Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3-24/2015 (3-158/2014;) ~ М-267/2014 от 10.10.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2015 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3 – 24/15 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» (далее – АО «МВЗ им. М.Л. Миля») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности четырех земельных участков, расположенных в Люберецком районе и в г. Щелково Московской области.

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец, просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки).

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом дважды назначалась экспертиза (в том числе повторная) для определения действительной рыночной стоимости данных участков (т. 2 л.д. 139-141).

После проведения повторной экспертизы административный истец уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года по результатам повторной экспертизы, а именно:

земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16, площадью 365885 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/1, в размере 721170312 рублей;

земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:9, площадью 3750 кв.м., разрешенное использование – для производственных целей, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гагарина, д. 26/2, в размере 11003888 рублей;

земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:1, площадью 244400 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», в размере 459809272 рублей;

земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:2, площадью 10000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», в размере 25639400 рублей (т. 3 л.д. 176).

В судебном заседании представители АО «МВЗ им. М.Л. Миля Карпеченко И.А. и Дубровский А.Г. поддержали уточненные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области – Левина М.Е. в судебном заседании полагала рыночную стоимость земельных участков, определенную по результатам повторной экспертизы заниженной, оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Судом установлено, что АО (ранее – ОАО) «МВЗ им. М.Л. Миля» является собственником 4-х земельных участков, с вышеназванными категорией, видами разрешенного использования, кадастровыми номерами, расположенных в Люберецком и Щелковском районах Московской области по вышеуказанным адресам, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 8-11).

Судом также установлено, что распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» и от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была определена, в том числе, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельных участков.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков указанными распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области была установлена по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Как усматривается из кадастровых справок, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16 – 1265512061,45 рубль, с кадастровым номером 50:22:0040105:9 – 13670250 рублей, с кадастровым номером 50:14:0040345:1 – 1004513328 рублей, с кадастровым номером 50:14:0040345:2 – 36292400 рублей (т. 1 л.д. 12-15).

Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость предварительно была оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (дата обращения в Комиссию – 29 мая 2014 года) (т. 1 л. д. 226-229).

Согласно заключению эксперта ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Липпонен Ю.С., которой судом было поручено проведение повторной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, рыночная стоимость данных земельных участков определена в размерах указанных в уточненных требованиях административного истца (т. 3 л.д. 64 – 148).

Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 1 января 2013 года в данном заключении эксперта Липпонен Ю.С.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем оснований сомневаться в выводах эксперта у суда не имеется.

Утверждение представителя Министерства имущественных отношений Московской области о занижении экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков суд находит необоснованным.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы судебного эксперта, свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, представителем административного ответчика суду не представлено.

Учитывая изложенное, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040101:16, площадью 365885 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гаршина, д. 26/1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 721170312 (семьсот двадцать один миллион сто семьдесят тысяч триста двенадцать) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040105:9, площадью 3750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, р.п. Томилино, ул. Гагарина, д. 26/2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 11003888 (одиннадцать миллионов три тысячи восемьсот восемьдесят восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:1, площадью 244400 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 459809272 (четыреста пятьдесят девять миллионов восемьсот девять тысяч двести семьдесят два) рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040345:2, площадью 10000 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – под размещение летно-испытательного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, в районе аэродрома «Чкаловский», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 25639400 (двадцать пять миллионов шестьсот тридцать девять тысяч четыреста)рублей.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Акционерного общества «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области – 29 мая 2014 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3-24/2015 (3-158/2014;) ~ М-267/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля"
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Министерство имущественных отношений
Министерство экологии и природопользования МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2014Передача материалов судье
14.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2014Подготовка дела (собеседование)
13.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2014Предварительное судебное заседание
24.12.2014Предварительное судебное заседание
04.02.2015Судебное заседание
13.03.2015Судебное заседание
25.08.2015Производство по делу возобновлено
21.09.2015Судебное заседание
03.12.2015Производство по делу возобновлено
23.12.2015Судебное заседание
23.12.2015Судебное заседание
28.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее