Петрозаводский городской суд РК Дело №10RS0011-01-2020-011640-09 (№12-1009/2020)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щепина А. А.овича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 10 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Щепина А. А.овича, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, являющегося Министром природных ресурсов и экологии Республики Карелия,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 10 сентября 2020 года Щепин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе Щепин А.А. выражает несогласие с указанным выше постановлением по делу об административном правонарушении и ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью содеянного. В обоснование заявленных требований указывает, что подписание им (Щепиным А.А) Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, повлекшее принятие бюджетного обязательства по КБК <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты> руб. (в том числе на 2019 год - <данные изъяты> руб., на 2020 год – <данные изъяты> руб.) - в размере, превышающем утвержденные Министерству лимиты бюджетных обязательств, прежде всего обусловлено обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в целях исключения последствий аварий гидротехнических сооружений, а также угроз возникновения аварий гидротехнических сооружений и чрезвычайных ситуаций. Заключение Соглашения 18 апреля 2019 года обусловлено природно-климатическими условиями Калевальского района, приравненного к территории Крайнего севера, а также с учетом приближения наступления сезона паводка и весеннего половодья, с учетом последствий снежной зимы периода 2018-2019 гг., в целях минимизации уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях данного района.
Поясняет, что при заключении соглашения принята во внимание информация Главного управления МЧС России по Республике Карелия, доведенная до Министерства письмом от 19 февраля 2018 года №, о неоднократном введении Администрацией Калевальского муниципального района на территории Калевальского муниципального района в период с 2006 по 2017 годы режима «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ» в целях защиты населения и территории от последствий возможного подтопления. Кроме того, проанализирована информация о расчете размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии на Комплексе сооружений инженерной защиты п.Калевала, согласованная Государственным комитетом Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и утвержденная Администрацией Калевальского муниципального района. В соответствии с указанным расчетом размеры ущербов варьируются от 1,23 млн. руб. до 72,740 млн. руб.
Дополняет, что в соответствии с Постановлением Главы Республики Карелия Парфенчикова А.О. от 08 апреля 2019 года № 144-П «О распределении на 2019 год субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий в области использования и охраны водных объектов» Калевальскому муниципальному району распределена субсидия в размере 2215,96 тыс. руб.
Постановление поступило на исполнение в Министерство посредством электронного сервиса государственных органов исполнительной власти Республики Карелия «Дело WEB» 10 апреля 2019 года. Таким образом, во исполнение указанного постановления, 18 апреля 2019 года было заключено Соглашение. В кратчайшие сроки, 19 апреля 2020 года и 28 апреля 2020 года, Министерством посредством программного продукта АС «Бюджет» на основании Постановления Главы Республики Карелия от 08 апреля 2019 года №144-П была подана заявка в Министерство финансов Республики Карелия о внесении изменений в бюджетную роспись в целях приведения доведенных лимитов в соответствие с бюджетными ассигнованиями.
Вместе с тем, заявитель считает, что указанные обстоятельства не исключают малозначительность совершенного правонарушения, поскольку принятие бюджетных обязательств по заключенному государственному контракту от 18 апреля 2019 года было обусловлено наступлением весеннего периода времени, а также назревшей в течении длительного времени необходимости в капитальном ремонте сооружений инженерной защиты п.Калевала Калевальского района Республики Карелия. Лимиты бюджетных обязательств были доведены Министерством финансов Республики Карелия в требуемом размере, хоть и позднее заключения Соглашения. На основании изложенного заявитель полагает, что заключению Соглашения способствовали исключительные обстоятельства. Также обращает внимание, что к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ привлекается впервые, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено, совершение правонарушения не повлекло причинения ущерба бюджету, общественным и государственным интересам.
В судебное заседание Щепин А.А. не явился, извещен о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Защитник Алешина С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить заявленные требования. Отметила, что бюджетные ассигнования были доведены до Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия еще ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ статья была откорректирована и в адрес Министерства финансов Республики Карелия было направлено письмо о внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи в части уточнения целевой статьи по коду бюджетной классификации <данные изъяты> на целевую статью <данные изъяты>. Уточнила, что субсидии были доведены до Калевальского муниципального района Республики Карелия до принятия Соглашения.
Представитель УФК по Республике Карелия Пехота А.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указал на правомерность привлечения ЩепинаА.А. к административной ответственности, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражения и пояснениях административного органа.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы заявителя, письменные пояснения и возражения административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.15.15.10 КоАП РФ административным правонарушением признается принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу п.4 ст.154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из протокола об административном правонарушении от 26 августа 2020 года и оспариваемого постановления от 10 сентября 2020 года следует, что в период с 24 апреля 2020 года по 21 мая 2020 года Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 16 апреля 2020 года №121 в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия проведена плановая камеральная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета, субсидий, межбюджетных субсидий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», проверяемый период: 2018-2019 годы.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Муниципальным образованием «Калевальский национальный район» Администрацией Калевальского муниципального района заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия № (далее – Соглашение).
