Дело № 2-2903/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 25 февраля 2015 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи – Качаловой Н.В.,
при секретаре – Моисееве К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вологодской области в интересах Маслова Н. А. к государственному учреждению – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить санаторно-курортную путёвку,
УСТАНОВИЛ:
Действуя в рамках полномочий, предоставленных статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора Вологодской области обратился в Вологодский городской суд в защиту интересов Маслова Н.А. с иском к государственному учреждению – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик) о возложении обязанности предоставить санаторно-курортную путёвку. В обоснование иска указано, что прокуратурой области по обращению Маслова Н.А. проведена проверка по вопросу отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Маслов Н.А., являясь лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приложив все необходимые документы, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Маслов Н.А. путёвкой не обеспечен. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328, которым утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, просил суд: обязать ответчика предоставить Маслову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, санаторно-курортную путёвку за ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области Соколова Е.М. на требованиях настаивала. Изложила доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Рожкова Н.М. исковые требования не признала в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Не оспаривая предусмотренное законом право Маслова Н.А. на получение путевки на санаторно-курортное лечение, указала, что Кукушкин Н.А. был поставлен на учет и включен в список нуждающихся в санаторно-курортном лечение граждан-получателей набора социальных услуг Вологодской области, о чем было сообщено заявителю (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ года). В соответствии с п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственно социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года №864 (в редакции постановления от 26.12.2013 гола №1294), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением Фондом социального страхования Российской Федерации отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. При этом объем финансирования указанных расходов определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению и численности граждан из числа включенных в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В ДД.ММ.ГГГГ до регионального отделения доведены лимиты бюджетных обязательств на цели обеспечения санаторно-курортным лечением граждан льготных категорий Вологодской области в размере <данные изъяты>, дополнительные объемы бюджетных ассигнований на приобретение путевок в санатории Крымского федерального округа составили <данные изъяты>. На выделенные средства приобретено и выдано гражданам льготных категорий в порядке очередности 2 395 путевок. Выделенные средства региональным отделением освоены в полном объеме. Региональное отделение не может нести ответственность по обязательствам, превышающим объем финансирования на <данные изъяты>.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришёл к следующему.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Статьёй 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
На основании части 2 статьи 6.3 названного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе необходимого финансирования.
По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
При этом ответчик не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета, а недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение, не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
На основании изложенного, учитывая, что Маслов Н.А. санаторно-курортной путевкой в ДД.ММ.ГГГГ календарном году не был обеспечен, при этом своевременно обратился с заявлением и представил необходимые документы, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования заместителя прокурора Вологодской области в интересах Маслова Н. А. к государственному учреждению – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить санаторно-курортную путевку Маслову Н. А. за <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2015 года.