Дело № 2-4183/2020
УИД: 64RS0042-01-2020-007083-17
Решение
Именем Российской Федерации
12.10.2020 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Лаврова Д.А.
при секретаре Атманове А.Р.,
с участием истца Гончаренко Д.С., представителей истца Илюшиной М.С., Гнедюк М.Ю., Вафина Т.Р., представителей ответчика Шевченко А.С., Павловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО4 «Фаворит» о возложении обязанности принять приборы учета в эксплуатацию, произвести перерасчет,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО4 «Фаворит» о возложении обязанности принять приборы учёта в эксплуатацию, произвести перерасчёт, защите прав потребителей.
Требования мотивируют тем, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит 1-комнатная квартира общей площадью 37,4 кв.м., находящаяся по адресу: <адрес> (доля в праве 1/2 у каждого ФИО5). ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ТСЖ «Мельничный» был заключен договор управления многоквартирный домом №. Согласно указанному договору ТСЖ «Мельничный обязано осуществлять управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в котором находится <адрес>, принадлежащая истцам на праве собственности. В указанном жилом помещении от Застройщика указанного многоквартирного дома были установлены следующие индивидуальные приборы учета: Счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №; Счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №; Счетчик электрической энергии однофазный СЭ 101, ЦЭ6807П заводской №, дата выпуска 04.02.2008г. Показания индивидуальных приборов учета передавались ФИО1 ежемесячно. На основании переданных показаний управляющей организацией начислялись платежи за коммунальные услуги: электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение. С ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>С/1, осуществляет ФИО4 «Фаворит. Истцы передавали показания приборов учета ТСЖ «Фаворит» и оплачивали коммунальные услуги. Так как истцы в указанной квартире не проживали и не осуществляли потребление электроэнергии, холодной и горячей воды, показания были неизменными в каждом месяце. Однако, показания индивидуальных приборов учета электроснабжения, горячей и холодной воды ответчик перестал учитывать с 2015 г. С указанного времени размер платы за коммунальные услуги по потреблению вышеназванных ресурсов ответчик рассчитывал и выставлял согласно нормативам потребления. Истцы с 2017 года неоднократно обращались к ТСЖ с просьбой произвести перерасчет согласно показаниям индивидуальных приборов учета, а также предоставляли съедения о том, что в квартире фактически никто не проживает. Несмотря на указанные обращения, ТСЖ «Фаворит» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за коммунальные услуги, капитальный ремонт и содержание ФИО4 Решением Мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу 2-1906/2017 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 в пользу ТСЖ «Фаворит» взыскана задолженность по оплате капитального ремонта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1213 руб. 51 коп., задолженность по оплате коммунальных и жилищных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 421 руб. 47 коп. за жилое помещение находящаяся по адресу: <адрес>, г Энгельс, <адрес>. За указанный период задолженность по оплате коммунальных платежей, а именно коммунальных услуг за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение были взысканы судом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. С 01.08.2017г. и по настоящее время, несмотря на неоднократные обращения ФИО4 о расчете коммунальных услуг исходя из установленных и принятых к учету показаний индивидуальных приборов учета, ответчик продолжает начислять плату за указанные коммунальные услуги исходя из нормативов потребления. Истцы считают, что ответчик обязан произвести перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, так как счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № и счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № были установлены компанией застройщика в квартире истцов до приобретения истцами в собственность указанной квартиры. Показания указанных приборов учета на протяжении с 2008 г. и по 2015 год учитывались ТСЖ «Мельничный», а после избрания новой управляющей организации и ТСЖ «Фаворит». С 2016 года ответчик производил расчет платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента. Согласно паспорту счетчика холодной воды крыльчатого СВК-15-1,5 заводской №, данный ИПУ был выпущен ДД.ММ.ГГГГ, дата первичной поверки 29.07.2007г., межповерочный интервал счетчика, установленного на холодной воде, составляет 6 лет. Согласно паспорту счетчик: горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5, заводской №, данный ИПУ был выпущен 05.07.2007г., дата первичной поверки ДД.ММ.ГГГГ, межповерочный интервал на холодной воде составляет 4 года. В связи с истечением срока поверки индивидуальных приборов, ФИО5 помещений осуществили поверку счетчиков ХВС и ГВС с привлечением аккредитованной в соответствии с законодательством РФ организации ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС». Указанной организацией было выдано свидетельство о поверке № от 19.06.2018г. на счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № и свидетельство номер № от ДД.