<данные изъяты>
Дело № 5 -178/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июля 2019 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Яковлевой М.А. , <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
23.04.2019 г. по адресу нахождения объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» в районе земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» собственником Яковлевой М.А. проведены земляные и строительные работы по устройству фундамента объекта капитального без предварительно проведенных обязательных археологических работ, тем самым Яковлевой М.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Яковлева М.А. не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель Мороз И.И. просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Яковлевой М.А. состава административного правонарушения, приобщив письменные возражения на протокол об административном правонарушении.
Представитель Севнаследия Сличная В.А. просила привлечь Яковлеву М.А. к административной ответственности.
Выслушав представителя Мороза И.И., представителя Севнаследия Сличная В.А., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ административная ответственность наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, согласно преамбуле которого государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 3, пункта 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К таковым, в частности, относятся и достопримечательные места.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
Пунктом 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
В силу пункта 2 ст. 40 названного Федерального закона, в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Исходя из пункта 1, подпунктов 5.2.29, 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, Министерство культуры Российской Федерации является органом, который самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места; утверждает границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
8 июня 2016 г. Министерством культуры Российской Федерации принят приказ № 1279 «О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории» (далее - Приказ № 1279).
Согласно пункту 1 названного приказа выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
В приложении к приказу содержится описание границ территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь).
12 августа 2016 г. Министерством культуры Российской Федерации принят приказ № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (далее - Приказ № 1684).
В силу пункта 1.3 особые условия использования территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» включают, в том числе, осуществление изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ с условием проведения обязательных археологических полевых работ.
Таким образом, Министерством культуры Российской Федерации установлены ограничения по использованию земельных участков, расположенных в границах территории указанного достопримечательного места, которые должны соблюдаться при осуществлении хозяйственной деятельности и строительстве на данных земельных участках.
Названные в п. 1.3 Приказа № 1864 требования распространяются на всю территорию объекта культурного наследия федерального значения, вне зависимости от установления охранной зоны и режима использования земельных участков, расположенных на территории такого объекта.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия.
Таким образом, вопреки доводам представителя Яковлевой М.А., из вышеперечисленных правовых норм и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, следует, что для определения вопроса о наличии или отсутствии состава данного правонарушения по названой статье КоАП РФ наличие установленной охранной зоны для достопримечательного места и внесение в связи с этим обременений в государственный кадастр недвижимости не требуется.
Между тем, археологические полевые работы проводятся в соответствии с порядком, установленным ст. 45.1 «Порядок проведения археологических полевых работ» Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, предусматривающим получение разрешения (открытого листа) на проведение археологических полевых работ. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Аналогичные требования о необходимости направления уведомления о выявленном объекте содержатся в п. 16 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Вместе с тем, доказательства направления привлекаемому лицу такого письменного уведомления до момента проведения специалистами Севнаследия проверки в материалах дела отсутствуют. Из пояснений представителя Севнаследия установлено, что такое уведомление в адрес Яковлевой М.А. не направлялось.
При таких обстоятельствах виновность лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, административным органом не доказана, что свидетельствует об отсутствии в действиях Яковлевой М.А. состава вменяемого правонарушения и влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 24.5, 17.3 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении Яковлевой М.А. по ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Ю.С. Степанова