Дело № 2-2173/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе
председательствующего судьи Рубе Т.А.,
при секретаре Велиляевой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
26 мая 2015 года
гражданское дело по заявлению Шагако Д.И. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и возложении обязанности совершить действия,
у с т а н о в и л:
Шагако Д.И. обратился в суд к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с требованием о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и возложении обязанности совершить действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о регистрации № в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение № «Об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Считает данное решение противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и Республики Крым, нарушающим право Шагако Д.И. на завершение оформления прав на земельный участок. Земельный участок был ранее учтен, поставлен на кадастровый учет, содержащиеся в выписке сведения соответствуют требованиям законодательства РФ о кадастровом учете. Решение Мирновского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является основанием для принятия решения о внесении в Реестр сведений о земельном участке как о ранее учтенном. Указанное решение не отменено, принято до ДД.ММ.ГГГГ, является основанием для завершения оформления прав на земельный участок. В связи с этим просит суд признать решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Шагако Д.И. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном: <адрес>, незаконным и отменить; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на основании решения 31 сессии 6 созыва Мирновского сельского совета Симферопольского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ его неявка не препятствует рассмотрению заявления по существу.
Представитель заявителя Савенко Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Суду так же пояснила, что отказ Государственного комитета в регистрации земельного участка нарушает право доверителя на реализацию решения сельского совета об оформлении права собственности на земельный участок. Считает, что спорный земельный участок является ранее учтенным, так как он был поставлен на кадастровый учет в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Украины. Процедура постановки на учет была завершена, так как в представленной суду выписке содержатся все предусмотренные законом сведения о земельном участке, в том числе кадастровый номер земельного участка, что подтверждает факт его учета. Просит требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко Е.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, заявленные требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях. Суду так же пояснила, что заявителю было отказано во внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном, так как отсутствуют сведения о том, что земельный участок был ранее учтен. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процедура постановки земельного участка на кадастровый учет, предусмотренная законодательством Украины, завершена не была, так как органом государственной власти не было принято решение о согласовании проекта землеустройства. Представленное решение Мирновского сельского совета было принято ДД.ММ.ГГГГ на основании законодательства Украины, хотя с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действовало законодательство Российской Федерации. Считает отказ законным. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шагако Д.И. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о следующем ранее учтенном объекте недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение № об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, мотивированное тем, что в результате проверки выявлено отсутствие в представленных документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном, и согласно Федерального закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» № от ДД.ММ.ГГГГ года, представленная Выписка из Решения 31 сессии 6 созыва Мирновского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в качестве ранее учтенного.
Заявитель считает данный отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым незаконным, так как ранее земельный участок был учтен в установленном законом порядке.
Суд не может согласиться с данными доводами заявителя.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) регулируются, в том числе, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 45 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ содержит понятие ранее учтенных объектов недвижимости и указывает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:
1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.
Согласно ст. 12.1 данного закона до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 1 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Из совокупного анализа приведенных выше правовых норм следует, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения как о ранее учтенных объектах об объектах недвижимости, которые до 21 марта 2014 года были учтены на территории Республики Крым в соответствии с ранее действовавшим законодательством Украины.
Основания и основные требования по внесению сведений о земельных участках в Государственный земельный кадастр на территории Украины регулируется Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О Государственном земельном кадастре".
Согласно ст. 21 Закона Украины "О Государственном земельном кадастре» сведения о границах земельного участка вносятся в Государственный земельный кадастр, в том числе, на основании соответствующей документации по землеустройству по формированию земельных участков - в случаях, определенных статьей 79-1 Земельного кодекса Украины, при их формировании.
В соответствии со ст. 79-1 Земельного кодекса Украины формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение ее площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр. Формирование земельных участков осуществляется в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности. Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре. Земельный участок считается сформированной с момента присвоение ему кадастрового номера. Формирование земельных участков (кроме случаев, определенных в частях шестой - седьмой настоящей статьи) осуществляется по проектам землеустройства по отводу земельных участков. Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента ее формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на нее. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре.
Часть 12 ст. 21 Закона Украины "О Государственном земельном кадастре» указывает, что органы государственной власти (кроме Верховной Рады Украины) и органы местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней после принятия решений об утверждении документации по землеустройству и технической документации по оценке земель, которая согласно этой статье является основанием для внесения сведений в государственного земельного кадастра, предоставляют центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, в соответствии с их компетенцией заверенные копии указанных решений для внесения соответствующей информации в Государственный земельный кадастр.
Порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование регулируется ст. 123 Земельного кодекса Украины, согласно которой предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае, в том числе, формирования нового земельного участка (кроме раздела и объединения).В данном случае предоставление в пользование земельного участка осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности), разработка которой осуществляется на основании разрешения, предоставленного Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование. Решением о предоставлении земельного участка в пользование по проекту землеустройства по его отводу осуществляются утверждение проекта землеустройства по отводу земельного участка.
В соответствии со ст. 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. То есть, в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, основанием для внесения сведений о вновь сформированном земельном участке в Государственный земельный кадастр является решений соответствующего органа власти об утверждении документации по землеустройству и технической документации по оценке земель, которая подлежит обязательному согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Судом установлено, что решением № Мирновского сельского совета Симферопольского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ Шагако Д.И. было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью до 0,07 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, на территории Мирновского сельского совета.
Согласно извлечению из Государственного земельного кадастра о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года, заявителем был зарегистрирован проект по землеустройству относительно отведенных земельных участков Горрайонным управлением Госземагенства в г. Симферополе и Симферопольском районе АР Крым (л.д.10).
Данное обстоятельство так же подтверждается представленным кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Мирновским сельским советом Симферопольского района АР Крым было принято решение № об утверждении проекта землеустройства по отводу в собственность земельных участков гражданам для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес> и в <адрес> на территории Мирновского сельского совета, и передаче Шагако Д.И. в собственность земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и сооружений (л.д. 8).
Статья 23 ФКЗ РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а именно с 18 марта 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Суд считает необходимым отметить, что решение № вынесено ДД.ММ.ГГГГ, после принятия Республики Крым в Российскую Федерацию и начала действия на территории Республик Крым законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из положений приведенного выше законодательства Украины, регулирующего порядок постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, суд считает установленным, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 21 марта 2014 года не был учтен на территории Республики Крым в соответствии с ранее действовавшими актами, так как соответствующим органов власти Украины не было принято решение об утверждении документации по землеустройству и технической документации по оценке данного земельного участка, данное решение не было согласовано с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Следовательно, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обоснованно отказал Шагако Д.И. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Данное решение вынесено в установленный законом срок.
В случае обращения заявителя в суд в порядке установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом должно быть установлено, что государственный орган принял решение, совершил действие (бездействия) в нарушение закона или иного нормативного правого акта, что повлекло за собой нарушение прав и свобод гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В рассматриваемом случае Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, принимая решение об отказе Шагако Д.И. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства, данное решение прав и свобод заявителя не нарушает.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым совершены в рамках предоставленных полномочий, соответствуют требованиям закона, не нарушают прав либо свобод Шагако Д.И. что в соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления Шагако Д.И. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, как о ранее учтенном объекте недвижимости и возложении обязанности по внесению данных сведений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Судья Т.А. Рубе
Решение составлено в окончательной форме 01 июня 2015 года.