Дело № 2а-178/2021
10 RS 006-01-2021-000389-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 25 мая 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чемериса Руслана Николаевича, поданного по доверенности Бритвиной Каролиной Сергеевной к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Бритвина К.С., действующая в интересах Чемериса Р.Н., обратилась в суд с вышеназванным административным иском.
Административный иск обоснован тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>. Право аренды на земельный участок возникло у административного истца на основании договора об уступке прав по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке административным истцом возведен объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности 11%. Сведения об объекте незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости, право собственности административного истца на объект зарегистрировано, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал истцу в удовлетворении поданного заявления со ссылкой на положения п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ. По мнению административного истца, оснований для применения данной нормы закона к спорным правоотношениям у административного ответчика не имелось, при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду необходимо было руководствоваться положениями пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, действие которого распространяется на отношения, возникшие из заключенных после ДД.ММ.ГГГГ договоров аренды земельного участка.
На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления.
В судебном заседании административный истец Чемерис Р.Н., его представитель по доверенности Бритвина К.С. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Представители заинтересованных лиц - администрации Лахденпохского муниципального района и администрации Мийнальского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Заслушав позицию административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Мийнальского сельского поселения и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Чемерисом Р.Н. заключен договор об уступке прав по договору аренды вышеуказанного земельного участка (л.д.12). Договор прошел государственную регистрацию 05.1003.2016.
На указанном земельном участке возведен объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности 11%. Сведения об объекте незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости, право собственности административного истца на объект зарегистрировано, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №.
На основании технического плана объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ за Чемерисом Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, степенью готовности 11%.
Разрешение, выданное Чемерису Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома, действует до ДД.ММ.ГГГГ, законность его выдачи административным ответчиком не оспаривалась.
Поскольку право собственности на не оконченный строительством жилой дом зарегистрировано за административным истцом, то завершение строительства и последующая эксплуатация строящегося объекта недвижимости невозможны без предоставления ему земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Чемерис Р.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства жилого дома.
Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Чемерису Р.Н. в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства жилого дома по тем основаниям, что административным истцом не были представлены документы, подтверждающие предоставление ему земельного участка с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в аренду и собственность относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, к компетенции административного ответчика относится принятие решений по вопросам предоставления земельных участков в аренду за плату без проведения торгов.
Как установлено в судебном заседании, Чемерису Р.Н. отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства жилого дома в связи с отсутствием документов, подтверждающих предоставление земельного участка с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на то, что право на заключение договора аренды без проведения торгов для завершения строительства возникает на основании пп.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, то есть после шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Анализируя сложившуюся ситуацию и основания, по которым Министерство отказало Чемерису Р.Н. в предоставлении в аренду земельного участка, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ), а также положениями статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п.3 ст.39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В силу пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В рассматриваемом случае совокупность предусмотренных приведенными нормами условий для заключения договора аренды спорного земельного участка присутствует, поскольку Чемерис Р.Н. на основании договора является арендатором земельного участка, на котором имеется объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, принадлежащий ему на праве собственности, что не оспаривается ответчиком, договор аренды ранее не продлевался в соответствии с выше обозначенным пунктом закона, поэтому у административного ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка в аренду под объектом незавершенного строительства без проведения торгов.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец с заявлением о заключении нового договора аренды для завершения строительства имеет право обратиться только по истечении шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании и применении норм материального права. Так, в силу п.4 ст.36.6 ЗК РФ одним из условий для заключения нового договора аренды земельного участка, в указанных в пункте 3 данной статьи, является подача соответствующего заявления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Доводы административного ответчика на факт государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ, судом во внимание не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае административный истец имеет право на заключение нового договора аренды в силу положений ст.39.6 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (п.3 названной статьи). В данном случае положения п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ применению не подлежат.
На основании вышеизложенного, суд полагает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером № по заявлению Чемериса Р.Н., при условии отсутствия иных оснований для отказа истцу в удовлетворении его заявления.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Чемерису Руслану Николаевичу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Чемериса Руслана Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №.
По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа Чемерису Руслану Николаевичу в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Чемериса Руслана Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года