ММ.ГГГГ счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5. Свидетельства о поверки действительны до ДД.ММ.ГГГГ на. ХВС и до ДД.ММ.ГГГГ на счетчик ГВС. Поверка осуществлялась без снятия приборов учета. После осуществления поверки ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направил заявление в ТСЖ «Фаворит» с уведомлением о проведении поверки. Кроме того, аналогичные заявления направлялись повторно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, 05.06.2020г. с просьбой произвести перерасчет по приборам учета ГВС и ХВС. Истцы полагают что действия ТСЖ «Фаворит» по отказу в принятии указанных приборов учета в эксплуатацию являются незаконными и нарушают права истцов. Истцы считают, что в соответствии с действующим законодательством, Застройщик, осуществляющий строительство многоквартирного дома обязан при монтаже инженерного оборудования установить индивидуальные приборы учета в квартирах и предать Управляющей организации документы па приборы учета, а управляющая организация обязана ввести приборы учета в эксплуатацию. Истцы приобрели квартиру у физического лица, которое ФИО5 помещения. Приборы учета в момент приобретения в собственность квартиры уже были установлены и введены в эксплуатацию. Также истцы полагаю, что ответчик неправомерно производит расчёт потребления электроэнергии исходя из нормативов потребления. Указывают, что компанией Застройщика в 2008 году был установлен счётчик электрической энергии однофазный СЭ 131, ДЭ6807П заводской № выпуска ДД.ММ.ГГГГ Согласно формуляру указанного счетчика электрической энергии, межповерочный интервал составляет 16 лет. Также указывают, что между ФИО1 и ООО «Теплоэнергоучет» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на монтаж счетчика учета тепла № Т-1/19. Согласно заключенному договору. ООО «Теплоэнергоучет» был установлен прибор учета тепла Sa№ext Мо№oRМ №, первичная поверка 22.11.2018г., дата очередной поверки 21.11.2014г. ООО «Теплоэнергоучет» ДД.ММ.ГГГГ был разработан рабочий проект узла учета тепловой энергии. 01.02.2019г. ФИО1 направил в адрес ответчика заявление на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепла с копией паспорта и рабочим проектом. ТСЖ «Фаворит» указанное заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под вх. №. Указанный рабочий проект был согласован ТСЖ «Фаворит» 19.04.2019г. Однако, ответчик до настоящего времени не ввел в эксплуатацию узел учёта тепловой энергии истцов и не принял его на коммерческий учет. Также истцы считают, что своими действиями ответчик причинил моральный вред, который они оценивают в 20000 руб. Указывают, что ими неоднократно направлялось требование о вводе приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию и требование произвести перерасчет исходя из показаний приборов учета, последнее из которых было направлено ДД.ММ.ГГГГ EMS отправлением. Ответ на указанное требование, полученное ТСЖ «Фаворит» ДД.ММ.ГГГГ, в адрес истцов не поступал.
Считая свои права нарушенными просят: обязать ТСЖ «Фаворит» осуществить действия по вводу в эксплуатацию счетчика холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №, установленного в квартире истцов по адресу: <адрес>. и счетчика горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №, установленного в квартире истцов по адресу: <адрес>; Обязать ТСЖ «Фаворит» произвести расчет за потребленное холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, по формуле 1 приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исходя из показаний прибора улета счетчика холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № и счетчика горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №, установленных в квартире истцов по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день ввода приборов учета в эксплуатацию; Обязать ТСЖ «Фаворит» осуществить действия по вводу в эксплуатацию счетчика электрической энергии однофазный СЭ 101, ЦЭ6807П заводской №, установленного в квартире истцов; Обязать ТСЖ «Фаворит» произвести расчет за потребленную электроэнергию формуле 1 приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исходя из показаний прибора учета счетчика электрической энергии однофазный СЭ 101, ЦЭ6807П заводской №, установленного в квартире истцов по адресу: <адрес>, за период с 01 09.2017 г года по день ввода прибора учета в эксплуатацию; Обязать ТСЖ «Фаворит» осуществить действия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепла: Sa№ext Mo№oRM №, установленного в квартире истцов.; Обязать ТСЖ «Фаворит» произвести расчет за потребленную тепловую энергию по формуле 3(1) приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исходя из показаний прибора учета Sa№ext Mo№oRM №, установленного в квартире истцов, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по день ввода прибора учета в эксплуатацию; Взыскать с ТСЖ «Фаворит» в пользу ФИО8 и ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей; Взыскать с ТСЖ «Фаворит» в пользу ФИО8 и ФИО2 за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.
