Дело № 2-2252/2022
73RS0001-01-2022-003311-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Ивановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Кочелаева ФИО6 к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы следующим. В ходе прокурорской проверки было выявлено, что в соответствии с утвержденной индивидуальной программой реабилитации инвалида от 17.01.2022 (далее ИПРА) инвалид <данные изъяты> Кочелаев Д.Д. нуждается в обеспечении следующим техническим средством реабилитации (далее ТСР) – кресло коляска с электроприводом с дополнительной фиксацией головы и тела прогулочной (для инвалидов и детей – инвалидов) и аккумуляторными батарейками к ней. Кочелаев Д.Д. указанным ТСР не обеспечен. Данным бездействием Кочелаеву Д.Д. причиняются моральные страдания. С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ответчика обеспечить Кочелаева Д.Д. указанным креслом-коляской, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 25000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Лобосова Н.А. доводы иска поддержала, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ГУ УРО ФСС РФ исковые требования не признаёт, принимались меры по обеспечению Кочелаева Д.Д. указанным ТСР, оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленной сумме не имеется. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»/ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения ела извещены, представили отзывы на исковое заявление с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, дело МСЭ, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24,11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с п.6 федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами, а также высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средствам в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В настоящее время полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Ульяновской области осуществляет ГУ УРО ФСС.
В судебном заседании установлено, что Кочелаев Д.Д. является инвалидом <данные изъяты>. В соответствии с ИПРА № от 17.01.2022 он нуждается в обеспечении следующим техническим средством реабилитации (далее ТСР) – креслом-коляской с электроприводом с дополнительной фиксацией головы и тела прогулочной (для инвалидов и детей – инвалидов) и аккумуляторными батарейками к ней.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено нарушение прав инвалида на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.
Указанным ТСР Кочелаев Д.Д. не обеспечен до настоящего времени. Указанное отражено в отзыве ответчика. Доказательства обратного суду не представлены.
Вышеизложенное опровергает довод представителя ответчика о том, что действиями ответчика личные неимущественные права Кочелаева Д.Д. не нарушены.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении Кочелаева Д.Д. вышеуказанным ТСР существенно нарушает её личные неимущественные права, в связи с чем с ответчика в пользу Кочелаева Д.Д. подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда составляет 5 000 руб.
Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах Кочелаева ФИО7 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Кочелаева ФИО8 техническим средством реабилитации в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации № от 17.01.2022 креслом - коляской с электроприводом с дополнительной фиксацией головы и тела прогулочной (для инвалидов и детей – инвалидов) и аккумуляторными батарейками к ней.
Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кочелаева ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение изготовлено 01.06.2022.