участок не предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой РФ, субъекта РФ или адресной инвестиционной программой.
В соответствии с п.п.3 п.9 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здания, сооружения, объект незавершенного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса.
Надлежащих доказательств того, что в границах образуемого земельного участка имеются объекты недвижимого имущества, права на которые приобретены в установленном законом порядке суду не представлены.
Вместе с тем, в силу положения ст.11.2 ч.4 п.5 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в том числе в случаях образования земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации м.р. Ставропольский Самарской области в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца Деминой Т.Н., поскольку обосновывая свой отказ положением пп.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств подтверждающих, что расположенная на нем хозяйственная постройка, находится в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, в связи с чем признается судом не основанным на Законе.
На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Деминой Т.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1374 кв.м., по адресу: <адрес>
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 229 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Деминой Т.Н. – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации м.р. Ставропольский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Деминой Татьяны Николаевны об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1374 кв.м., по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной судчерез Ставропольский районный судСамарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.11.2021 г.
Судья подпись Д.В. Безденежный
Подпись
Судья Д.В. Безденежный
УИД: 63RS0027-01-2021-003566-55
Оригинал решения хранится в деле №2а-2690/2021
в Ставропольском районном суда
Самарской области