Истец ФИО1 и представители истца ФИО15 ФИО6, ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили требования истца удовлетворить в полном объеме. Представили письменные пояснения, в которых указали, что ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС» были выданы дубликаты свидетельств о поверке указанных счетчиков воды, с номерами 262677 и 262676, сведения о которых были внесены ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС» в «Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений» (ФГИС «АРШИН»). В целях подтверждения надлежащего технического состояния и работоспособности приборов учета ХВС и ГВС. истом была подана заявка на повторную поверку счетчиков воды в государственную аккредитованную организацию. ФИО1 известил Председателя ТСЖ «ФАВОРИТ» ФИО10 о дате, месте и времени проведения поверки счетчиков, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ посредством смс сообщения. 01.10.2020г. ФБУ «Саратовский ЦСМ им. ФИО11» была проведена поверка счетчика воды СВК-15-1,5 № заводской № и счетчика воды СВК-15- 1,5 № заводской №. Также пояснили, что полагают, что ТСЖ «Фаворит» было обязано принимать показания индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии, передаваемых истцами и производить начисление платы за коммунальные услуги согласно переданным показаниям, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», так как в соответствии с Постановлением №, до ДД.ММ.ГГГГ приостановлено действие положений подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители ответчика ФИО7 и ФИО12 в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, в которых просят отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, указывают, что порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний регламентированы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Согласно п. 80 Правил учет объема коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих, комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Ссылаются, что согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены ФИО5 жилого или нежилого помещения. Указывают, что с момента создания ТСЖ «Фаворит» в 2011г., истцы с заявлениями о вводе в эксплуатацию установленных в их квартире приборов учёта никогда не обращались, ссылались на отсутствие паспортов на приборы учёта, и то, что в квартире никто не проживает. В квартире истцов установлены приборы учёта ХВС и ГВС с первичной поверкой от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> представленных с иском паспортов на данные приборы учёта, межповерочный интервал для прибора учёта ХВС составляет 6 лет, а для прибора учёта ГВС – 4 года. То есть ДД.ММ.ГГГГ истек срок поверки прибора учёта ГВС, а ДД.ММ.ГГГГг. – срок поверки прибора учёта ХВС. С указанных дат, согласно п. 81(12) Правил, данные приборы учёта считались вышедшими из строя. Данные приборы учёта подлежали замене, либо поверке, и последующему вводу в эксплуатацию в общем порядке, предусмотренном Правилами. В подтверждение проведённой поверки, истец представил суду незаверенные копии свидетельств о поверке № и № от 19.06.2018г. выданных ООО «Водомер-сервис», выполненные путём цветного копирования на техническом средстве. Таким образом, имеющиеся в данный момент в материалах дела копии свидетельств о поверке № и №, - не подтверждены соответствующими подлинниками и не соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 59 и ст. 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств. Указывают, что в представленных суду паспортах счётчиков ГВС и ХВС в соответствующих графах п. 14 отсутствует информация о проведённой поверке. Хотя п. 9.4 паспорта прямо гласит: «при проведении периодической поверки счётчика должна быть сделана соответствующая запись в разделе 14». Считают, что согласно свидетельств о поверке, поверитесь проверил приборы учёта ХВС и ГВС на соответствие МИ 1592-2015, тогда как паспортом счётчика в п. 9.1 прямо предусмотрена иная методика поверки, разработанная производителем, «Счётчики горячей воды крыльчатые СВК-15-1,5». Полагают, что поверка проводилась по методике, не предназначенной для данных приборов учёта. Указывают, что согласно сведений из «Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений» (ФГИС «АРШИН») Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Росстандарт), имеющихся в свободном доступе в сети Интернет по состоянию на 24.09.2020г., в 2018г. ООО «Водомер-сервис» выдавались иные свидетельства о поверке за № и №. Не на приборы учёта истца «СВК-15-1,5» с номерами 070717583 и 070717516, а на иные, - «схв-15» с заводскими номерами 11345116 и 11344457. И произошло это не 19.06.2018г., а 23.01.2018г. Что по мнению ответчика ставит под сомнение достоверность копий свидетельств, представленных истцом суду. Также указывают, что п. 81 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень информации, которую ФИО5 обязан указать в заявке на ввод индивидуального прибора учёта в эксплуатацию. Но истцы никогда не обращались в ТСЖ с заявками о вводе в эксплуатацию ИПУ в их квартире в непредусмотренной Правилами форме. Полагают, что ни одно из представленных суду обращений истца в ТСЖ - не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами к соответствующей заявке. Указывают, что заявление от 