Дело № 2-7235/15
Решение
Именем Российской Федерации
18 августа 2015 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Забировой З.Т.
при секретаре Терехиной М.В.,
с участием представителя истца Башкирского природоохранного межрайонного прокурора – по доверенности старшего помощника прокурора <данные изъяты> Нафиковой Г.Ф.,
представителя ответчика <данные изъяты> по доверенности Ерзюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании разработать паспорта отходов,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в суд к <данные изъяты> об обязании разработать паспорта отходов, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец с привлечением специалистов <данные изъяты> территориального управления Минэкологии РЮ провела проверку соблюдения <данные изъяты> требований природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что основным видом деятельности <данные изъяты> согласно Уставу является розничная продажа алкогольной и безалкогольной продукции, которая осуществляется в здание <данные изъяты> Расположенного по адресу: <адрес>. Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> арендует у ФИО1 в здании кафе помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., которое находится у последней в собственности.
В результате вышеуказанной деятельности у общества образуются отходы – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), стеклянные и пластиковые бутылки из под алкгольной и безалкогольной продукции, которые передаются <данные изъяты> по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
У <данные изъяты> на момент проверки разработанные паспорта на образуемые отходы отсутствовали. Вышеуказанные факты нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления подтверждается объяснением директора <данные изъяты> ФИО2 справкой, составленной по результатам проверки и другими материалами дела.
В судебном заседании представитель прокуратуры прокурор Нафикова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель <данные изъяты> по доверенности Ерзюкова О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что <данные изъяты> арендует помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор субаренды, согласно которого <данные изъяты> сдало во временное владение и пользование спорное помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м.. В соответствии с п.5.3 договора право собственности на отходы, образуеющиеся в результате деятельности принадлежит субарендатору, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду также несе субарендатор <данные изъяты>. На дату рассмотрения иска отсутствует предмет спора, в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В силу ч. 2 этой же статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией.
Судом установлено, что Башкирским природоохранным межрайонным прокурором с привлечением специалистов <данные изъяты> территориального управления Минэкологии РЮ проведена проверка соблюдения <данные изъяты> требований природоохранного законодательства при эксплуатации <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставлен Администрацией <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № с <данные изъяты> по <данные изъяты> индивидуальному предпринимателю ФИО1 для строительства и обслуживания нежилого помещения. В границах данного земельного участка расположено кафе, состоящее из двух зданий, которое согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности ФИО1. На момент проверки деятельность по содержанию кафе осуществляла индивидуальный предприниматель <данные изъяты> и <данные изъяты> которые согласно договороам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, заключенным с ФИО1 арендуют вышеуказанные объекты недвижимости. Основным видом деятельности <данные изъяты> является деятельность баров (<данные изъяты>), одним из основных видов деятельности <данные изъяты>С. является деятельность ресторанов и кафе (<данные изъяты>).
В результате деятельности <данные изъяты> образуются следующие отходы: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» код по ФККО <данные изъяты>. Не проведена инвентаризация отходов, образующихся от деятельности <данные изъяты> а также не составлены паспорта на отходы I-V классов опасности. Учет образования и «движения» отходов не ведется. Не представлена в Управление Росприроднадзора по РБ отчетность в уведомительном порядке «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ год». Не представлена в Управление Росприроднадзора по РБ отчетность в уведомительном порядке «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ» по форме № 2-ТП (отходы). <данные изъяты> передает отходы, образующиеся от собственной деятельности и от деятельности <данные изъяты> на объект размещения отходов – полигон, расположенный по адресу: <адрес>. У <данные изъяты> лица, которые допущены к обращению с отходами I-V классов опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-V классов опасности.
Невыполнение требований природоохранного законодательства подтверждается актом проверки от 17.06.2015г, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении юридического лица от 23.06.2015г по ст.8.2 КоАП РФ, объяснением должностного лица – директора <данные изъяты> ФИО2
Согласно Устава <данные изъяты> п.3.2 лицензируемые виды деятельности. Перечень которых определяется законом, осуществляется на основании специального разрешения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
<данные изъяты> постановлена на учет в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <данные изъяты>, присвоен ИНН/КПП № ДД.ММ.ГГГГ., подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии №.
<данные изъяты> не ликвидировано, не снято с налогового учета, обязано исполнять предписания органа государственного надзор. Доказательств возложения ответственности по утилизации отходов на собственника помещения, ответчиком в подтверждение своих доводов не представлено.
При таких данных и с учетом указанных выше правовых норм следует, что отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, на момент проверки разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, установив факт нарушения ответчиком действующего законодательства об охране окружающей среды, суд приходи к выводу об удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании разработать паспорта отходов – удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> (ИНН/КПП №, ОГРН №), юридический адрес: <адрес>, разработать паспорта отходов, направить их в Управление Росприроднадзора.
Взыскать с <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья . З.Т.Забирова
.
.