Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2015 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3 – 24/15 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» (далее – АО «МВЗ им. М.Л. Миля») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности четырех земельных участков, расположенных в Люберецком районе и в г. Щелково Московской области.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец, просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки).
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом дважды назначалась экспертиза (в том числе повторная) для определения действительной рыночной стоимости данных участков (т. 2 л.д. 139-141).
После проведения повторной экспертизы административный истец уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года по результатам повторной экспертизы, а именно:
земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16, площадью 365885 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/1, в размере 721170312 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:9, площадью 3750 кв.м., разрешенное использование – для производственных целей, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гагарина, д. 26/2, в размере 11003888 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:1, площадью 244400 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», в размере 459809272 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:2, площадью 10000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», в размере 25639400 рублей (т. 3 л.д. 176).
В судебном заседании представители АО «МВЗ им. М.Л. Миля Карпеченко И.А. и Дубровский А.Г. поддержали уточненные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области – Левина М.Е. в судебном заседании полагала рыночную стоимость земельных участков, определенную по результатам повторной экспертизы заниженной, оставив разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что АО (ранее – ОАО) «МВЗ им. М.Л. Миля» является собственником 4-х земельных участков, с вышеназванными категорией, видами разрешенного использования, кадастровыми номерами, расположенных в Люберецком и Щелковском районах Московской области по вышеуказанным адресам, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 8-11).
Судом также установлено, что распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» и от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была определена, в том числе, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельных участков.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков указанными распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области была установлена по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Как усматривается из кадастровых справок, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16 – 1265512061,45 рубль, с кадастровым номером 50:22:0040105:9 – 13670250 рублей, с кадастровым номером 50:14:0040345:1 – 1004513328 рублей, с кадастровым номером 50:14:0040345:2 – 36292400 рублей (т. 1 л.д. 12-15).
Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость предварительно была оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (дата обращения в Комиссию – 29 мая 2014 года) (т. 1 л. д. 226-229).
Согласно заключению эксперта ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Липпонен Ю.С., которой судом было поручено проведение повторной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, рыночная стоимость данных земельных участков определена в размерах указанных в уточненных требованиях административного истца (т. 3 л.д. 64 – 148).
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 1 января 2013 года в данном заключении эксперта Липпонен Ю.С.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем оснований сомневаться в выводах эксперта у суда не имеется.
Утверждение представителя Министерства имущественных отношений Московской области о занижении экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков суд находит необоснованным.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы судебного эксперта, свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, представителем административного ответчика суду не представлено.
Учитывая изложенное, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16, площадью 365885 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 721170312 (семьсот двадцать один миллион сто семьдесят тысяч триста двенадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:9, площадью 3750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гагарина, д. 26/2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 11003888 (одиннадцать миллионов три тысячи восемьсот восемьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:1, площадью 244400 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 459809272 (четыреста пятьдесят девять миллионов восемьсот девять тысяч двести семьдесят два) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:2, площадью 10000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 25639400 (двадцать пять миллионов шестьсот тридцать девять тысяч четыреста)рублей.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области – 29 мая 2014 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.