05.06.2020г., которое истцы утверждают что направили в ТСЖ EMS отправлением, в нарушении требований п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не содержит в себе указания на адрес установки прибора учёта; имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета и предлагаемую дату и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию. Более того, никакие документы к данному заявлению в действительности приложены не были. При вскрытии конверта курьер почтовой службы не присутствовал. Суду истцом приложены несколько экземпляров описей вложений, якобы относящихся к данному письму. При этом данные описи не равнозначны, на всех проставлен штамп 05.06.2019г. В связи с чем просим суд дать критическую оценку данным документам. Указывают, что паспорт или формуляр на прибор учёта электроэнергии «Энергомера», установленный в квартире истцов, также никогда истцами ТСЖ «Фаворит» не предоставлялся. В связи с чем ввод его в эксплуатацию был невозможен. Подлинник паспорта или формуляра – у истцов отсутствует. Имеется лишь дубликат в виде черно-белой копии, который не имеет на себе оригинальных оттисков клейма поверителя и приёмщика. Правила не содержат в себе упоминания о возможности предоставления ФИО5 дубликата. Поясняют, что установка ИПУ тепловой энергии была произведена ФИО16 самовольно на сетях теплоснабжения жилого дома, являющихся общим имуществом (на лестничной площадке подъезда дома). При этом ФИО16 для производства работ был самовольно вскрыт замок щита с запорной арматурой, куда и был установлен ИПУ. Все работы производились без ведома и контроля ТСЖ «Фаворит». Монтаж счётчика произведён на основании проекта, составленного по техническим условиям, выданным ООО «Теплоресурс», организации которая никакого отношения к внутридомовым коммуникациям жилого дома Тельмана 150/1 – не имеет. Для получения технических условий истец в ТСЖ – не обращался. Полагают, что коммуникации системы отопления жилого дома Тельмана 150/1 – находятся в ведении ТСЖ «Фаворит», а значит получать технические условия и согласовывать установку ИПУ тепла истцы должны были с ТСЖ «Фаворит», а не со сторонней организацией. В данный момент установку ИПУ тепла, произведённую ФИО16, ТСЖ «Фаворит» считает самовольной и незаконной, в связи с чем оснований для принятия показаний данных ИПУ к учёту у ТСЖ – также не имеется. В случае удовлетворения исковых требований истца просят суд снизить размер заявленного штрафа в связи с его явной несоразмерностью, согласно ст. 333 ГК РФ.
Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО3 пояснил, что является сотрудником и представителем ООО «Водомер Сервис» на территории <адрес>. Что в 2018г. осуществлял поверку приборов учёта холодного и горячего водоснабжения в квартире истцов, в подтверждение чего выдал им соответствующие свидетельства о поверке. Самостоятельно информацию о поверке во ФГИС «АРШИН» не вносит, так как этим занимаются в головном офисе ООО «Водомер Сервис».19.06.2018г. по просьбе истца выдал ему дубликаты ранее выданных свидетельств о поверке в связи с утратой. Ранее никогда выдачу дубликатов не осуществлял.
Заслушав истца, его представителей, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит 1-комнатная квартира общей площадью 37,4 кв.м., находящаяся по адресу: <адрес> (доля в праве 1/2 у каждого ФИО5). Указанная квартира была приобретена истцами на основании договора купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ №.
Управление многоквартирным домом по адресу <адрес> 02.06.2011г. осуществляет ФИО4 «Фаворит».
На момент рассмотрения иска в квартире истцов установлены следующие индивидуальные приборы учета: Счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №; Счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской №; Счетчик электрической энергии однофазный СЭ 101, ЦЭ6807П заводской №, дата выпуска 04.02.2008г.
На лестничной площадке подъезда в многоквартирном доме по адресу <адрес>, в тепловом шкафу силами ООО «Теплоэнергоучет» истцами был установлен прибор учета тепла Sa№ext Мо№oRМ №, первичная поверка 22.11.2018г., дата очередной поверки 21.11.2014г. Рабочий проект учета тепловой энергии был разработан и утверждён ООО «Теплоэнергоучет» 19.04.2019г. на основании технических условий, выданных ООО «Теплоресурс».
19.06.2018г. ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС» была произведена поверка приборов учёта ХВС и ГВС в квартире истцов. Суду истцами представлены незаверенные цветные копии свидетельств о поверке № от 19.06.2018г. на счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № и № от ДД.ММ.ГГГГ счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5. Подлинники свидетельств суду не представлены в связи с утратой. После подачи иска ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС» истцам были выданы дубликаты свидетельств о поверке указанных счетчиков воды, с номерами 262677 и 262676. 01.10.2020г. ФБУ «Саратовский ЦСМ им. ФИО11» также была проведена поверка счетчика воды СВК-15-1,5 № заводской № и счетчика воды СВК-15- 1,5 № заводской №.
Письмом от 05.06.2020г. истцами в адрес ТСЖ «Фаворит» направлялось заявление с просьбой о вводе приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию и требованием произвести перерасчет исходя из показаний приборов учета.
Согласно ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества ФИО5 помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
ФИО5 помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление ФИО5 помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление ФИО4 либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом ФИО4 либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные ФИО4 или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ст. 138 ЖК РФ, ФИО4, помимо прочего, обязано: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми ФИО5 помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов ФИО5 помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ ФИО5 жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества ФИО5 помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для ФИО5 помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Порядок определения размера платы ФИО5 за коммунальные услуги определяется согласно положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и утверждаемых им «Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Правилами установлены следующие понятия: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом ФИО5 помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, ТСЖ «Фаворит» является по отношению к истцам исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, теплоснабжению (отоплению) и электроснабжению.
Согласно п. 31 Правил исполнитель обязан:
принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
Согласно п. 34 Правил потребитель обязан:
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измеренийпри обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные, приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку.
Как установлено п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Как следует из содержания п.81 Правил, оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены ФИО5 жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки ФИО5 жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, прибор учета электрической энергии вводится в эксплуатацию не позднее месяца со дня его установки.
Согласно п. 81(1) Правил исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 81(6) Правил по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки;
ж) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
з) результат проверки;
и) информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета.
Как следует из содержания п. 81(7) Правил акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, составляется в 3 экземплярах и подписывается потребителем, представителями исполнителя и гарантирующим поставщиком или сетевой организацией и при условии, что такие лица принимали участие в процедуре ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Согласно положений 81(12) Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Также согласно п. 81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Также следует отметить, что согласно п. 81(14) Правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. То есть в общем порядке, по соответствующей требованиям Правил заявке потребителя и с приложением соответсующих документов.
Основываясь на системном анализе вышеизложенных правовых норм, исследованных судом доказательств и объяснений сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истцов о возложении на ТСЖ «Фаворит» обязанности осуществить действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта холодного, горячего водоснабжения и электроэнергии, произвести перерасчёт.
Как следует из паспорта счетчика холодной воды крыльчатого СВК-15-1,5 заводской №, данный прибор учета был выпущен ДД.ММ.ГГГГ, дата первичной поверки 29.07.2007г., межповерочный интервал счетчика, установленного на холодной воде, составляет 6 лет.
Согласно паспорта на счетчик: горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5, заводской №, он был выпущен 05.07.2007г., дата первичной поверки ДД.ММ.ГГГГ, межповерочный интервал на холодной воде составляет 4 года.
Соответственно 28.07.2011г. года истек срок поверки прибора учёта горячей воды №, а 28.07.2013г. срок поверки прибора учёта холодного водоснабжения №.
Доказательств проведения поверки указанных приборов учёта до истечения межповерочных интервалов суду истцами не представлено. В представленных суду паспортах приборов учёта ХВС и ГВС отсутствуют отметки в поле 14 о периодической поверке и в поле 15 «сведения о установке».
Таким образом, указанные приборы учета ХВС и ГВС истцов являлись вышедшими из строя согласно п. 81(12) Правил, и подлежали вводу в эксплуатацию после поверки в общем порядке, предусмотренном 81(14) Правил.
Доказательств обращения истцов в ТСЖ «Фаворит» с заявлением о вводе в эксплуатацию приборов учёта ХВС и ГВС до 05.06.2020г. – суду не представлено.
Заявление истцов от 04.02.2019г. с просьбой «принять копии поверок» - представлено суду в виде плохо-читаемой факсимильной копии. Подлинник суду не представлен. В связи с чем данный документ не соответствует требованиям, предъявляемым ст. ст. 60 и 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не может быть принят судом в качестве доказательства. Кроме того, данное заявление не подтверждает факт передачи истцами в ТСЖ «Фаворит» копий свидетельств о поверках приборов учёта и иных документов, прилагаемых к заявке согласно требований Правил, и не содержит в себе информации, предусмотренной п. 81 Правил.
Истцы указывают в иске, что 19.06.2018г. ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС». было выдано свидетельство о поверке № от 19.06.2018г. на счетчик холодной воды крыльчатый СВК-15-1,5 заводской № и свидетельство номер № от 19.06.2018г. на счетчик горячей воды крыльчатый СВК-15-1,5.
Однако суду указанные свидетельства также представлены в виде незаверенных копий, изготовленных путём цветного копирования. Подлинники свидетельств истцами по требованию суда представлены не были. Копии данных свидетельств также не соответствует требованиям, предъявляемым ст. ст. 60 и 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не могут быть приняты судом в качестве письменных доказательств. Кроме того, суд соответственно не может считать установленным факт наличия у истцов и предоставления в ТСЖ «Фаворит» данных свидетельств с заявлениями от 04.02.2019г. и 05.06.2020г.
Более того, согласно сведений из «Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений» (ФГИС «АРШИН») Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, имеющихся в свободном доступе в сети Интернет, в 2018г. ООО «Водомер-сервис» выдавались и иные свидетельства о поверке с идентичными порядковыми номерами № и №. Не на приборы учёта истца «СВК-15-1,5» с номерами 070717583 и 070717516, а на иные приборы учёта, «схв-15» с заводскими номерами 11345116 и 11344457.
В отсутствие указанных документов, подтверждающих поверку, ввод эксплуатацию приборов учёта ФИО4 был невозможен, так как это повлекло бы нарушение п.81, п., 81(1), 81 (4) и 81(12) Правил. В связи с чем суд считает, что истцом не представлено доказательств соблюдения им предусмотренного Правилами порядка обращения к исполнителю (ТСЖ «Фаворит») с заявкой о вводе приборов учёта в эксплуатацию.
Дубликаты свидетельств о поверке были выданы истцам ООО «ВОДОМЕР СЕРВИС» уже после подачи иска. Поверка счётчиков ХВС И ГВС, проведённая 01.10.2020г. ФБУ «Саратовский ЦСМ им. ФИО11», также проведена в период рассмотрения дела судом.
С приложением указанных документов истцы в ТСЖ «Фаворит» с заявкой о вводе в эксплуатацию приборов учёта – не обращались, а значит данные обстоятельства не свидетельствуют об уклонении ТСЖ «Фаворит» от исполнения предусмотренного Правилами порядка ввода в эксплуатацию приборов учёта.
Таким образом, на момент обращения в суд у ответчика отсутствовали правовые основания для расчета размера потребленных услуг по установленным приборам учета, что не препятствует возможности истцам в настоящее время обратиться в ТСЖ «Фаворит» повторно.
Довод истцов о том, что счётчик электрической энергии однофазный СЭ 101, ДЭ6807П заводской № выпуска 04.02.2008г. был установлен компанией застройщиком, и с того времени считается введённым в эксплуатацию, суд находит несостоятельным. Доказательств этого суду не представлено. Правового обоснования также.
Доказательств принятия в эксплуатацию ТСЖ «Фаворит» указанного индивидуального прибора учёта электроэнергии истцы суду не представили. Более того, ФИО5 ФИО1 подтвердил суду, что подлинник паспорта на прибор учёта электроэнергии у него отсутствует. Суду в виде незаверенной чёрно-белой копии представлен дубликат формуляра счётчика электроэнергии. Подлинность копии установить не представляется возможным. В связи с чем данный документ не может быть признан судом допустимым доказательством по делу. Кроме того, положениями Правил предоставление исполнителю дубликата – не предусмотрено. Правовой обязанности на ввод указанного прибора учёта электроэнергии у ТСЖ «Фаворит» не возникало.
В качестве приложения к заявлению истцов от 05.06.2020г. формуляр счётчика электроэнергии № ФИО5 в адрес ФИО4 не направлялся. Доказательств направления истцами в адрес ТСЖ «Фаворит» иных заявок о вводе в эксплуатацию прибора учёта электроэнергии суду не представлено.
Заявление истцов от 05.06.2020г. в нарушение п. 81 Правил о содержании заявки ФИО5 на ввод прибора учёта в эксплуатацию, не содержит обязательной информации об имени, отчестве заявителя, реквизитах документа, удостоверяющего личность, предполагаемой дате и времени ввода установленного прибора учёта в эксплуатацию, организации, осуществившей монтаж прибора учёта. А значит не порождало у ТСЖ «Фаворит» правовых последствий по её рассмотрению. В подтверждение направления указанного заявления истцами представлено суду две неравнозначные копии описей вложения. На обеих проставлен штамп почтового сотрудника с датой «05 06 2019».
Позицию истцов о том, что ТСЖ «Фаворит» было обязано принимать показания индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии, передаваемых истцами и производить начисление платы за коммунальные услуги согласно переданным показаниям, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», до ДД.ММ.ГГГГ приостановлено действие положений подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – суд находит несостоятельной и основанной на неверном толковании.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с ДД.ММ.ГГГГг. до ДД.ММ.ГГГГ приостановлено действие положений подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которого прибор учёта считается вышедшим из строя при истечении срока его поверки.
Однако, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не ограничивает действие других положений Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части порядка ввода в эксплуатацию (ранее не введённых) индивидуальных приборов учёта (пунктами 81 - 81(9) Правил).
Таким образом, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № временно освобождает ФИО5 от обязанности проведения очередной поверки ранее введённых в эксплуатацию приборов учёта, срок поверки которых истекает в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., но не позволяет осуществлять первичный ввод в эксплуатацию приборов учёта с уже истекшим сроком поверки.
Как разъяснялось в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЛ/04 приостановление действия подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, приборы учёта ХВС, ГВС и электроэнергии, установленные в квартире истцов, ранее ТСЖ «Фаворит» в эксплуатацию не вводились. Соответственно осуществление расчётов размера платы на основании их показаний – невозможно.
В иске истцы указывают, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу 2-1906/2017 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 в пользу ТСЖ «Фаворит» взыскана задолженность по оплате капитального ремонта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1213 руб. 51 коп., задолженность по оплате коммунальных и жилищных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 421 руб. 47 коп. за жилое помещение находящаяся по адресу: <адрес>, г Энгельс, <адрес>. При этом истцы указывают, что за указанный период задолженность по оплате коммунальных платежей, а именно коммунальных услуг за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение были взысканы судом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. А значит истцам было достоверно известно, что приборы учёта ХВС, ГВС и электроэнергии не принимаются к учёту ТСЖ «Фаворит».
Кроме того, заявленные истцом исковые требования выходят за период действия ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Спорные правоотношение образовались между сторонами до даты вступления в силу указанного Постановления. Соответственно его положения не влияют на разрешение спора по существу.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истцами не доказано соблюдение ими предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядка обращения к исполнителю с заявкой о вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта. На момент обращения к ТСЖ «Фаворит» у истцов отсутствовали свидетельства о поверке индивидуальных приборов учёта ХВС и ГВС, а также паспорт (формуляр) на индивидуальный прибор учёта электроэнергии. Заявки истцов не содержали в себе исчерпывающего перечня информации, предусмотренного п. 81 Правил. В связи с чем правовые основания для введения в эксплуатацию указанных приборов учёта у ТСЖ «Фаворит» отсутствовали.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно п. 17 и п. 18 Правил организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.
Как установлено п. 19 Правил узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Согласно п. 39 Правил проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании:
а) технических условий;
б) требований настоящих Правил и методики;
в) технической документации на применяемые средства измерений.
В соответствии с п. 40 технические условия содержат:
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).
В соответствии с п. 41 Правил теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
Согласно ст. 138 ЖК РФ, ФИО4 обязано: осуществлять управление многоквартирным домом; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми ФИО5 помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов ФИО5 помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
Как было указано выше, согласно положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и утверждаемых им «Правил предоставления коммунальных услуг ФИО5 и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом ФИО5 помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 4 Правил отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления
Согласно п. 35 Правил потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и п. 6 утвержденных им правил, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств ФИО5 помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 8 вышеуказанных правил внешней границей сетей теплоснабжения и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением ФИО5 помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из объяснений сторон и представленных суду документов, многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, в котором находится квартира истцов, - имеет горизонтальную «лучевую» разводку системы отопления.
Стояки системы отопления расположены в подъезде жилого дома. На лестничных площадках этажей организованы запираемые тепловые шкафы, в которых расположены отводы от стояков в расположенные на этаже квартиры и запирающая арматура. Далее трубопроводы системы отопления для каждой конкретной квартиры заглубляются в стяжку пола лестничной площадки и идут в полу до дверей квартир.
На момент ввода в эксплуатацию жилого, индивидуальными поквартирными приборами учёта тепла он оборудован не был. Установка индивидуальных приборов учета тепла осуществляется ФИО5 по собственной инициативе. Жилой дом оборудован общедомовым прибором учёта тепла. Теплоснабжение дома осуществляется ресурсоснабжающей организацией ООО «Теплоресурс»
Прямых договоров между ФИО5 квартир и ресурсоснабжающей организацией не имеется. Предоставление услуги отопления конечному потребителю (ФИО5 квартиры) и расчёт платы осуществляется силами ТСЖ «Фаворит».
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что ТСЖ «Фаворит» является непосредственной организацией – исполнителем услуги отопления в многоквартирном доме по адресу <адрес>, в котором находится квартира истцов.
При этом ТСЖ «Фаворит» является организацией, на которую возложена обязанность по содержанию и поддержанию надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно любые изменения во внутридомовые инженерные системы, в том числе систему отопления, должны быть согласованы с ТСЖ «Фаворит».
Границей сетей и эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации ООО «Теплоресурс» является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. То есть никаких полномочий в отношении инженерных систем, расположенных в многоквартирном доме ООО «Теплоресурс» - не имеет.
В иске истцы указывают, что по поручению истца ООО «Теплоэнергоучет» ДД.ММ.ГГГГ был разработан рабочий проект узла учета тепловой энергии.
Далее указывают, что 01.02.2019г. ФИО1 направил в адрес ответчика заявление на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепла с копией паспорта и рабочим проектом на его установку. Однако, ответчик до настоящего времени не ввел в эксплуатацию узел учёта тепловой энергии истцов и не принял его на коммерческий учет.
Таким образом, доводы истца, изложенные в иске – противоречат друг другу. Очевидно, что направить 01.02.2019г. в адрес ТСЖ «Фаворит» рабочий проект, разработанный ООО «Теплоэнергоучет» 19.04.2019г. истцы не могли.
Суду истцами предоставлено две неравнозначные копии рабочего проекта. Первая, представленная в качестве приложения к иску – содержит на титульном листе отметку об утверждении ООО «Теплоэнергоучет» от 19.04.2019г. и на листе согласования отметку ТСЖ «Фаворит» без даты. Вторая, представленная в ходе рассмотрения дела, - содержит на титульном листе отметку об утверждении ООО «Теплоэнергоучет» от 31.01.2019г. и на листе согласования отметку ООО»Теплоресурс» от 01.02.2019г.
Из заявлений истцов от 01.02.2019г., представленных суду, следует, что по состоянию на 01.02.2019г. прибор учёта тепла уже был установлен истцами.
Управляющая ТСЖ «Фаворит» ФИО12 и представитель ФИО7 в судебном заседании пояснили, что ТСЖ «Фаворит» не возражает против установки истцами прибора учёта тепла, но полагает, что он должен быть установлен на основании технических условий, полученных от ТСЖ «Фаворит», что работы по установке также должны проводиться под контролем ТСЖ, а не сторонней организации ООО «Теплоресурс», так как инженерные сети отопления в многоквартирном доме находятся в ведении именно ТСЖ. Указали, что истцы сначала самовольно установили прибор учёта на инженерных сетях отопления, а лишь потом обратились в ТСЖ для согласования. В связи с чем установить правильно ли производился процесс монтажа и наладки прибора – уже невозможно.
Доводы ответчика суд считает заслуживающими внимания. Хронология событий, а именно заявления истца от 01.02.2019г. об установленном приборе учёта, до согласования проекта 19.04.2019г. с ФИО4 – свидетельствует о том, что установка прибора была осуществлена ФИО5 самовольно, ещё до обращения в ТСЖ.
Кроме того, оба экземпляра рабочих проектов на «устройство коммерческого узла учёта тепловой энергии жилого помещения» истцов, согласно их содержания, изготовлены на основании технических условий, выданных ООО «Теплоресурс» - ресурсоснабжающей организации, которая не имеет полномочий в отношении инженерных сетей отопления внутри многоквартирного дома.
Согласно п. 11 технических условий ООО «Теплоресурс» № от 25.01.2019г., «монтаж должен выполняться под контролем представителя ООО «Теплоресурс». Никакой информации об участии в монтаже или вводе эксплуатацию ТСЖ «Фаворит» - технические условия не содержат.
Как уже было указано судом, ООО «Теплоресурс» не является по отношению к истцам исполнителем услуги отопления и не осуществляет содержание инженерных систем многоквартирного дома. А значит полномочиями по выдаче таких технических условий – не обладало.
Также суд полагает, что применение «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» – к спорным правоотношениям применимо лишь по аналогии, в части не противоречащей общим нормам гражданского и жилищного законодательства.
По своей правовой природе отношения между истцами физическими лицами и ТСЖ «Фаворит» - не являются коммерческими.
Согласно с. 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации ФИО4 признается вид ФИО4 недвижимости, представляющий собой объединение ФИО5 помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом ФИО5 помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом ФИО5 нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности ФИО5 помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего ФИО5 нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего ФИО5 помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества ФИО5 нескольких жилых домов.
Согласно ст. 291 ГК РФ ФИО4 является некоммерческой организацией.
В связи с чем суд приходит к выводу, что применительно к спорным правоотношениям между истцами и ТСЖ «Фаворит», под теплоснабжающей организацией, упоминаемой в п 41 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», следует понимать не ресурсоснабжающую организацию ООО «Пантон», а непосредственного исполнителя услуги отопления в многоквартирном доме – ТСЖ «Фаворит».
Соответственно технические условия на производство работ по установке индивидуального прибора учета тепла на инженерных сетях многоквартирного дома должны исходить от лица ТСЖ «Фаворит». Работы по монтажу ФИО5 жилого помещения также должны согласовывать с ФИО4, а не со сторонней организацией.
Доказательств обращения ФИО5 к ТСЖ «Фаворит» для получения технических условий на установку индивидуального прибора учёта тепла – суду не представлено. Работы по монтажу прибора на инженерных сетях системы отопления проведены ФИО5 без ведома и согласия ФИО4. В связи с чем отказ ФИО4 во вводе в эксплуатацию данного прибора учёта тепла суд считает правомерным, а исковые требования истцов не подлежащими удовлетворению.
Исковые требования истцов о взыскании штрафа и компенсации морального вреда – являются производными, соответственно удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ФИО4 «Фаворит» о возложении обязанности принять приборы учета в эксплуатацию, произвести перерасчет отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: (подпись).
Верно.
Судья Д.А. Лавров
Секретарь А.Р. Атманов