Соглашение сформировано в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», от имени Министерства заключено Министром природных ресурсов и экологии Республики Карелия Щепиным А.А., подписано его квалифицированной электронной подписью.
Лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей на 2019 год утверждены Министерству, как главному распорядителю средств бюджета Республики Карелия, 30 апреля 2019 года Лимитами бюджетных обязательств № 286 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей на 2020 год утверждены Министерству, как главному распорядителю средств бюджета Республики Карелия, 05 июля 2019 года Лимитами бюджетных обязательств №430 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей на 2019 год утверждены Министерству, как получателю средств бюджета Республики Карелия, 06 мая 2019 года Лимитами бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей на 2020 год утверждены Министерству, как получателю средств бюджета Республики Карелия, 05 июля 2019 года Лимитами бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
При таких обстоятельствах, на дату заключения Соглашения утвержденные лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> у Министерства отсутствовали.
Таким образом, министр природных ресурсов и экологии Республики Карелия Щепин А.А. ДД.ММ.ГГГГ по адресу исполнения должностных обязанностей: <адрес> допустил нарушение пп.2 п.1 ст.162, п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в принятии бюджетного обязательства в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в рамках подпрограммы «Использование и охрана водных объектов на территории Республики Карелия» государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» при заключении Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия № от 18 апреля 2019 года, на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Вывод о доказанности вины Щепина А.А. в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении № от 26 августа 2020 года, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказа о назначении плановой камеральной проверки №121 от 16 апреля 2020 года; акта камеральной проверки от 21 мая 2020 года; соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия от 18 апреля 2019 года № и дополнительных соглашений к нему от 09 сентября 2019 года, 13 января 2020 года, 16 апреля 2020 года; постановления Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года №49-П; распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 ноября 2017 года №; распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 октября 2018 года №; распоряжения Правительства Республики Карелия от 13 ноября 2018 года №712р-П; постановления Правительства Республики Карелия от 08 апреля 2019 года №144-П; постановления Правительства Республики Карелия от 01 июля 2019 года №280-П; постановления Правительства Республики Карелия от 01 июля 2019 года №; постановления Администрации Калевальского муниципального района от 14 февраля 2019 года №63; постановления Администрации Калевальского муниципального района от 23 апреля 2019 года №175; постановления Администрации Калевальского муниципального района от 16 декабря 2019 года №; ведомственной структуры расходов бюджета Республики Карелия на 2019 год; бухгалтерской справки к документу «принятое бюджетное обязательство» от 18 апреля 2019 года № за 18 апреля 2019 года; расходных расписаний от 06 мая 2019 года, 07 мая 2019 года, 05 июля 2019 года; Указа Главы Республики Карелия от 22 ноября 2017 года № и других материалов дела.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Щепина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ - принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
При вынесении оспариваемого постановления от 10 сентября 2020 года должностным лицом административного органа приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении. Собранные по делу доказательства оценены на объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Правовая оценка действий привлекаемого лица является верной и соответствует фактическим обстоятельствам содеянного.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.11 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П, Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Карелия в установленном порядке по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пп.1 п.13 указанного Положения Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций.
Указом Главы Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ членом Правительства – Министром природных ресурсов и экологии Республики Карелия назначен Щепин А.А.
Таким образом, применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ ЩепинА.А. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.
Административное наказание Щепину А.А. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ст.15.15.10 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Ссылки стороны защиты на то обстоятельство, что в связи с поступлением бюджетных ассигнований Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия в Министерство финансов Республики Карелия 01 февраля 2020 года был направлен запрос о внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи, не свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица состава инкриминируемого правонарушения, так как ст.15.15.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих не объемы финансовой поддержки, а утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, тогда как лимиты бюджетных обязательств на дату заключения соглашения от 18 апреля 2020 года доведены не были.
Приведенное выше правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства до распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также с превышением пределов утвержденных и доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения проверялись должностным лицом УФК по Республике Карелия и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в постановлении от 10 сентября 2020 года.
Административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ, влечет существенное нарушение охраняемых законом общественных правоотношений, выразившееся в нарушении целей реализации единой государственной бюджетной политики, в том числе в области бюджетного планирования, что влияет на устойчивость бюджетной системы. Принятие бюджетного обязательства в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств о малозначительности допущенного правонарушения не свидетельствует.
Вопреки доводам защитника судье не представлено достаточных доказательств того, что принятие бюджетного обязательства в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств являлось экстренным и промедление с принятием данных бюджетных обязательств повлекло бы причинение более значительного вреда охраняемым законом правам иных лиц. В связи с этим утверждение заявителя о том, что его действия не создавали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, правового значения в данной ситуации не имеют и не влекут освобождение должностного лица от административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 10 сентября 2020 года законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе и защитником в судебном процессе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 10 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щепина А. А.овича оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова