50RS0029-01-2019-005079-68
№2а-149/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.01.2020 г. <адрес>
Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области Даценко Д.В., при секретаре Мурадян А.Т., рассмотрел административное исковое заявление военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа Московской области, призывной комиссии Московской области, военному комиссариату Московской области о признании незаконными решений призывных комиссий об освобождении гражданина ФИО11 от призыва на военную службу и зачислении в запас,-
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Наро-Фоминского гарнизона в интересах РФ обратился в суд с административным иском о признании решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и призывной комиссии ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении ФИО12-ФИО2 от призыва на военную службу незаконными. Возложить на военный комиссариат ФИО1 <адрес> и призывные комиссии <адрес> и ФИО1 <адрес> обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом ФИО13-ФИО2 на военную службу.
Из административного искового заявления следует, что Военной прокуратурой Наро-Фоминского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата ФИО1 <адрес> от призыва на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией <адрес> принято решение об освобождении ФИО14 ФИО2 от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория ФИО15 Согласно медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16-ФИО2 находился на амбулаторном обследовании в <данные изъяты> <данные изъяты>, где ему поставлен диагноз «<данные изъяты>) <адрес> ФИО18) <адрес> <данные изъяты>. На основании указанного медицинского заключения врачом - специалистом военно-врачебной комиссии военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ оформлен лист медицинского освидетельствования ФИО19 - ФИО2, после чего военно- врачебной, а затем и призывной комиссиями вынесены решения об освобождении его от призыва на военную службу в связи с наличием данного заболевания (<данные изъяты> Расписания болезней (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). ДД.ММ.ГГГГ указанное решение утверждено призывной комиссией ФИО1 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО20ФИО2 военным комиссариатом выдан военный билет серии ФИО42 №. Однако проведенной прокурорской проверкой установлено, что гражданин ФИО21 ФИО2 от прохождения военной службы освобожден незаконно, поскольку данное решение основано на документах, содержащих неверные сведения о состоянии его здоровья. Во взаимодействии со специалистами ФГКУ <данные изъяты> и при изучении личного дела, учётной карты и медицинской карты призывника ФИО25 - ФИО2 выявлено, что на ФИО22 - ФИО2 отсутствуют сведения, которые на основании проведенного обследования позволили бы установить наличие или отсутствие у того нарушения функции позвоночника. Так, ФИО23 ФИО2 необоснованно установлена категория годности к военной службе. Из указанного следует, что диагноз, установленный военно-врачебной комиссией ВК ФИО1 <адрес> не обоснован. В результате обследования ФИО24 - ФИО2 установлен неверный диагноз, а при освидетельствовании неверно определена категория годности к военной службе.
Прокурор военной прокуратуры ФИО7 просил иск удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа Московской области, по доверенности ФИО8, с административными исковыми требованиями не согласился, заявил о пропуске срока обращения с административным иском в суд.
Представитель административного ответчика - военного комиссариата Московской области, по доверенности ФИО9, в судебном заседании просила принят решение на усмотрение суда.
Административный ответчик – призывная комиссия ФИО1 <адрес>, в суд не явилась, о месте и времени суда извещена надлежащим образом ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.
Заинтересованное лицо ФИО26 – ФИО2 в судебное заседание не явился. О месте и времени суда извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, далее - Положение), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решений об освобождении граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе и утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с п.п. 14 и 15 указанного Положения, при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения различные диагностические исследования, а также освидетельствование соответствующими врачами-специалистами (хирургом, терапевтом и т.д.).
Порядок направления на обследование (лечение) и форма медицинского заключения о состоянии здоровья граждан определены совместным приказом Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 №240/168 и Приложением № 5 к приказу Министра обороны РФ от 16.09.2015 № 533.
Разделом 4 Инструкции о порядке проведения медицинами освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российский Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение 1 к приказу Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 г. № 240/168) установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование призывника, признанного нуждающимся в обследовании, после проведенного обследования оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья граждан. Обследование призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний, В заключении должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данное заключение подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр заключения направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (приложение № 32 к данной Инструкции), в том числе медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей - специалистов о категории годности призывника и иных документов.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас.
В силу ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проверка правильности освобождения граждан от военной службы возложена на призывную комиссию субъекта РФ. Согласно п. 51 вышеназванной Инструкции, личные дела граждан, освобожденных от призыва, представляются на рассмотрение призывной комиссией субъекта РФ. По результатам комиссией принимается решение об освобождении граждан от призыва либо об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что гражданин ФИО27-ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате ФИО1 <адрес> по городу Наро-Фоминску и подлежал призыву на военную службу ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе медицинского освидетельствования ФИО28 - ФИО2 в военном комиссариате выдано направление для обследования в <данные изъяты>
Согласно медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО29-ФИО2 находился на стационарном обследовании в <данные изъяты>», где ему поставлен диагноз «<данные изъяты>
На основании указанного медицинского заключения врачом - специалистом военно-врачебной комиссии военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ оформлен лист медицинского освидетельствования ФИО30 ФИО2, после чего военно- врачебной, а затем и призывной комиссиями созданными ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- № (<данные изъяты>), вынесены решения об освобождении его от призыва на военную службу в связи с наличием данного заболевания (<данные изъяты> (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ было проведено судебное – медицинское исследование, согласно заключению которого установлено, что категория годности к военной службе ФИО34 установлена в соответствии со ст. 26 п. «В» графы I Расписания болезней и ТДТ (приложения к положению о военно- врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565 с изменениями, утвержденными Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако, каких-либо объективных клинических и рентгенологических данных, подтверждающих диагноз, в представленных на исследование документах не содержится. Обследование ФИО32ФИО2 для определения его категории годности к военной службе было проведено не в полном объеме. Результаты обследования не подтверждают наличие у ФИО33 - ФИО2 <данные изъяты> Поскольку обследование ФИО31-ФИО2 проведено не в полном объеме, имеются противоречия между рентгенологическими заключениями по рентгенограммам от ДД.ММ.ГГГГ, диагноз заболевания установлен необоснованно, следовательно, необоснованно была определена категория годности ФИО35-ФИО2 (л.д. <данные изъяты>
Таким образом, решения призывных комиссий Наро-Фоминского городского округа и ФИО1 <адрес> об освобождении гражданина ФИО36- ФИО2 от призыва на военную службу являются незаконными и подлежащими отмене, так как вынесены по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от призыва на военную службу.
Факт вынесения призывными комиссиями вышеуказанных незаконных решений установлен в ДД.ММ.ГГГГ г. при проведении прокурорской проверки и получении медицинского заключения, поэтому срок исковой давности, установленный в ДД.ММ.ГГГГ ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с данным иском прокурором не пропущен.
Судом также учитывается, что в соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывном комиссии может быть обжаловано в суд.
Призывные комиссии состоят из представителей различных организаций и создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ на период призывной кампании, однако не являются ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, ни их структурным подразделением, однако решения, принятые призывными комиссиями в отношении призывника, влекут возникновение у него определенных прав и обязанностей.
Поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо государственный орган или комиссия, уполномоченные отменять решения призывных комиссий Наро-Фоминского городского округа ФИО1 <адрес> и ФИО1 <адрес>, рассмотрение данного вопроса подсудно Наро-Фоминскому городскому суду Московской области (по месту принятия решения).
Из статьи 46 Конституции Российской Федерации следует, что решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены законные интересы Российской Федерации.
Кроме того, право на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации предоставлено прокурору п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 17 данного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения работниками органов и учреждений приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» определено, что в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, при проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок, по которому территориальные и военные прокуроры осуществляют, в частности, надзор за соблюдением должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций требований законодательства по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, о призыве граждан на военную службу.
При этом в соответствии с п. 4 данного указания прокуроры обязаны особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.
Таким образом, целью заявленного административного искового заявления является устранение допущенных призывными комиссиями нарушений требований законодательства, регламентирующего вопросы освобождении граждан, состоящих на воинском учете, от призыва на военную службу.
Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Необоснованные решения призывных комиссий об освобождении призывника ФИО37 - ФИО2 от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушают неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
Оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона, представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования прокурора в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 данного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной
комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах на внутригородских территориях городов федерального значения рением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации определены в статьи 29 названного Федерального закона и пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 400).
Из вышеприведенных положений действующего законодательства не следует, что на призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложены полномочия по организации мероприятий по медицинскому освидетельствованию и по призыву на военную службу именно конкретных граждан.
Осуществление призывной комиссией субъекта Российской Федерации предусмотренных пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 полномочий по контролю за деятельностью призывных комиссий районного уровня по осуществлению мероприятий, связанных с призывом, само по себе не означает наличие у призывной комиссии субъекта Российской Федерации полномочий по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу конкретных граждан.
С учетом изложенного, административные исковые требования в части возложения на призывную комиссию Московской области обязанности по организации мероприятий связанных с призывом ФИО38 - ФИО2 на военную службу, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление военного прокурора Наро- Фоминского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа ФИО1 <адрес>, призывной комиссии Московской области, военному комиссариату Московской области о признании незаконными решений призывных комиссий об освобождении гражданина ФИО39 – ФИО2 от призыва на военную службу и зачислении в запас удовлетворить частично.
Признать решения призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и призывной комиссии ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об освобождении гражданина ФИО40 ФИО2 от призыва на военную службу, незаконными.
Обязать военный комиссариат ФИО1 <адрес>, призывную комиссию Наро-Фоминского городского округа ФИО1 <адрес> повторно организовать мероприятия, связанные с призывом ФИО41 – ФИО2 на военную службу.
В удовлетворении требований об обязании призывной комиссии ФИО1 <адрес> организовать мероприятия, связанных с призывом ФИО43 ФИО2 на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течении одного месяца со дня вынесения мотивированной части.
Судья