Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Лях Г.В.,
с участием истца Чапоргиной Е.А.,
представителя ответчика Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1176/2020 по иску Чапоргиной <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа», третьему лицу – Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Самарской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно,
у с т а н о в и л :
Истица Чапоргина Е.А. обратилась в суд с названным выше иском к ответчику и третьему лицу, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указала, что она является матерью троих детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
08.06.2020 г. посредством портала государственных услуг РФ ею было подано заявление на назначение её дочери ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
23.06.2020 г. на её обращение пришел отказ с пояснением, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
При посещении ею Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа», ей показали, какие доходы были учтены, а именно был неверно учтен доход от предпринимательской деятельности. Выяснения на месте, почему служба так рассчитывает доход, результата никакого не дали.
26.06.2020 г. ею была написана жалоба в аппарат президента с просьбой пояснить, почему социальные службы рассчитывают доход от предпринимательской деятельности игнорируя письмо Министерства финансов РФ от 28 июля 2014 года № 03-11-10/36931 [О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы], которое следующего содержания: Департамент налоговой и таможенно- тарифной политики рассмотрел письмо от 19.06.2014 № 01-22-912/14 о расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Истица считает, что исходя из пояснений данного документа, социальные службы должны были взять к расчету сумму из её налоговой декларации 61 573 рубля, а по факту была учтена сумма 423 300 рублей.
По декларации о доходах ИП денежное вознаграждение это не 010 строка (которую берут в расчет социальные службы), а только 030 строка, именно она является денежным вознаграждением ИП от деятельности, которое предприниматель реально держит в руках и может распоряжаться по своему усмотрению.
В ответ на её обращение, пришло письмо из Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.07.2020 г., в котором не было сказано ни одного слова по её вопросу.
31.07.2020 г. она обратилась через Интернет приемную к губернатору Самарской области Д. Азарову и в прокуратуру РФ с тем же вопросом.
08.09.2020 г. в ответ на её обращение, пришло письмо из того же Министерства с абсолютно аналогичным текстом как и ранее от 24.07.2020 г. (только убрали текст об оказании материальной помощи). Ни одного слова о законности принятых действий учета дохода сказано не было. Ответ из прокуратуры был дан 25.09.2020 г. с аналогичным ответом.
Истица считает, что данные действия сотрудников социальной службы нарушают права её ребенка на получение выплаты.
В связи с вышеизложенным нарушением ответчиком, ею были понесены судебные расходы в размере 300 рублей - оплата госпошлины.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истица просила признать незаконным отказ соцзащиты в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Обязать соцзащиту сделать перерасчет среднедушевого дохода её семьи от предпринимательской деятельности согласно письму Министерства финансов от 28 июля 2014 года N 03-11-10/36931 [О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы].
Признать за ней (истицей) право на меру государственной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, начиная с 01.01.2020 года.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа» судебные расходы в размере 300 рублей.
В период нахождения дела в производстве суда, истица дополнила требования требованиями о взыскании с ответчика почтовых расходов в сумме 346 рублей 21 копейка, о чем представила соответствующее заявление и кассовые чеки. (л. д. 64 – 67).
В судебном заседании истица исковые требования в полном объеме поддержала, считала требования обоснованными, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Попова А.А. (по доверенности от 28.07.2020, л. д. 73) не признала предъявленного иска, полагала, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Стороной ответчика суду представлены и приобщены к материалам дела возражения на предъявленный иск. (л. д. 42 – 44).
Представитель третьего лица – Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Самарской области в судебных заседаниях не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленного иска, при этом суд исходит из следующего:
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, в то же время в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Гражданский Кодекс РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 ГК РФ) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых способов.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 8 ГК РФ закрепляет основания возникновения гражданских прав и обязанностей и указывает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения единства практики применения судами раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, дал судам необходимые разъяснения и указал, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суду также следует учитывать (в том числе) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле.
В силу требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что истица является матерью троих детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем следующих мер социальной поддержки на троих детей: ежемесячное пособие на каждого ребенка; ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка – 10 868 руб.; ежемесячная денежная компенсация расходов на проезд учащихся общеобразовательных школ в размере 100 руб. на каждого ребенка; ежемесячное пособие на питание школьникам в размере - 700 руб.; компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в детском саду в размере 20% от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за первым ребенком, 50% - за вторым и 70% - за третьим ребенком; ежемесячная денежная компенсация ЖКХ; единовременная выплата в размере 5 000 руб., на детей от 8 до 18 лет на ребенка 2004 года рождения.
Истица осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрирована в ЕГРИП. (л. д. 88, 89, 91, 92).
08.06.2020 г. через портал государственных услуг РФ в государственное казенное учреждение Самарской области - «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа» (ответчику) истицей было подано заявление на назначение её дочери ФИО2 <данные изъяты> рождения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Рассмотрев обращение истицы, органом социальной защиты в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно было отказано.
Последующие обращения истицы с жалобами в аппарат Президента РФ, Губернатору Самарской области, прокуратуру, оставлены без удовлетворения, что истицу не устроило и послужило поводом и основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и постановлением Правительства Самарской области от 08.04.2020 г. № 228 «О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 23.07.2014 г. № 418 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2022 годы» и об установлении ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно для семей, имеющих детей в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрена единовременная денежная выплата (ЕДВ).
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с последующими изменениями и дополнениями).
Статьей 3 указанного выше Федерального закона РФ № 81-ФЗ установлено, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания Федерального закона ежемесячное пособие на детей назначается в порядке и на условиях, установленных региональным законодательством.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» часть федеральных полномочий, в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей - сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), переданы субъектам Федерации и предоставляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.04.2020 г. № 304, утвержден Порядок предоставления ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который устанавливает основные требования и условия назначения и осуществления на территории Самарской области ЕДВ, а также требования, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в предоставлении ежемесячной выплаты.
В соответствии с указанным выше Порядком, документы (сведения), необходимые для назначения ЕДВ, не истребуются у заявителя, а запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме: пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, алименты, в том числе доходы от предпринимательской деятельности (п.2.11 Порядка). Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п.2.15 Порядка).
Органом социальной защиты обращение истицы было рассмотрено, в назначении ЕДВ на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, истице было отказано, поскольку среднедушевой доход превысил величину прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2019 года, поэтому у истицы отсутствует право на назначение ЕДВ на ребенка.
Органом социальной защиты установлено, что истица была зарегистрирована, как индивидуальный предприниматель с 07.05.2019. За 2018 год доходов не имела.
Расчет доходов был произведен следующим образом: 423300 (доход за 2019 г.) /8 мес. (осуществления предпринимательской деятельности с 05.2019 г. по 12.2019 г.) х7 мес. (расчетный период предпринимательской деятельности за период с 05.2019 г. по 11.2019 г.) = 370 387,50руб. (доход от предпринимательской деятельности).
В период нахождения дела в производстве суда, с целью проверки доводов истицы о наличии у нее права на меру социальной поддержки, возможного окончания дела путем урегулирования спора мировым соглашением, органом социальной защиты (ответчиком) были повторно проверены документы для решения вопроса о наличии у истицы права на выплату, при повторной проверке, из представленных суду документов следует, что согласно расчетам средне - душевой доход семьи истицы увеличился с 12 866 рублей до 14 696 рублей, что превышает установленный прожиточный минимум для назначения выплаты.
На основании положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.
Избрание судебного способа защиты и средства защиты является правом заинтересованного лица (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Реализация данного права безусловную обязанность суда по защите заявленного заинтересованным лицом права (интереса) не предопределяет.
Вышеупомянутой нормой ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав.
В частности, данное законоположение помимо перечня некоторых универсальных способов защиты гражданских прав содержит указание на то, что защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом. Следовательно, если закон, регулирующий гражданское правоотношение, устанавливает конкретный способ защиты нарушенного права, то лицо, чье право нарушено, обязано предъявить требование, так как оно предусмотрено соответствующей правовой нормой.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26 марта 2020 г. N 547-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Степановой Татьяны Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» отказал в принятии к рассмотрению жалобы и указал, что реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, определяет круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Так, в целях социальной защиты семей в связи с рождением детей был принят Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в котором законодатель установил основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том числе в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Согласно части 2 статьи 1 данного Федерального закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года N 305-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" законодатель определил порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установив, в частности, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть 6).
Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, в равной мере распространяется на всех лиц, обращающихся за получением выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
В свою очередь, оспариваемые положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе индивидуальными предпринимателями, сами по себе не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявительницы, применяющей упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах, применяя аналогию, ссылка истицы на Письмо Министерства финансов от 28.07.2014 года №03-11-10/36931 [О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы], которым, по мнению истицы, должен был руководствоваться орган социальной защиты, является необоснованной, поскольку упомянутое выше Письмо не является законом либо иным подзаконным актом и носит рекомендательный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что решение об отказе истице в предоставлении государственной услуги основано на номах действующего законодательства, вследствие чего исковые требования о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, вынесенное Государственным казенным учреждением Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа» (ответчиком) незаконным, обязании назначить ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка, удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований иска в полном объеме, то не подлежат компенсации понесенные истицей расходы по уплате государственной пошлины и почтовые расходы.
При наличии перечисленных выше обстоятельств, в удовлетворении предъявленного иска истице следует отказать.
Доводы истицы об обоснованности предъявленного иска и наличии оснований для его удовлетворения нельзя признать состоятельными и заслуживающими внимания по мотивам, приведенным выше.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Чапоргиной <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Восточного округа», третьему лицу – Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Самарской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 26.12.2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |